«O Володе Высоцком…»

Творчество Высоцкого можно обсуждать до бесконечности. За свою, к сожалению, короткую жизнь он успел затронуть миллионы сердец, умов и душ. Его театральные перевоплощения приводили публику в восторг; его роли в кино запоминались сразу и навсегда; а его песни – его песни звучали чуть ли не из каждой открытой форточки окон квартир бывшего Советского Союза, да и за «железным зановесом».

Высоцкого народ любил, ценил и уважал – за полную самоотдачу на сцене и на экране, за готовность всегда сыграть и спеть, за его огромный талант писать стихи и песни так, что слушающие не просто воспринимали слова, а ощущали все те эмоции, которыми Высоцкий делился. Все считали его «своим» — спортсмены, ветераны, зеки… столько души он вкладывал в своё творчество, что его песни звучали так, как будто он лично прожил то, о чём пел. Недаром ведь в коротком фантастическом рассказе Кира Булычёва «Единая воля Советского народа» жители СССР воскресили Высоцкого как «самого любимого и популярного человека страны». Наверное, именно поэтому, хотя его нет с нами уже пятую декаду, его песни продолжают звучать по всему миру.

О Владимире Семёновиче были написаны книги и поставлены спектакли, ему были посвящены стихи и песни, а его произведения по сей день исполняются всеми – от начинающих гитаристов до профессиональных актеров и певцов. Людьми по-прежнему движет желание не просто слушать и наслаждаться его творчеством, но и продолжать выражать благодарность ему. От того и рождаются новые проекты, посвященные Высоцкому. Новейший из них — «Высоцкий — Планета N 2374» — прошёл в субботу, 28 января, в центре «Круг». Это не было концертом, когда лишь поются песни автора; это не было спектаклем, где исполнители играют роли; это было, действительно, представление, отдающее дань таланту Высоцкого — литературно-музыкальная композиция, включающая в себя как песни и стихи Владимира Семёновича, так и воспоминания о нём.

Те, кому повезло быть в полном зале центра «Круг» в ноябре прошлого года на постановке, посвященной Галичу, уже знакомы с динамикой, которую создают на сцене Елена Бернат и Валерий Галай. Они не просто подают заготовленный материал, а – своим исполнением, своей полной самоотдачей – втягивают в него всех присутствующих. Профессионально играя на гитаре, Валера Галай не пытается подражать Высоцкому, что давно практикуется многими исполнителями, отнюдь – он вкладывает себя, свою энергию и свои чувства в песни автора. Елена Бернат, давно знакомая публике как профессиональная актриса и певица, не играет роль Влади – она, неповторимо и чудесно, передаёт её мысли и эмоции, позволяя зрителям лично ощутить её любовь, её боль. Стихи Высоцкого в исполнении Андрея Поповича позволяют зрителю не просто услышать слова, а задуматься над ними и прочувствовать то, что автор хотел до них донести. Эта комбинация песен (в исполнении всех трёх участников), стихов и инсценировок привела к сногсшибательному результату. Втроём исполнители смогли создать атмосферу, в которой смешались ностальгия по Высоцкому и благодарность ему за его творчество; атмосферу, где присутствовали и грусть, и смех; атмосферу, когда не хотелось, чтобы вечер заканчивался, как было когда-то на выступлениях самого Владимира Высоцкого.

Творчество Высоцкого продолжает жить, несмотря на безвременную кончину самого автора в далёком 1980-м году. Именно такие композиции, как «Планета N 2374», и именно в таком профессиональном исполнении делают его бессмертным. Так что будем надеяться, что Елена, Валерий и Андрей еще не раз порадуют публику своим выступлением.

Ген Высоцкого…

С уходом с нашего горизонта Театра Атриум каждое театральное действо воспринимается с повышенным интересом. А если это сделано профессионально и «на нерве», когда хочется сказать «верю», то это инттересно вдвойне.

Именно таким событием стал для нашей общины спектакль «Высоцкий Планета N-2374».

Естественно, особую остроту этому спектаклю добавило то, что, хотим мы, ПМ (о том, что это за аббривиатура — ниже), того или нет, Высоцкий от русскоговорящего общества уходит, и нам (см. выше) это не безразлично. Все мы – родители, и нам, естественно, не хочется, чтобы наши дети и внуки были «обкрадены на Высоцкого». Плюс (а скорее минус), это происходит на фоне перехода голосов Галича, Окуджавы, Рождественского, Губермана, Жванецкого (извините, что не назвал кого-то из любимых вами поэтов и прозаиков… ) из воздуха, которым мы дышим в «…бронцы многопудье», в фактор скорее исторический, чем поэтический… Причины происходящего — не тема данного письма, да и повлиять на это мне лично вряд ли по силам.

Я о другом. Я о том, чтобы мы – ПМ – не забывали, что только от нас зависит будут ли нашим детям и внукам благозвучны русская речь, поэзия и, в конечном счете, культура, которая будет «зиять дырами», лишив наши поздние поколения творчества поэтов и писателей, составивших тот костяк культурного наследия, которым мы с вами – ПМ – обладаем, на чем выросли.

ПМ – это Последние Могикане. Я так давно называю поколение 40-50-60, которым повезло расти в Культуре «на срезе эпох». Это везение коснулось всего спектра такого понятия как Культура. Это и проза от Тургенева до Пелевина. Это и живопись от иконописи до всего набора «… измов». Это и поэзия от Греции и Рима с их Одами и Гимнами до ….Рэпа. Это и музыка – от и до выберите по своему усмотрению… И кино, и еще много всякого, что и сделало нас ПМ.

Вполне резонно задать вопрос: а куда это Остапа понесло? А понесло его в реальность, чтобы подчеркнуть, что большинство из перечисленного и отнесенного к разделу «До» для наших детей – Терра инкогнито. И вина в том лежит на нас… Почему и как – это тоже не тема данного письма.

Сегодня речь только об одном. Дорогие родители, бабушки и дедушки! Есть единственный способ быть ближе к своим деткам и внукам – иметь с ними что-то общее. И чем этого общего у вас будет больше, тем меньше вероятность у нас стать с нашими детьми и внуками родственниками «на праздник».

Сходите со своими детьми на спектакль «Высоцкий» — это ваш шанс стать ближе своим детям и внукам. Это ваш шанс познакомить их с нормальным русским языком, это шанс дать им услышать поэзию и удивиться, увидя в ней не только рифму, но и смысл, о наличии которого многие из них даже не подозревали. И, может быть, самое главное – что ваши дети вдруг смогут взглянуть на вас другими глазами, увидя в вас тех, кто вы есть на самом деле, а не только разного качества нянек.

С уваженим, такой же как вы ПМ – Иосиф Розенберг