“Самоубийца”. Американский вариант

Премьера в The Artistic Home

Dying for It

Одна из самых интересных весенних театральных премьер — спектакль театра The Artistic Home “Умереть за это” (“Dying For It”) по пьесе Мойры Буффини. Режиссер — Моника Пейн. В ролях: Даниэль Штифельберг (Семен), Кайла Адамс (Маша), Тодд Войцик (Александр), Кэти Скамбиаттера (Серафима), Кристин Коллинс (Маргарита), Джон Лафламбой (Аристарх), Патрик Торнтон (отец Елпидий), Рид Кокер (Егор).

Пьеса “Умереть за это” (2007 год) — вольная фантазия британского драматурга, режиссера и актрисы Мойры Буффини на темы пьесы Николая Эрдмана “Самоубийца”, сатиры 1928 года, запрещенной Сталиным еще до премьеры. В аннотации к версии Буффини читаем, что нас ждет “современный взгляд на мрачное шутовство и заблуждения послереволюционной жизни. В трагедии, ставшей фарсом, Семен — молодой безработный с навязчивой мечтой покончить жизнь самоубийством. Разношерстная команда, состоящая из недовольного интеллектуала, шумного романтика, сомнительного священника, скандального писателя и пролетарского почтальона, объединяется, чтобы получить выгоду от самоубийства Семена”.

Буффини знает, как работать со словом. В ее активе — сценарии к фильмам “Неотразимая Тамара” (“Tamara Drewe”, 2010), “Джейн Эйр” (“Jane Eyre”, 2011), “Византия” (“Byzantium”, 2012), ее пьесы шли на сценах лучших британских театров: Soho Theatre (“Gabriel”), Royal Shakespeare Company (“Loveplay”), National Theatre (“Dinner”, “Welcome to Thebes”, “wonder.land”), Almeida (“Marianne Dreams”). Пьеса “Умереть за это” была написана по заказу лондонского театра Almeida. Мировая премьера состоялась в марте 2007 года.

Пьеса “Самоубийца” написана Николаем Эрдманом в 1929 году. При жизни автора не печаталась и никогда не ставилась, хотя попытки были. Мейерхольд подписал с Эрдманом договор на постановку спектакля, но Главрепертком пьесу запретил. Репетировал “Самоубийцу” и Константин Сергеевич, однако до премьеры дело не дошло. Запрет на постановку исходил от Сталина. Спустя десятилетия, в 1982 году, Валентин Плучек поставил пьесу в Театре Сатиры, но после премьеры спектакль сняли с репертуара. Спектакль Юрия Любимова на Таганке тоже запрещали — он вышел только в 1990 году. Активно “Самоубийцу” стали ставить в последнее десятилетие XX века. Впервые пьеса была опубликована в Германии в 1969 году, в СССР впервые появилась в журнале “Современная драматургия” в 1987 году.

Чикагские театралы помнят “Самоубийцу” в версии Сергея Женовача и Московского театра “Студия театрального искусства”. Мы видели этот спектакль в ноябре 2017 года в рамках второго сезона международного проекта “Stage Russia HD”. Спектакль, подобно тексту Николая Эрдмана, получился острый, дерзкий, эксцентричный. Художник Александр Боровский выстроил на сцене тесную двухэтажную конструкцию из старых дверей, за каждой из которых кипит жизнь. Я помню, так было в “Доме на набережной” на Таганке. Художник Давид Боровский-старший лишал героев свободного пространства, и эта метафора несвободы физически ощущалась на таганской сцене. В “Самоубийце” у Боровского-младшего герои тоже буквально на головах друг у друга живут. А за дверями — черное пустое пространство, мрак и смерть.

“От времени не надо уходить — тем более, что оно сидит в нас, и никуда мы от него не денемся. История конца двадцатых-тридцатых годов — не просто забытый кусок жизни. Я в свое время читал, что когда людей расселяли, они не хотели уезжать из коммуналок, они настолько привыкли, что есть один туалет, что все знают кто что ест, кто что готовит. Это была мука, и люди были в этой муке счастливы, — говорил перед премьерой Сергей Женовач. — Наш спектакль — высказывание о том, что происходит сейчас с людьми, попытка поразмышлять о сегодняшнем “маленьком человеке”. Мысль главного героя Подсекальникова о том, что “жить хочется, на работу ходить хочется, любить хочется”, кому-то может показаться обывательской, но для нас она важна.”

“Самоубийца” — уникальная пьеса, в которой есть сатира и абсурд, мелодрама и комедия. Гениальный Николай Робертович сочинил текст на все времена. Как будто сегодня написаны слова главного героя: “Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну!” Театральный критик Елена Дьякова продолжает тему: “Пьеса 1928 года актуальна до неприличия. Слова ее шипят и взрываются, как карбид в воде. Бедный обыватель, честный коммунальный лузер, Подсекальников бьется между неумолимым равнодушием державы и бесовщиной Аристарха Доминиковича. И только инстинкт жизни… отводит беднягу от дула пистолета. Впереди у него, как известно из истории, — сорок бочек арестантов и сто смертей. Без выбора”.

Даниэль Штифельберг. Фото - The Artistic Home
Даниэль Штифельберг. Фото — The Artistic Home

Главную роль в спектакле исполняет Даниэль Штифельберг. Он родился в одном из северных пригородов Чикаго в семье иммигрантов из Киева. Учился в The Ohio State University (Коламбус, штат Огайо), работал во многих театрах Огайо, в том числе — в Available Light, Gallery Players, Actors’ Theatre of Columbus, Evolution Theatre Company. Вернувшись в большой Чикаго, продолжил заниматься театром. Играл в Steep, Teatro Vista, The Sound. Летом 2015 года работал стажером в Steppenwolf Theatre. Бывший член труппы театра The New Coordinates, где играл Тревиса в спектакле “PUNK” (2017 год). О других своих увлечениях Даниэль говорит так: “Я читаю фантастические пьесы, посещаю творческие вечера, встречаюсь с действительно крутыми театральными деятелями, путешествую, готовлю чебуреки, говорю на испанском языке в такериях, на русском — дома, немного бегаю, немного занимаюсь йогой, пью хорошее пиво, танцую, изучаю Чикаго и живу”.

Режиссер Моника Пейн — ассистент профессора отделения актерской игры и режиссуры университета Tulane (Новый Орлеан). Ее спектакль “Song of Home: a theatrical meditation on global displacement” был показан в странах Восточной Европы и в Чикаго в рамках Chicago Physical Festival в июле 2022 года. Ее недавний спектакль “Ada and the Engine” в The Artistic Home был хорошо встречен зрителями и критиками, а актер Брукелин Хеберт стал лауреатом премии “Джефф” за лучшую роль.

Театру The Artistic Home в этом году исполняется двадцать пять лет. Он возник в Чикаго в 1998 году. Среди заметных спектаклей театра: “Орфей спускается в ад” Т.Уильямса (сезон 2000-01 годов), “После падения” А.Миллера (сезон 2002-03 годов), “Безумная из Шайо” Ж.Жироду (сезон 2005-06 годов), “На волосок от гибели” Т.Уайлдера (сезон 2009-10 годов), “Ужасные родители” Ж.Кокто (сезон 2013-14 годов), “Служанки” Ж.Жене (сезон 2017-18 годов). В труппе театра — пятнадцать актеров. Художественный руководитель — Кэти Скамбиаттера. Подробности истории создания и сегодняшнего дня театра — на сайте www.theartistichome.org/.

Nota bene! Спектакль “Умереть за это” театра The Artistic Home идет до 23 апреля 2023 года в помещении The Den’s Bookspan Theatre по адресу: 1331 North Milwaukee Avenue, Chicago, IL 60622. Билеты — на сайте thedentheatre.com или по телефону 773-697-3830.