От Генделя до Гласса

Тринадцатый сезон серии The Met: Live in HD

Кристина Герке в спектакле “Турандот”. Фото - Марти Сол/Metropolitan Opera
Кристина Герке в спектакле “Турандот”. Фото - Марти Сол/Metropolitan Opera

12 октября открывается новый, тринадцатый сезон серии ”Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). Как и в прошлые годы, оперные спектакли будут демонстрироваться в более чем двух тысячах кинотеатрах семидесяти одной страны мира на шести континентах, в том числе – в более чем семистах пятидесяти кинотеатрах США. Среди десяти спектаклей нового сезона – премьера МЕТ, новые постановки и возобновления старых с новыми солистами. Обо всем по порядку.

12 октября 2019 года, 11.55 am. “Турандот” Дж.Пуччини. Возобновление постановки МЕТ. Дирижер – музыкальный руководитель МЕТ Янник Незе-Сеген. Режиссер – Франко Дзефирелли. В главных партиях: Турандот – Кристина Герке, Калаф – Роберто Ароника, Лю – Элеонора Буратто, Тимур – Джеймс Моррис.

Опера, которая неизменно пользуется огромной популярностью, и блестящая Кристина Герке в главной партии – главные составляющие предстоящего успеха! В Лирик-опере мы слышали Герке в операх Вагнера и Рихарда Штрауса. Уверен, что она справится с партией жестокой китайской принцессы. А то, что мы увидим …надцатое возобновление постановки Дзефирелли сорокалетней давности, мало кого смущает. В Америке любят старину! (В скобках замечу, что второй состав в апреле 2020 года выглядит не менее привлекательным: Турандот – Нина Штемме, Лю – Хибла Герзмава.)

26 октября 2019 года, 11.55 am. “Манон” Ж.Массне. Совместная постановка МЕТ, Королевской оперы Ковент-Гарден, Ла Скала и Театра Капитолия Тулузы.

Сцена из спектакля “Манон”. Фото - Карен Олмонд/Metropolitan Opera
Сцена из спектакля “Манон”. Фото — Карен Олмонд/Metropolitan Opera

Дирижер – Маурицио Бенини. Режиссер – Лоран Пелли. В главных партиях: Манон – Лизет Оропеза, Кавалер Де Грие – Майкл Фабиано, Леско – Артур Ручински. В этом спектакле интерес представляет американская певица Лизет Оропеза в главной партии. В прошлом году критики писали о ее необыкновенной Адине в одноактной опере Дж.Россини на Россиниевском оперном фестивале в Пезаро. В МЕТ Оропеза дебютировала в 2006 году в эпизодической партии в “Идоменее” В.А.Моцарта. Американский тенор Майкл Фабиано был слабым Рудольфом в недавней “Богеме” Лирик-оперы. Послушаем, как он справится с технически очень сложной партией Де Грие.

9 ноября 2019 года, 11.55 am. “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини. Совместная постановка МЕТ, Английской национальной оперы и Литовской национальной оперы. Дирижер – Пьер Джорджо Моранди. Режиссер – Энтони Мингелла. В главных партиях: Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан) – Хюи Хе, Пинкертон – Андреа Каре, Сузуки – Элизабет Де Шонг. Возобновление постановки английского режиссера Энтони Мингеллы 2006 года с Хюи Хе в главной партии. Напомню, что в партии Чио-Чио-Сан китайская певица дебютировала в далеком 2002 году в оперном театре Пармы. В этом городе не церемонятся и освистывают певцов за малейшую неточность, а Хюи Хе прошла “на ура”. В Лирик-опере мы слышали ее в партиях Тоски и Аиды. За дирижерским пультом – маэстро Пьер Джорджо Моранди. Перед нами – история, как инструменталист превратился в дирижера. Моранди десять лет был концертмейстером секции гобоев Оркестра Ла Скала. В работе с оркестром он ассистировал Риккардо Мути. В 1987 году победил в конкурсе в Танглвуде и получил приз, известный как “Премия Бернстайна”. С 1989 года служил главным дирижером Римской оперы. Гобоист Моранди стал успешным дирижером Моранди.

Сцена из спектакля “Мадам Баттерфляй”. Фото - Кен Ховард/Metropolitan Opera
Сцена из спектакля “Мадам Баттерфляй”. Фото — Кен Ховард/Metropolitan
Opera

23 ноября 2019 года, 11.55 am. “Эхнатон” Филипа Гласса. Премьера МЕТ. Постановка Английской национальной оперы и Оперы Лос-Анджелеса. Дирижер – Карен Каменсек. Режиссер – Фелим Макдермотт. В главных партиях: Эхнатон – Энтони Рот Костанцо, Нефертити – Дженай Бриджес, Тай – Дизелла Ларусдоттир.

Сцена из спектакля “Эхнатон”. Фото - Ричард Хаберт Смит/Английская Национальная опера
Сцена из спектакля “Эхнатон”. Фото — Ричард Хаберт Смит/Английская
Национальная опера

Самая ожидаемая премьера нового сезона: неистовый минималист Филип Гласс и одно из его лучших творений – опера 1983 года “Эхнатон”! В основе либретто – сцены из жизни фараона Эхнатона (Аменхотеп IV, 1351-1334 года до нашей эры), его жены Нефертити и шести дочерей. После похорон отца – фараона Аменхотепа III – и своей коронации Эхнатон меняет старых богов на бога Солнца. Но народ не воспринимает нового бога, и фараон с семьей бегут из дворца. Чтобы соответствовать гипнотической, завораживающей, ритуальной (выберите нужное) музыке оперы, английский актер и режиссер Фелим Макдермотт создал адекватное визуальное действие, включающее в себя, кроме лучей света и солистов, виртуозную команду жонглеров из группы Gandini Juggling. Для Макдермотта это второе обращение к творчеству Гласса. В сезоне 2007-08 годов он поставил еще одну раннюю оперу композитора “Сатьяграха”. Путь был тем же: сначала – мировая премьера в Английской национальной опере, на следующий год (сезон 2008-09 годов) – нью-йоркская премьера в МЕТ. Два сезона назад в серии “Метрополитен-опера в кино” мы видели в постановке Макдермотта оперу В.А.Моцарта “Так поступают все”. Режиссер перенес действие оперы в район Кони-Айленд (Бруклин) середины XX века.

Сорокадевятилетняя Карен Каменсек из Чикаго сотрудничает с Глассом около двадцати лет. В 2005 году она дирижировала его оперой “Les Enfants Terribles” (запись Orange Mountain Music Label), в 2016 году – дирижировала мировой премьерой постановки “Эхнатона” в Английской национальной опере, той самой, которая в 2017 году получила премию Лоуренса Оливье за лучший оперный спектакль сезона. В 2017 году на фестивале Би-Би-Си Промс в лондонском Альберт-холл Каменсек дирижировала первым представлением оперы Гласса и Рави Шанкара “Passages” (солисткой была дочь Шанкара Анушка). С “Эхнатоном” Каменсек дебютирует в МЕТ.

Контртенор Энтони Рот Костанцо пел на премьере в Лондоне.

Кстати, в Чикаго мы слышали “Эхнатон”. Оперу ставила Мэри Зиммерман на сцене Чикагского оперного театра в бытность руководства им Брайаном Дики.

Во второй половине сезона мы увидим “Воццек” А.Берга с Петером Маттеи и Эльзой ван ден Хевер (11 января), “Порги и Бесс” Дж.Гершвина с Эриком Оуэнсом и Энджел Блу (1 февраля), “Агриппина” Г.Ф.Генделя с Джойс Ди Донато (29 февраля), “Летучий голландец” Р.Вагнера с Брином Терфелем (14 марта), “Тоска” Дж.Пуччини с Анной Нетребко (11 апреля), “Мария Стюарт” Г.Доницетти с Дианой Дамрау и Джейми Бартон (9 мая).

Nota bene! Даты вторых показов станут известны позднее. Подробная информация о предстоящих показах, а также адреса участвующих в показах кинотеатров – на сайте http://www.metopera.org/season/in-cinemas/. Даты дополнительных сеансов будут объявлены дополнительно.