“Шекспир – самый современный драматург!”

“Гамлет” в Chicago Shakespeare Theater

Морис Джонс. Фото - courtesy Chicago Shakespeare Theater
Морис Джонс. Фото - courtesy Chicago Shakespeare Theater

В эти дни на сцене Чикагского шекспировского театра (Chicago Shakespeare Theater) идет спектакль “Гамлет” (“Hamlet”) по бессмертной трагедии У.Шекспира. Режиссер – художественный руководитель театра Барбара Гейнс.

Двенадцать трагедий, шестнадцать комедий, шесть исторических хроник, четыре поэмы, сто пятьдесят четыре сонета – неплохой итог пятидесяти двух лет жизни Уильяма Шекспира! (В скобках замечу, что в отличие от новомодных течений я все-таки рассматриваю Шекспира как реальное лицо, поэтому исхожу из предположения, что все сочинения, известные как сочинения Шекспира, написал именно он.)

“Гамлет” в творчестве Шекспира стоит особняком. Великий театральный режиссер Питер Брук сказал: “Шесть самых простых слов в английском языке – To Be Or Not To Be. Трудно найти на планете место, где бы они не были переведены. “Гамлет” является наиболее всеобъемлющей из всех пьес Шекспира. Каждый человек, молодой или старый, идентифицирует себя сегодня с персонажами “Гамлета” и занимавшими их вопросами”.

Премьера “Гамлета” состоялась в лондонском “Глобусе” в 1603 году. В 1608 году спектакль был сыгран на лодке “Красный дракон” у берегов Йемена, еще через десять лет труппа объехала с “Гамлетом” всю Северную Европу. Вот уже четыреста шестнадцать лет человечество продолжает “идентифицировать себя с шекспировскими персонажами и отвечать на занимавшие их вопросы”. Тяга к гастролям, поиск общения, свежих глаз и ушей всегда были в центре внимания Шекспира. Продолжая традиции, заложенные великим Бардом, 23 апреля 2014 года – в день четырехсотлетия со дня рождения Шекспира – лондонский театр “Глобус” начал гастрольный марафон “Globe to Globe Hamlet”, равный которому не знала театральная история. В течение двух лет “Гамлет” в постановке тогдашнего художественного руководителя театра Доминика Дромгула показали во всех без исключения странах мира. Двести пять остановок на семи континентах, выступления на деревенских площадях и в национальных театрах, огромных дворцах и в джунглях, на пляжах и в замках, путешествия на автобусах и лодках, самолетах и поездах, джипах и парусниках… – это была самая безумная и непредсказуемая театральная авантюра длиной в два года, в которую с удовольствием втянулись актеры театра. Заключительным аккордом мирового турне стал датский город Хельсингер (Эльсинор), в котором происходит действие шекспировской драмы. Спектакль сыграли 23 апреля 2016 года в день четырехсотлетней годовщины со дня смерти Шекспира. Показательно, что этот день стал последним для Дромгула в должности художественного руководителя “Глобуса”. Он решил не продлевать контракт с театром.

В рамках кругосветного путешествия “Гамлет” в 2015 году приезжал на гастроли в Чикаго. Америка в этом туре стала двадцать седьмой остановкой театра. “Глобус” побывал в Вашингтоне, Чикаго и Нью-Йорке (специальный показ в здании ООН). Это был последний раз, когда мы видели “Гамлета” в Чикаго. До этого был “Гамлет” Питера Брука, а еще раньше – Барбары Гейнс. Руководительница Шекспировского театра обращалась к “Гамлету” последний раз более двадцати лет назад. Тогда спектакль получил высшую театральную премию Чикаго “Джефф” (Joseph Jefferson Awards) за лучшую постановку года.

Барбара Гейнс. Фото - courtesy Chicago Shakespeare Theater
Барбара Гейнс. Фото — courtesy Chicago Shakespeare Theater

Барбара Гейнс родилась в пригороде Нью-Йорка. Выпускница Северо-Западного университета (Эванстон, штат Иллинойс). Играла в театрах Нью-Йорка и Чикаго. Основательница и с 1986 года бессменный художественный руководитель Чикагского шекспировского театра. С момента создания театра поставила более чем шестьдесят спектаклей. Режиссер более тридцати шекспировских пьес. Четыре раза ее спектакли – “Король Лир” (сезон 2000-01 годов), “Гамлет” (сезон 2006-07 годов), “Цимбелин” и “Комедия ошибок” (оба – сезон 2007-08 годов) – получали премию “Джефф” в категории “Лучшая постановка сезона”, три раза – за спектакли “Цимбелин”, “Король Лир”, “Комедия ошибок” – она становилась лучшим режиссером года, трижды удостаивалась Лондонской театральной премии Лоуренса Оливье (Olivier Award). Всего ее спектакли получили более тридцати пяти премий “Джефф” в разных категориях.

В беседе со мной Барбара Гейнс сказала: “Для меня слово “классика” означает “вселенная”. Темы классических произведений всегда универсальны. Душа Шекспира должна соприкасаться с душой других драматургов, которых мы ставим. Поэтому драматурги-нигилисты, не верящие ни во что позитивное, прославляющие только смерть и вечные муки, не подходят мне как режиссеру, и я не буду их ставить в нашем театре. Мне интересна эволюция духа. Это то, что составляет основное содержание драматургии Шекспира. Поэтому Шекспир для меня – по-прежнему самый яркий, самый современный драматург!”

Новый “Гамлет”, по словам Гейнс, не имеет со спектаклем двадцатилетней давности ничего общего. Пока идут предварительные показы. Официальный показ для прессы состоится 25 апреля, так что пока не могу вам рассказать всех секретов новой постановки. Зато известно, какой звездный актерский состав собран в “Гамлете”.

Актерский состав спектакля “Гамлет”. Фото - courtesy Chicago Shakespeare Theater
Актерский состав спектакля “Гамлет”. Фото — courtesy Chicago Shakespeare
Theater

Исполнитель главной роли – известный американский актер Морис Джонс. Недавно он играл на Бродвее в спектакле “The Lifespan of a Fact, где его партнером был Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер в серии фильмов по романам Джоан Роулинг). Среди бродвейских спектаклей Джонса – “Saint Joan” в постановке лауреата премии “Тони” Даниэля Салливана, “Вишневый сад” с Дайаной Лейн, “Ромео и Джульетта” с Орландо Блумом и “Юлий Цезарь” с Дензелом Вашингтоном. Джонс работал в Public Theater и Roundabout Theatre Company.

Карен Олдридж (Гертруда) была первой исполнительницей роли Тамиры в спектакле Steppenwolf Theatre “Человек из Небраски” по пьесе Т.Леттса, участвовала в международном туре со спектаклями Питера Брука “Поле битвы” (“Battlefield”) и “Костюм” (“Le Costume”), играла в спектаклях Goodman Theatre и Writers Theatre.

Тимоти Декер (Клавдий) известен спектаклем “Toys in the Attic” в American Blues Theatre. За роль в нем он был награжден премией “Джефф”. А еще в течение четырех лет он тысячу шестьсот раз (!) сыграл Сэма Филипса в спектакле “Million Dollar Quartet” в Apollo Theatre.

Для Ларри Яндо роль Полония стала двадцать пятой работой в театре. Блистательный актер, пятикратный лауреат премии “Джефф”, лучший актер Чикаго по версии журнала Chicago Magazine – одно его присутствие повышает на порядок уровень спектакля. Недавно он закончил европейский тур со спектаклем Питера Брука “Поле битвы”, до этого участвовал в национальном туре с “Королем Лиром”. Одиннадцать сезонов Яндо играет Эбенезера Скруджа в “Рождественской сказке” в Goodman Theatre. В декабре он сыграет эту роль в двенадцатый раз.

Шон Аллан Крилл (Гораций) дебютировал на Бродвее в роли Сэма Кармайкла в мюзикле “Мамма Мия!” Потом он играл эту роль в туре по Северной Америке. Недавно участвовал в мировой премьере мюзикла Аланиса Моррисетта “Jagged Little Pill” (American Repertory Theater). Премьера на Бродвее намечена на осень 2019 года.

В послужном списке Рейчел Никс (Офелия) – спектакли “Final Follies”, “War”, “And I and Silence”, “The Good Negro” на Офф-Бродвее, постановки в McCarter Theatre и The Old Globe.

Семикратный лауреат премии “Джефф”, девяностопятилетний патриарх американского театра Майк Нассбаум продолжает радовать нас новыми работами. В спектакле он играет одного из могильщиков. Его партнером выступает еще один наш старый знакомый – ветеран чикагской (и не только) сцены Грег Винклер. (В Шекспировском театре даже могильщиков играют звезды!) Только в Шекспировском театре он сыграл около сорока ролей! Винклера часто можно увидеть в Milwaukee Repertory Theatre. Он является художественным руководителем одного из интереснейших театров Висконсина – Peninsula Players Theatre.

Сезон 2018-19 годов завершится североамериканской премьерой мюзикла Тоби Марлоу и Люси Мосс “Шесть” (“SIX”, 14 мая – 30 июня 2019 года, The Yard). Режиссеры-постановщики – Люси Мосс и Джейми Эрмитейдж. Спектакль рассказывает о шести женах короля Генриха VIII. Королевы по очереди берут микрофон, чтобы вывести свою личность из тени печально известного супруга. Действие из пятнадцатого легко переходит в двадцать первый век, и монологи женщин о своих правах выглядят на редкость актуальными. В спектакле участвует группа “Ladies in Waiting”.

Премьера в Лондоне прошла с невероятным успехом. Спектакль получил пять номинаций на премию Лоуренса Оливье.

Это не все новости о Шекспировском театре. О новом сезоне театра – в ближайших выпусках Театрального обозрения. Нас ждет много сюрпризов! Встретимся в театре!

Чикагский шекспировский театр. Общий вид. Фото - courtesy Chicago Shakespeare Theater
Чикагский шекспировский театр. Общий вид. Фото — courtesy Chicago Shakespeare Theater

Nota bene! Спектакль “Гамлет” идет до 9 июня в помещении Чикагского шекспировского театра (Courtyard Theater) по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. $48 – $88. Билеты на все спектакли сезона 2018-19 годов и абонементы на сезон 2019-20 годов – на сайте http://www.chicagoshakes.com/, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра. Для зрителей моложе тридцати пяти лет действует программа “CST for $20”. На групповые заказы предусмотрены скидки. Не забудьте в кассе театра поставить штамп на билете паркинга на “Navy Pier”. В этом случае вы получите сорокапроцентную скидку.