«Никогда не хотел быть артистом в чистом виде»

30 сентября в Чикаго со своим комедийным моноспектаклем «Мужчина перед зеркалом» прилетает Ян Левинзон. Спектакль состоится в семь часов вечера, его авторы – Евгений Каминский и Владислав Царев, режиссер Михаил Чумаченко. В преддверии спектакля с Яном побеседовал Евгений Колкевич.

— Ян, как часто смотришь на себя в зеркало и, кстати, ты смотришь в большое или в то маленькое, которое дала тебе твоя жена для монолога о красоте, благодаря которому ты стал звездой Советского Союза?

— Женя, ты знаешь, в молодости, чтобы посмотреть в зеркало, его ещё надо было найти, это была целая история. А сейчас зеркал даже больше, чем хотелось бы, сам понимаешь — возраст, знаете ли. Смотрю, но по мере необходимости.

— То есть ты себя не очень любишь?

— Я не люблю себя в меру, вот так!

— Тогда давай поговорим о твоей творческой жизни или, как говорят в Одессе, за жизнь. Ты юморист по призванию, по профессии или по жизни?

— И так и так, всего понемножку. Я не очень люблю таких юмористов или просто людей, которые беспрерывно шутят. Мне нравятся люди, у которых хорошее чувство юмора. Люблю, когда человек шутит по профессии и понимает, что он говорит, к сожалению, так бывает не всегда. Мне кажется, что нужно соблюдать некий баланс во всём.

— После твоего монолога о красоте все поняли, что ты очень красивый мужчина.

— Ха-ха, Женя, смешно… Учитывая, что я этот монолог прочитал очень много лет назад, тогда мне может быть так и казалось. Это было в 1987 году, в КВН, прямо новая веха. Не помню, чтобы до этого кто-нибудь читал такие монологи. И хотя читать я его должен был 7 минут, так хорошо принимали, что получилось 11. Он был о красоте всеобщей, не только о человеческой, о понятии красоты.

— У меня тогда несколько коварный вопрос: звездной болезнью болел?

— О чём ты говоришь! В нашем окружении вообще звездной болезнью никто не болел. Это сегодня, если человек показывается в КВН, у него есть перспектива стать телевизионным человеком, зарабатывать много денег. А в наше время такого не было. Люди сыграли в КВН, развернулись и пошли работать по специальности, кстати, как у вас в театре. Были, конечно, исключения, но почти все работали по специальности и о звездной болезни даже речи не было.

— Ян, скажи, у тебя около десятка ролей в кино, а была ли театральная жизнь?

— Конечно, я все время принимал участие в спектаклях. Например, играл в спектаклях «Новые одесские рассказы», «Скрипач на крыше» — это по Георгию Голубенко. Потом был спектакль «Ураган по имени Одесса».

— То есть, тебя можно назвать человеком театра и кино?

— Да, можно и так сказать. Однако, я никогда не играл в театре репертуарном и в жизни бы не согласился там играть. Меня много раз приглашали, но это совершенно не моя история, когда нужно зависеть от режиссера, от того, какие интриги происходят в коллективе. Мне это совсем не нравится, никогда не хотел быть артистом в чистом виде.

— Да, я тебя очень хорошо понимаю. Ян, если взять твоё имя и, как говорят сегодня, «прогуглить», то выскочит огромное количество анекдотов в твоём исполнении. А сам-то ты смеешься от анекдотов?

— Конечно! Я очень люблю анекдоты и принимаю их, особенно, когда хорошие.

— В очередном твоём интервью слышал от тебя фразу «Настоящий юмор делают умные люди». Что ты имел в виду?

— Женя, я лично знал людей, которые делали, с моей точки зрения, настоящий юмор, и знаю, насколько они умны. А такие авторы, как Ильф и Петров, Аверченко, Гайдай или Жванецкий! Буквально недавно мы с ним общались в Одессе, он очень остроумный, начитанный, образованный и умный. Вот такие люди делают настоящий юмор. Есть другие, которые юморят, ты его услышал и тут же забыл. Это пластмасса.

— Мы плавно перешли к настоящему умному юмору, который будет как раз в твоём спектакле. В анонсе написано: «Мужчина перед зеркалом» — это откровенные признания только для взрослых, вернее, для бывших детей. Герой спектакля пытается дать ответы на актуальные для всех вопросы. Наконец-то вы узнаете, что думают мужчины, глядя на постороннюю женщину, и думают ли они в этот момент вообще. Почему мы так рано заключали браки? Почему многие люди боятся встречи с одноклассниками? Так ли уж вредно курение? До чего доводит длительный брак? Существует ли сексуальная жизнь после пятидесяти? А после 55? Другими словами — узнаете все, что хотели знать о взрослом мужчине, но стеснялись у него спросить». Я так понимаю, что этот взрослый мужчина как раз и беседует со мной? Неужели твой спектакль эротического направления? Все знают, что в Советском Союзе секса не было. Ты с авторами приукрасил действительность?

— Да я бы не сказал, что спектакль эротического направления. Порнография есть, а эротики нет. Шучу! Спектакль обо всем, с чем мы сталкивались в бывшем СССР, получается такой интимный разговор для взрослых… но с юмором. Там очень много юмора и очень много смеха, но при этом есть и серьезные вещи. Люди со слезами на глазах какое-то время сидят. Этот спектакль сыгран уже более 30 раз, причем на больших сценах, таких как московский «Современник». Мы играли его во многих странах мира.

Знаешь, Жень, сначала-то мы думали, что этот спектакль предназначен для людей старше 50, но к нам приходят очень много молодых людей до 30 лет. А от 30 до 40 лет, мне кажется, это большинство.

— Ты еще говоришь, что это только для женщин и их ближайшего окружения. А мужчин ваша команда игнорирует?

— Да что ты… как можно! Смотри. Если женщина идёт в театр, с кем она идёт? Правильно! С любимыми. Поэтому женщины и их ближайшее окружение — это самый лучший зритель, который только может быть. Чаще всего двигателем похода в театр или кино всё равно является женщина. Конечно, бывают исключения, но чаще всего именно она.

— Очень многие зрители не ходят на моноспектакли. Говорят, скучно, нет действия и декораций. Что скажешь?

— Это зависит от качества. Можно прийти на спектакль, в котором участвуют двадцать или тридцать артистов, и уйти раньше. А можно получить необыкновенное удовольствие и от моноспектакля. Тем более, в нашем моноспектакле множество персонажей, я не сомневаюсь, равнодушных не будет, этот спектакль так заводит аудиторию, что после него зрители в приподнятом настроении идут куда-нибудь продолжать веселье – в рестораны, клубы или домой с друзьями. Поэтому, моя рекомендация: наш спектакль без перерыва, одноактовый, пожалуйста, позаботьтесь о «втором акте» после спектакля!

— Спасибо, Ян, за рекомендацию, интересный рассказ о себе, о спектакле, я знаю, как тебя любят в нашем городе, уверен – 30 сентября будет аншлаг.

Спектакль «Мужчина перед зеркалом» пройдёт в Christian Heritage Academy в 7 часов вечера. Билеты – во всех театральных кассах и на russevent.com. Если у вас будут вопросы, звоните 847 729 6001.

Беседу с Яном Левинзоном провёл Евгений Колкевич