Равиния-2019

(Пригород Чикаго Хайленд-парк, концерты 16-20 августа)

Люцернский симфонический оркестр. Фото - Вера Хартманн
Люцернский симфонический оркестр. Фото - Вера Хартманн

Главными событиями предстоящей недели на фестивале в Равинии станут выступления двух оркестров – старейшего симфонического оркестра Азии и одного из лучших симфонических оркестров Европы. Обо всем по порядку.

16 августа, 8.30 pm. Павильон. Впервые в Равинии – Шанхайский симфонический оркестр! В программе: пьеса ”Wu Xing” (”Пять стихий”) Ченя Цигана, Виолончельный концерт А.Дворжака (солистка – Алиса Вайлерштайн), ”Симфонические танцы” С.Рахманинова. Дирижер – Лонг Ю.

Отец китайского композитора Ченя Цигана – художник, обвиненный в период культурной революции в низкопоклонстве перед Западом (в китайской формулировке это звучит по-другому, но суть от этого не меняется). Его отправили в трудовой лагерь, а Ченя – сына врага народа – на перевоспитание. Мальчик учился в это время в школе при Пекинской консерватории. ”Перевоспитавшись”, Чень поступил в консерваторию, а после ее окончания получил возможность продолжить образование во Франции. В течение четырех лет (1984-88 годы) он учился у Оливье Мессиана и других преподавателей Парижской консерватории. Сегодня является одним из крупнейших китайских композиторов.

Шанхайский симфонический оркестр был основан в 1879 году. Его подлинным создателем стал итальянский дирижер Марко Пачи. Маэстро руководил оркестром с 1919 по 1942 год и превратил его в коллектив высочайшего класса. В 1990 году оркестр дебютировал в Карнеги-холл, в 2005 году – стал первым китайским коллективом, выступившим в Берлинской филармонии, в 2010 году – был выбран в качестве культурного посланника Всемирной выставки ”Экспо”. В Чикаго выступает впервые. Музыкальный руководитель оркестра – Лонг Ю. Подробности создания оркестра – на сайте www.shsymphony.com/.

Алиса Вайлерштайн родилась в 1982 году в Нью-Йорке в музыкальной семье. С четырех лет начала обучаться музыке. Ее карьера развивалась стремительно. Уже в тринадцать лет Алиса играла “Вариации на тему рококо” П.Чайковского с Кливлендским симфоническим оркестром, спустя некоторое время состоялись дебютные выступления виолончелистки с оркестрами Филадельфии, Питтсбурга, Балтимора, Сан-Франциско, Нью-Йорка. Алиса – выпускница Колумбийского университета по специальности “История России”. Ее дебют в Чикагском симфоническом центре состоялся на фестивале А.Дворжака в 2009 году. В марте 2011 года она выступала в Чикаго с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (дирижер – Ю.Темирканов), солировала в Первом виолончельном концерте Д.Шостаковича. В 2015 году в Равинии Алиса замечательно исполнила, среди прочих произведений, “Tema “Sacher” Б.Бриттена (это сочинение английский композитор посвятил Мстиславу Ростроповичу) и Сонату для виолончели З.Кодая, в 2016 году – Виолончельный концерт Э.Элгара. Ее муж Рафаэль Пайяре дирижировал Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) 1 и 2 августа.

17 августа, 11.00 am. Павильон. В серии концертов для детей (Kids Concert Series)

Выступление певицы Лори Беркнер. Ее специализация – детские песни. Они просты, мелодичны, прекрасно запоминаются юными зрителями. Самые яркие из них – ”We are the Dinosaurs”, ”I Know a Chicken”, ”The Cat Came Back”, ”Pig on Her Head”, ”The Great Big Dog”. Журнал People назвал певицу королевой детской музыки, а в The New York Times было написано, что Беркнер – ”Адель для дошкольников”. Есть даже такое направление в музыке – ”kindie rock”, и Беркнер – самая яркая его представительница. Так что приходите с самыми маленькими! Подробности творчества певицы и фрагменты записей – на ее сайте www.laurieberkner.com/.

17 августа, 7.30 pm. Павильон. За дирижерский пульт ЧСО возвращается маэстро Кшиштоф Урбанский. В программе: пьеса ”Орава” В.Киляра, Первый скрипичный концерт М.Бруха (солист – Ицхак Перлман), ”Картинки с выставки” М.Мусоргского (оркестровка М.Равеля).

Сочинения польского композитора Войцеха Киляра (1932-2013) редко звучат в филармониях, симфонических залах и на фестивалях. Зато его музыку часто можно услышать в кино. Киляр работал с крупнейшими режиссерами XX века. Он написал музыку к шести фильмам Анджея Вайды, в том числе – к ”Земле обетованной” (”The Promised Land”, 1975), к фильмам К. Кесьлевского, Е. Гофмана, Р. Полянского, К. Занусси, Ф. Ф. Копполы (”Дракула”, ”Bram Stoker’s Dracula”, 1992). Получивший блестящее образование, ученик Нади Буланже, Киляр начинал как композитор-авангардист, потом увлекся минимализмом, потом, отказавшись от сложных созвучий, перешел к простым и понятным формам. Пьеса ”Орава” написана в 1986 году. Присутствием этого сочинения в программе концерта мы обязаны польскому дирижеру Кшиштофу Урбанскому. Ему тридцать пять лет. Родился в Варшаве. Выпускник Варшавской консерватории. Лауреат Первой премии на Международном конкурсе дирижеров в Праге (2007 год). С 2010 до 2017 годов был главным дирижером Симфонического оркестра Трондхайма (Норвегия), с сезона 2011-12 годов – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Индианаполиса (его контракт с оркестром заканчивается в конце сезона 2020-21 годов), с апреля 2013 года – главный приглашенный дирижер Токийского симфонического оркестра, с 2015 года – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Северогерманского радио (Гамбург). Профессор дирижерского факультета The Indiana University Jacobs School of Music. Живет в Варшаве и Индианаполисе. В Равинии Урбанский дебютировал летом 2014 года. В 2017 году он исполнил в Равинии концерт “Вечер русской музыки“. В программе были Третий фортепианный концерт С.Рахманинова с Гарриком Олссоном (только что мы слышали этот концерт в исполнении Дениса Мацуева) и Десятая симфония Д.Шостаковича.

18 августа, 5.00 pm. Павильон. Ежегодная традиция фестиваля в Равинии – концерт “Tchaikovsky Spectacular”, в котором звучат только произведения Петра Ильича Чайковского. Одно из них остается неизменным – Торжественная увертюра “1812 год” с обязательными пушечными залпами. В программе концерта также: Четвертая симфония и “Вариации на тему рококо” для виолончели с оркестром (солист – Киан Солтани). ЧСО дирижирует Ицхак Перлман.

Киан Солтани – австрийский скрипач иранского происхождения. Родился в Брегенце. Выпускник Музыкальной академии Базеля (класс Ивана Монигетти, он начал учиться в Академии в двенадцать лет) и Кронбергской академии музыки (класс Франса Хельмерсона). Выступает с ведущими камерными и симфоническими оркестрами мира.

В Чикаго мы слышали Солтани 5 ноября прошлого года на концерте оркестра “Западно-Восточный диван” под управлением Даниэля Баренбойма. Вместе с альтисткой из Израиля Мириам Манашеров музыкант солировал в сюите “Дон Кихот” Р.Штрауса.

Этим концертом ЧСО заканчивает свои выступления в Равинии. Следующий раз оркестр соберется в Симфоническом центре 19 сентября на первом концерте сто двадцать девятого сезона. За дирижерский пульт вернется его музыкальный руководитель маэстро Риккардо Мути. Между тем концерты Ravinia Festival продолжаются. Нас ждет еще много интересного.

19 августа, 8.00 pm. Павильон. В отличие от оркестра из Шанхая старейший оркестр Швейцарии Люцернский симфонический приезжает в Равинию второй раз и снова, как и два года назад, дает два концерта. В программе первого: увертюра к опере “Школа злословия” и Скрипичный концерт (солистка – Энн Акико Мейерс) С.Барбера, Третья симфония (“The Camp Meeting”) Ч.Айвза, “Симфонические танцы” из мюзикла “Вестсайдская история” Л.Бернстайна. Дирижер – музыкальный руководитель оркестра Джеймс Гаффиган.

Люцернский симфонический оркестр был основан в 1806 году. Американские гастроли – финальный аккорд его двести тринадцатого сезона! На первых выступлениях оркестра музыкантами-любителями исполнялась музыка Гайдна, Моцарта и Бетховена. Зал был всегда полон. Жители Люцерна надевали свои лучшие наряды и торжественно отправлялись в Comödiensaal der Jesuiten – так назывался концертный зал, где играл оркестр… Со временем коллектив из двух десятков любителей превратился в замечательный ансамбль из семидесяти опытных профессионалов. Сегодня оркестр играет важную роль в музыкальной жизни Швейцарии. С ним регулярно выступают дирижеры и солисты с мировым именем. Достаточно назвать лишь несколько имен: сэр Нэвилл Мэрринер, Нееме Ярви, Андрис Нельсонс, Марта Аргерих, Раду Лупу, Гидон Кремер, Вадим Репин, Миша Майский. Оркестр постоянно включает в свой репертуар современную музыку. Среди мировых премьер оркестра – произведения С.Губайдулиной, Р.Щедрина, Б.Юсупова, Д.Хефти, П.Дюсапена, М.-А. Дальбави.

В архиве оркестра – множество аудио– и видеозаписей. Я бы выделил DVD с произведениями Р.Щедрина, А.Дворжака, С.Франка и Д.Шостаковича (Accentus Music), симфония В.Рима “Nähe fern” (Harmonia Mundi); CD с фортепианными концертами Ф.Шопена и Э.Грига (Sony Classical), альбом с музыкой С.Губайдулиной (BIS Records).

Оркестр базируется в помещении Центра культуры (Kultur– und Kongresszentrum, KKL Luzern), построенного по проекту французского архитектора Жана Нувеля.

Славу Люцернскому симфоническому оркестру составили два неизвестных в Америке дирижера – Макс Стурценеггер (1939-1960 годы) и Ульрих Мейер-Шеллкопф (1972-1990). Оркестром руководили Марчелло Виотти (1987-1992 годы), Олаф Хенцольд (1992-1997), Кристиан Арминг (2002-2004 годы), Джон Аксельрод (2004-2009 годы). С 2010 года оркестр возглавляет Джеймс Гаффиган. Подробности создания оркестра и информация о его концертах – на сайте www.sinfonieorchester.ch/de.

Энн Акико Мейерс родилась в Сан-Диего (Калифорния). После окончания Индианского университета и Джульярдской школы стала активно гастролировать по всему миру. Мне запомнился дебютный концерт Мейерс в Равинии летом 2011 года, когда она легко “порхала” по всей мировой музыке, исполняя всего понемногу: от Баха до Арве Пярта. Летом 2014 года Мейерс принимала участие в Четвертом фестивале камерной музыки в Норсбруке (North Shore Chamber Music Festival). Вместе с художественным руководителем фестиваля Вадимом Глузманом она солировала в Концерте И.С.Баха для двух скрипок и струнного оркестра.

Джеймс Гаффиган родился в Нью-Йорке в 1979 году. Учился в консерватории Новой Англии (Бостон) и Высшей школе музыки Шепарда в университете Райса (Хьюстон). Его карьера пошла вверх после победы на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти (2004 год). С 2003 до 2006 года Гаффиган работал дирижером-ассистентом Кливлендского симфонического оркестра, с 2006 до 2009 годов был на аналогичной позиции в Симфоническом оркестре Сан-Франциско. После шести лет ассистирования Ф.Вельзеру-Месту и М.Тилсону Томасу Гаффиган ушел в свободное плавание…

20 августа, 8.00 pm. Павильон. Второй концерт Люцернского симфонического оркестра под управлением Джеймса Гаффигана составлен из произведений русских композиторов: Скерцо и Марш из оперы “Любовь к трем апельсинам” и сюита из балета “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева (обработка Дж.Гаффигана), “Рапсодия на тему Паганини” С.Рахманинова (солист – Джордж Ли).

Джеймс Гаффиган. Фото - Вера Хартманн
Джеймс Гаффиган. Фото — Вера Хартманн

Произведения Рахманинова занимают особое место в репертуаре Люцернского оркестра. Люцерн – город, где жил и сочинял композитор, где он провел, возможно, самый счастливый период своей жизни. Связь Рахманинова с тихим швейцарским городом зародилась 30 апреля 1902 года. Накануне молодой композитор сыграл свадьбу с Натальей Сатиной. После венчания в церкви и ужина в узком семейном кругу молодожены сели в поезд и отправились в Люцерн. Людмила Ковалева-Огороднова в своей статье “Музыка и любовь. Швейцарские страницы жизни Сергея Рахманинова” пишет: “Молодые супруги поселились в отеле Sonnenberg. Каждый день гуляли в соседнем “сосновом лесу, с красивыми видами по сторонам”, как сдержанно описал Сергей Васильевич те места… Скупой на слова Рахманинов был покорен пейзажами Сен-Готардской железной дороги и Итальянских озер. Он признавался: “Верх совершенства. Красивее этого никогда в жизни ничего не видел, в особенности Сен-Готард”. Рахманинов отметил еще Фирвальдштетское озеро, у которого спустя тридцать лет появится его знаменитая вилла, и гору Риджи”. В течение двух месяцев под Люцерном Рахманинов сочинил несколько романсов и доработал кантату “Весна”.

Спустя десять лет Рахманинов с супругой снова поехали в Швейцарию. Наталью волновало переутомление композитора, и она надеялась, что швейцарский климат благотворно скажется на его самочувствии. Так и случилось. В городке Ароза Рахманинов приступил к сочинению поэмы “Колокола”. Наталья Сатина вспоминала: “Ароза нам очень понравилась, и мы пробыли там весь январь. На солнце было тепло, а в тени мороз – 17 градусов… Мы часто катались на санках по красивым дорогам Ароза. Какой там был чудный воздух! Поразителен восход солнца, когда первые лучи показывались из-за гор”.

В 1930 году Рахманинов начал строить свое самое известное за пределами России имение Сенар. Название – это акроним от имен Сергея и Натальи, где последняя буква – первая буква фамилии. Имение находится в городке Хертенштейн в кантоне Люцерн. Именно там Рахманинов сочинил “Рапсодию на тему Паганини”.

Двоюродная сестра Рахманинова Софья Сатина вспоминала: “Пароходы, на которых совершались экскурсии из Люцерна по озеру, делали специальный крюк, чтобы показать экскурсантам с озера вид Сенара с его деревьями, розами и необычайным домом, а перед громадными воротами имения постоянно останавливались пешеходы, чтобы полюбоваться на розы в саду”.

В статье “Вилла Сенар открывает двери” журналист Игорь Петров пишет: “Рахманинов охотно приглашал к себе в Сенар друзей, открывая двери таким выдающимся людям, как голландский дирижер Виллем Менгельберг, итальянский дирижер Артуро Тосканини, американский виолончелист российского происхождения Григорий Павлович Пятигорский и другие… Весной 1939 года пребывание в имении Сенар было омрачено несчастным случаем. Рахманинов поскользнулся в столовой и упал. Из воспоминаний жены Сергея Васильевича Натальи Рахманиновой: “Сергея Васильевича… уложили в кровать. Из Люцерна был вызван доктор, который велел ему лежать; он сказал, что, по-видимому, перелома нет. Приехав на другой день, доктор убедился, что кроме сильного ушиба и потрясения от падения ничего нет. Он сказал, что Сергей Васильевич может встать и скоро ему можно будет начать играть”… Осложнялась и общая политическая обстановка. В воздухе пахло новой войной. Рахманинов очень боялся застрять из-за войны в Европе, волновался и хотел поскорее вернуться в Америку. Но ему не давала покоя мысль о том, что дочь Таня с внуком останется одна во Франции, а ее муж, будучи французским гражданином, в случае войны может быть призван в армию. Кроме того, уехать из Европы ему мешало обещание выступить на музыкальном фестивале в Швейцарии, который был после аншлюса Австрии перенесен из Зальцбурга в Люцерн”.

Концерт, ставший для Рахманинова последним выступлением в Европе, состоялся в Люцерне 11 августа 1939 года. Композитор исполнил Первый фортепианный концерт Л.ван Бетховена и свою “Рапсодию на тему Паганини”. Симфоническим оркестром дирижировал Эрнест Ансерме. После концерта Рахманиновы уехали в Париж, оттуда 23 августа улетели в Нью-Йорк. Больше в Швейцарию композитор не возвращался.

Он умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз (штат Калифорния). Имение Сенар перешло к внуку Александру, который основал Рахманиновский фонд и много сделал для популяризации имени композитора. После смерти Александра Рахманинова в 2012 году стали говорить о продаже имения России и превращении его в Международный культурный центр.

Американский пианист Джордж Ли приобрел международную известность после XV Международного конкурса имени П.Чайковского в Москве в 2015 году. Помните ожесточенные споры вокруг французского пианиста Люки Дебарга и его ошибок в игре на третьем туре? В итоге Дебарг получил только Четвертую премию, а державшийся в его тени, но сыгравший прекрасно в финале Ли – Вторую. С тех пор карьера пианиста развивается стремительно. Он подписал контракт с компанией Warner Music Group, выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира. Дебютный альбом Ли, записанный во время концерта на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, вышел в октябре 2017 года.

Обратите внимание! Только для читателей нашей газеты фестиваль в Равинии предлагает специальную онлайн-акцию “2 за 1” на концерты Люцернского симфонического оркестра. Введите промо-код REKLAMA и получите два билета по цене одного.

Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10.