Слава Макаркин: слушайте хорошую музыку

Слава Макаркин

На вопросы «Рекламы» отвечает Слава Макаркин — музыкальный продюсер, музыкант, аранжировщик, композитор, владелец музыкальной продюсерской компании «SlaMak Production». На родине Слава работал со многими известными украинскими артистами, такими как Ани Лорак, Мария Бурмака, Мика Ньютон, Асия Ахат и другими. Сейчас он сотрудничает с популярными американскими певцами, а также артистами co всего мира.

Профессия музыкальный продюсер толкуется очень по-разному. Кто-то считает, что это человек, который продвигает музыканта, кто-то – кто сочиняет музыку, кто-то – кто зарабатывает на артисте деньги. По вашему мнению, кто же такой музыкальный продюсер?

Да, правда, толкований много. Давайте начнем с того, что означает слово «продюсер». Это тот, который что-то производит. Например, можно сказать, что корова – это продюсер молока. Так что музыкальный продюсер – это тот человек, который произвел музыку.

В Советском Союзе понятие «интеллектуальная собственность» было очень размытым, законы отсутствовали. Поэтому была такая профессия, которая называется «аранжировщик». В западном мире такого термина нет. Все специалисты, которые создают музыку, называются музыкальными продюсерами.

Как я понимаю, бывают разные подвиды этой профессии?

Да, это может быть продюсер, создающий проект с нуля, например, собирает какую-то группу, придумывает ее концепцию, находит музыку и записывает все это. Или может собрать музыкантов под конкретную песню, раздать ноты и сказать, что играть и петь. Может быть вокальный продюсер – поставить человека у микрофона и помочь ему петь наилучшим образом. Может быть продюсер, производящий электронную музыку или биты. Все это – и есть профессия музыкальный продюсер, в результате его деятельности появляется музыка.

Есть устойчивое представление, что продюсер занимается продвижением артистов, организовывает концерты. Это не так?

Продвижением и популяризацией, как правило, занимаются промоутеры и пиар-менеджеры. Организацией концертов занимается обычно кто угодно, но если это все-таки профессиональный уровень, то эта роль принадлежит тур (серия концертов) продюсерам.

Так, с профессией более-менее разобрались. Давайте перейдем к вам. В чем заключается ваша профессиональная деятельность?

Я создаю музыку. Могу сам сочинять музыку. Могу делать аранжировки. Могу поставить человека к микрофону и вытянуть из него самое лучшее, и из этого создать песню. Редакция, сведение, мастеринг… — очень много профессиональных студийных функций. Мой итоговый продукт – это готовая музыкальная звукозапись.

В каких стилях вы работаете?

В самых разных. Главное, чтобы это была хорошая музыка. Не дешевая, одноклеточная, а интересная, профессионально сделанная.

Что первично? К вам приходит музыкант с идеей создать музыкальную композицию, или вы ищете музыкантов под свои задумки?

Бывает по-разному. Например, пришла идея создать девичью группу. Тогда мы выбираем несколько девушек определенной наружности (даже этноса) с определенными вокальными данными. Что они будут петь? Какой будет стиль? Продумываются все тенденции рынка. Сочиняется и аранжируется нужная музыка, сочиняются слова, создаются песни, образы исполнителей, легенды… Такие проекты обычно называются коммерческими. Потому что вначале идет идея, затем под идею ищутся люди.

Бывают творческие проекты. Когда приходит уже “действующий” исполнитель и хочет создать композицию. Это может быть уже готовая песня, может быть пара строчек текста или основной мотив, или даже просто идея, в каком стиле он хочет спеть. И мы начинаем работать. Делаем бит – ритмический фундамент песни. При необходимости подключаем композиторов, поэтов. Делаем аранжировки. И так далее.

Что обычно появляется сначала – слова песни или музыка?

Вопрос интересный и сложный. Без слов нет песни, и без музыки нет песни. Но по моему опыту, все-таки музыка первична. Естественно, слова важны. Это те ключевые фразы, по которым мы и запоминаем песни. Но, тем не менее, гораздо сложнее написать яркую мелодию, чем на яркую мелодию написать текст. Нот всего 12, а слов – тысячи. Иногда может прийти мелодия и словесная фраза одновременно. Но чаще всего хорошие песни сочиняются на “птичьем” языке (на ла-ла-ла), а потом пишутся тексты. Музыка все-таки первична. Тех, кто больше за слова, хочу спросить – какие мы слова в молодости понимали, когда слушали “западную” музыку?

И в вашей жизни, чувствуется, музыка тоже первична?

Музыкой я занимаюсь с детства. Папа играл на гитаре и барабанах. Мама работала в детском саду. Когда я приходил к ней на работу, любил заглядывать к педагогу, занимающемуся с детишками музыкой. Она меня как-то раз посадила за пиано, я и начал что-то наигрывать. В результате она посоветовала родителям обязательно отдать меня в музыкальную школу, увидев во мне талант. Музыкальную школу по классу фортепиано я окончил с отличием. Мы жили на юге Украины, в Николаеве. Уже в 16 лет я попал в музыкальный коллектив клавишником. И начал путь на профессиональную сцену.

  • Слава Макаркин
  • Слава Макаркин
  • v
  • Слава Макаркин
  • Слава Макаркин
  • Слава Макаркин

Как получилось, что из музыкантов-инструменталистов вы стали продюсером?

Началось с того, что я начал делать аранжировки. Сначала как клавишник, потом все остальные инструменты, ударные, гитары, басы. Технологии развивались, многое стало компьютеризировано – я все это с удовольствием осваивал. Потом сам начал сочинять песни, записывать, работать с вокалистами. Далее попал на профессиональную студию звукозаписи, уже в Киеве. Там внутри больших команд работал с известными артистами, приобретал опыт. Так и переквалифицировался в музыкального продюсера.

Не жалеете?

Я на сцене провел очень много времени, до сих пор часто выхожу на сцену как клавишник, так что по сцене не скучаю. В певцы не стремлюсь, как многие. Каждый должен заниматься своим делом. Причем, хорошо. Но, тем не менее, придерживаюсь классических музыкальных (шоу-бизнесовых) ценностей. Я считаю, что в музыкальной индустрии две самых главных и базовых единицы – это песня и человек с микрофоном. Вся остальная огромная армия музыкантов, клипмейкеров, диджеев, промоутеров, концертных устроителей и так далее трудится для них и благодаря им. У всей “армии” можно спросить – где бы вы были, если бы не певец и песня? Поэтому и я, как музыкальный продюсер, тоже работаю для артистов и песен.

Вы авторитарный продюсер? Кто принимает финальные решения о том, как будет звучать песня, вы или артист?

Это совместная работа. Но по большому счету, мне, моему опыту доверяют. Поэтому и выбирают меня в качестве своего музыкального продюсера. Музыка, которую я делаю, отражает мое мировоззрение. Я не могу делать того, чего не чувствую. Так что, выбирая меня, артисты выбирают мой подход к музыке, и обычно конфликтов не возникает. Каждый делает свою работу. Если певец хочет перепеть какую-то фразу – пожалуйста, хоть сто раз, пока не придем к результату. А вот, например, какой из сотни тембров синтезированного баса выбрать – уж позвольте, это моя сфера.

Что вас больше всего привлекает в вашей профессии?

Эмоции, которые возникают, когда я завершаю песню. Ставлю точку и говорю: «Все, готово» после двадцатой переделки, пересведения, перемиксовки… Не передать это чувство удовлетворения от созданной работы.

Вы в Украине были успешным, работать с вами стремились многие артисты. Почему же вы решили переехать в Америку?

Если говорить правдиво, то я разочаровался в своей стране в то время. На своем творческом пути в Украине я уперся головой в потолок, как говорится – выжал максимум, но моей стране было все равно. До Америки я проработал в Киеве 12 лет. Работал со всеми звездами, кто там в то время находился. Например, я сделал 5 альбомов Ани Лорак. 3 альбома Марии Бурмаке, сделал огромное количество песен для различных исполнителей. Мои треки звучали и еще, наверное, звучат по радио и телевидению. Но… увы, «интеллектуальная собственность» так и остается незащищенной. Печально-смешная история – когда мы только приехали в Америку, еще не было документов, меня устроили на какую-то “унылую” подработку – пропылесосить ресторан. Я выполнил работу, вышел из здания и увидел напротив большой магазин, в котором был отдел компакт-дисков. И я нашел там около десяти дисков, спродюсированных мной. Представляете? В каком-то далеком печальном Кливленде – мои диски! (Естественно, ни цента я с этого не получал). У меня были слезы на глазах. Вот как страна ценит “своих”!

Как сложилась ваша профессиональная жизнь здесь, в Америке?

После года в печальном Кливленде я переехал в Чикаго, и музыка меня здесь встретила. Я активно вернулся к студийной работе. Благо, в Америке нет проблем с “железом”. У меня есть возможность покупать любое топовое оборудование, о котором у нас там многие только мечтали. Сейчас у меня своя студия и также я сотрудничаю с ведущими студиями города. У меня большой пул артистов, с которыми мы работаем. Есть начинающие, есть и известные. Пара очень популярных американских исполнителей. Есть украинские, российские, румынские, молдавские, литовские, польские и даже арабские артисты. Как-то создал чисто американский проект girls-band, назывался Triple Heat, получивший популярность в Чикаго. Сейчас работаю с солисткой этого проекта. Делаю музыку для фильмов, передач и различной рекламы. Так что разнообразие работы очень большое.

О чем мечтаете?

Конечно, получить Grammy. Будем к этому двигаться. И если раньше думал, что мое иммигрантское происхождение в этом может помешать, то сейчас я понял, что наоборот, мой мульти-культурный бэкграунд дает мне массу преимуществ.

Какой совет вы можете дать начинающим музыкантам и музыкальным продюсерам?

Быть трудолюбивым. В музыкальном мире очень много мечтателей, которые только сидят и думают, как они станут известными и будут “тратить деньги как черный рэпер”. Нужно постоянно работать, бит за битом, песню за песней, бить в одну точку. Тогда будет успех. Ну, а всем людям хочу пожелать слушать хорошую музыку, это то, что остается в душе.