Отверженные Акрама Хана

К гастролям Английского национального балета

Сцена из спектакля “Жизель” Английского национального балета. Фото - Лорен Литардо
Сцена из спектакля “Жизель” Английского национального балета. Фото - Лорен Литардо

С 28 февраля до 2 марта 2019 года Английский национальный балет покажет в Чикаго “Жизель” в хореографии Акрама Хана. Музыкальная адаптация классической партитуры Адольфа Адама создана композитором Винченцо Ламаньей. Дизайн костюмов и декораций – лауреат премии “Оскар” Тим Йип (он получил эту награду за фильм “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, “Crouching Tiger, Hidden Dragon”, 2000). Драматург – Рут Литтл.

Драматургия, музыка, пластика, эмоциональный накал… – такого прочтения “Жизели” нам видеть еще не приходилось! Действие балета перенесено в палаточный лагерь для эмигрантов. Лагерь называется “Отверженные”. Расположенная на территории лагеря ткацкая фабрика закрылась. Обитатели лагеря вынуждены заниматься развлечением хозяев. В лагере и происходят свидания работницы Жизели с Альбертом. Он появляется и уходит за Стену, и несчастная Жизель не знает, что там, за Стеной, у него есть невеста, а когда узнает, теряет рассудок, а потом и жизнь. Второй, инфернальный, как сказала Диана Вишнева, акт (см. ниже) начинается с фабрики-призрака. Сюда приходит Альберт, сюда стекаются призраки фабричных работниц, здесь воссоединяются Жизель с Альбертом, и только здесь артисты становятся на пуанты, которые выступают как атрибуты нереального, потустороннего мира… Вместо романтической пасторали – жесткая правда жизни, вместо аристократии XIX века – хозяева жизни века XXI, вместо наивной девушки – умудренная жизнью женщина, сохранившая открытую душу и нежное сердце.

“Моя Жизель – это современная, энергичная, сильная женщина”, – говорил после премьеры Акрам Хан, а британские критики писали про “мурашки по спине, отвисшие челюсти и слезы”. Бессмертная классика в руках Акрама Хана предстает не музейным экспонатом, а современным, актуальным произведением искусства. Говоря о балетмейстере, критики подчеркивают в его творчестве объединение европейских и восточных мотивов. Акрам Хан – космополит. Он родился в Лондоне в семье выходцев из Бангладеш. Искусству танца стал учиться в семь лет. Это был древний индийский танец катак. В тринадцать лет Хан стал участником спектакля Питера Брука “Махабхарата”, с которым гастролировал по миру с 1987 по 1989 годы. Учился в De Montfort University и Performing Arts at the Northern School of Contemporary Dance. В августе 2000 года основал балетную компанию (Akram Khan Company). Премьера его первого балета “Kaash” состоялась на Эдинбургском фестивале в 2002 году. В 2008 году он поставил танцевальную драму “in-i” в Королевском национальном театре Лондона, где его партнершей была французская актриса Жюльетт Бинош. Дважды танцевал с легендарной французской балериной Сильви Галлем. В 2012 году труппа Хана участвовала в церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне. В настоящее время хореограф состоит в штате Sadler’s Wells Theatre.

Алина Кожокару в спектакле “Жизель” Английского национального балета. Фото - Лорен Литардо
Алина Кожокару в спектакле “Жизель” Английского национального балета. Фото —
Лорен Литардо

В 2018 году Хан поставил балет “Ксенос”. О названии он сказал так: “Ксенос в переводе с греческого – “иностранец” или “незнакомец”. Ксенофобия – это отражение моих мыслей о мире сегодня, о том, что ксенофобия растет”. В балете рассказывается история, случившаяся на Первой мировой войне, а в ткань сюжета вплетается древнегреческий миф о Прометее. Хан объявил, что это его последняя работа в качестве танцовщика. “Чем больше я знаю о танце, тем страшнее мне становится. Чем больше я узнаю, тем больше боюсь сцены.” В будущем Хан планирует сосредоточиться на работе хореографа и кинорежиссера.

“Жизель” – один из самых ярких спектаклей блестящей и плодовитой эпохи балетного романтизма. Премьера балета состоялась на сцене Парижской оперы в 1841 году. Уже на следующий год “Жизель” была поставлена в Санкт-Петербурге. Сегодня без “Жизели” невозможно представить себе балетную афишу и трудно поверить, что так было далеко не всегда. В 1867 году балет исчез из репертуара Парижской оперы, и о нем стали понемногу забывать. Новую жизнь балету подарил Сергей Дягилев, представивший обновленную “Жизель” во время парижских Русских сезонов. С тех пор “Жизель” стала своеобразной визитной карточкой для любого балетного театра. Танцевать партии Жизели и Альберта для балетных мастеров так же почетно, как для драматических актеров играть Гамлета. ХХ век подарил миру трех великих исполнительниц партии Жизели: Анну Павлову, Ольгу Спесивцеву, Галину Уланову. Жизель танцевали Тамара Карсавина, Алла Шелест, Татьяна Вечеслова, Наталья Макарова, Наталья Бессмертнова. В 2008 году на гастролях в Чикаго балетной труппы Мариинского театра в партии Жизели блистала Диана Вишнева. Мариинский балет показал “Жизель” в классической хореографии Жана Коралли и Жюля Перро. В беседе со мной божественная Леди Ди сказала о Жизели следующее: “Партия Жизели стоит в балете особняком – абсолютный шедевр на все времена! Дело не в технической стороне. “Спящая красавица” с технической точки зрения намного труднее, чем “Жизель”. Дело в том, что во всех остальных балетах можно спрятаться за форму, за чистое выполнение движений. В “Жизели” такое невозможно. Невозможно просто выучить движения и станцевать Жизель. Артист должен быть внутренне подготовлен к этой партии. Балет делится на две части. Первый акт – реалистичный, второй – инфернальный. Действительное в “Жизели” соприкасается с ирреальным. Без воздушности, прозрачности Жизели во втором акте образ не получится. Поэтому часто балетоманы, глядя на ту или иную танцовщицу, говорят: “Она не Жизель”. Она может замечательно танцевать, может быть интересной актерски, но она не Жизель. Ей не веришь”.

Диана Вишнева призналась, что она – большая поклонница Матса Экка, и его “Жизель” стала для нее большим толчком в понимании классического образа главной героини. Напомню, что шведский хореограф Матс Экк построил свой спектакль на сумасшествии Жизели. Его Жизель – деревенская дурочка. Во втором акте она не умирает, а попадает в психушку, где ее сокамерницы–“виллисы” затаптывают насмерть изменника Альберта. Сегодня эта версия популярного балета не менее известна, чем классический вариант. Одно время в Парижской опере одновременно шли классическая “Жизель” и “Жизель” Матса Экка.

Английский национальный балет – гастролирующая по миру танцевальная труппа. Акрам Хан дебютировал в ней в 2014 году с короткой современной композицией “Dust” о женщинах, работавших во время Первой мировой войны на заводе по производству оружия. “Жизель” – первый полномасштабный двухчастный балет, созданный Ханом для танцевальной компании. Принимая предложение Тамары Рохо, балетмейстер признался, что классическую “Жизель” видел всего один раз. В создании спектакля принимали участие Международный фестиваль в Манчестере и Sadler’s Wells Theatre. Премьера балета состоялась в Манчестере в сентябре 2016 года. В 2017 году спектакль получил премию Лоуренса Оливье за выдающиеся достижения в искусстве танца.

Тамара Рохо и Джеймс Стритер в спектакле “Жизель” Английского национального балета. Фото - Лорен Литардо
Тамара Рохо и Джеймс Стритер в спектакле “Жизель” Английского национального
балета. Фото — Лорен Литардо

Перед началом сезона 2018-19 годов я встречался с президентом и председателем Совета директоров театра (Alexandra C. and John D. Nichols President and CEO Endowed Chair) Патрисией Барретто. Говоря о гастролях Английского национального балета, она сказала: “Это для меня очень важное событие. Сюжет спектакля необычный. Знакомая всем история перенесена на ткацкую фабрику в Бангладеш. Все другое – костюмы, действия, движения, но как это завораживает! Так и тянет войти в мир хореографа и сопереживать героям его балета. На поверхности – красивый спектакль, но если копнуть внутрь, обнаружится социальная драма о гастарбайтерах, неравноправии, нищете. Мы видим смешение стилей индийского танца и западного классического балета, высокое искусство с глубинным наполнением”.

Чикаго – единственный город в США, где впервые за тридцать лет пройдут гастроли Английского национального балета. Все подробности об истории создания и сегодняшнем дне театра – на сайте https://www.ballet.org.uk/.

Парад лучших балетных трупп мира 5-6 апреля продолжит танцевальная компания Gauthier Dance из Штутгарта. Она была основана осенью 2007 года бывшим солистом Штутгартского балета, хореографом Эриком Готье и за десять лет приобрела огромную популярность. В Чикаго компания представит программу “Mega Israel”, в которую вошли работы современных израильских хореографов: “Uprising” Хофеша Шехтера, “Killer Pig” Гая Бехара и Шарона Эяля и (наверно, самое известное произведение) “Minus 16” Охада Нахарина. Все эти хореографы связаны с труппой “Балетный ансамбль Батшева” (Batsheva Dance Company), а Нахарин является художественным руководителем этой труппы.

Nota bene! Гастроли Английского национального балета пройдут с 28 февраля по 2 марта в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты на эти и другие спектакли и концерты сезона 2018-19 годов можно заказать по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или приобрести в кассе театра.