“Music of the Baroque” сегодня и завтра

Бах, Вивальди, Скарлатти, Гендель...

Оркестр и хор “Music of the Baroque”, дирижер - Джейн Гловер. Фото - Эллиот Мандел
Оркестр и хор “Music of the Baroque”, дирижер - Джейн Гловер. Фото - Эллиот Мандел

Среди множества спектаклей и концертов, проходящих в эти дни в Чикаго и пригородах, выделяются ежегодные праздничные вечера барочной музыки (Holiday Brass & Choral Concerts) оркестра и хора “Music of the Baroque”. В программе: далекие от традиционных праздничных фанфар хоровые и камерные (для медных духовых инструментов) произведения композиторов эпохи Средневековья и начала XVIII века. О концертах – ниже, сейчас – о “Music of the Baroque”.

“Music of the Baroque” – уникальный творческий коллектив, в составе которого оркестр из тридцати двух музыкантов и хор из двадцати шести человек! Не зря журнал Opera News назвал его “одной из музыкальных жемчужин Чикаго”. Хор и оркестр “Music of the Baroque” был создан в 1970 году с конкретной целью познакомить жителей Чикаго с произведениями композиторов эпохи барокко. Коллектив впервые в городе исполнил огромное количество сочинений композиторов XVII-XVIII веков. В центре внимания – музыка Баха, Генделя, Моцарта, Гайдна. Одним из направлений коллектива является программа художественного образования “Сильные голоса” (“Strong Voices”), предназначенная для поддержки и развития программ музыкального образования в средних школах Чикаго. Коллектив выступает в Театре музыки и танца Харрис (Harris Theater), Центре исполнительских искусств в Скоки (North Shore Center for the Performing Arts in Skokie), церквах Чикаго и пригородов. Записи оркестра транслируются на волне 98.7WFMT (Чикаго).

Концертмейстер оркестра “Music of the Baroque” Джина Дибелло. Фото - Эллиот Мандел
Концертмейстер оркестра “Music of the Baroque” Джина Дибелло. Фото — Эллиот Мандел

Принцип формирования “Music of the Baroque” похож на тот, что принят в Лондоне. Знаменитый лондонский оркестр Academy of St. Martin in the Fields состоит из музыкантов столичных оркестров, а в оркестре “Music of the Baroque” играют замечательные музыканты, известные по работе в Чикагском симфоническом оркестре, оркестрам Лирик-оперы и Грант-парка. Возможно, сходство объясняется британским “следом” в чикагском оркестре. С 2002 года музыкальным руководитем оркестра является известный британский дирижер Джейн Гловер. С самого начала профессиональной карьеры Джейн интересовала барочная музыка. Ее профессиональный дебют состоялся на фестивале в Вексфорде в 1975 году. Она дирижировала оперой Ф.Кавалли “Эритрея” в собственной редакции. С 1981 до 1985 года была музыкальным руководителем Glyndebourne Touring Company, с 1984 до 1991 годов – художественным руководителем ансамбля Loldon Mozart Players. С 2009 по 2016 год Гловер возглавляла оперный факультет в Лондонской королевской академии музыки, сейчас она является почетным профессором этого учебного заведения (Felix Mendelssohn Visiting Professor). Гловер известна как специалистка по операм Моцарта, Монтеверди, Генделя, Бриттена. Она активно выступает по всему миру с лекциями, пишет книги. Популярна ее книга “Женщины Моцарта”, выпущенная издательством Harper Collins. Ее последняя книга “Гендель в Лондоне” вышла в свет в 2018 году.

Много лет с оркестром и хором “Music of the Baroque” сотрудничает знаменитый британский дирижер и клавесинист, признанный специалист по музыке Баха и барочному репертуару Николас Кремер. Сначала – в качестве приглашенного дирижера, сегодня – в должности главного приглашенного дирижера. С 1985 по 1993 годы он возглавлял Лондонский баховский оркестр. В настоящее время является приглашенным дирижером оркестра “Manchester Camerata”.

Концертмейстер гобойной группы оркестра “Music of the Baroque” Энн Бах. Фото - Эллиот Мандел
Концертмейстер гобойной группы оркестра “Music of the Baroque” Энн Бах. Фото — Эллиот Мандел

25 ноября я услышал замечательный концерт “Бах и итальянцы”. Оркестром дирижировал Кремер. В программе были две Симфонии Д.Скарлатти, музыка И.С.Баха, А.Марчелло, А.Вивальди. Кремер был очень убедителен как в качестве дирижера, так и солиста (он играл на клавесине). 26-28 марта 2020 года Кремер вернется в Чикаго, чтобы занять место на подиуме ЧСО. В программе будут произведения И.С.Баха, Г.Перселла, Г.Ф.Генделя.

Концертмейстер “Music of the Baroque” – Джина Дибелло (Gina DiBello). До прихода в барочный оркестр с апреля 2013 года она играла в группе первых скрипок Чикагского симфонического оркестра, до этого – в Симфонических оркестрах Минесоты и Детройта. Джина родилась и выросла в Чикаго. Ее отец Джозеф Дибелло много лет играет в группе контрабасов ЧСО, мать Бонита – скрипачка Оркестра Лирик-оперы. Первые уроки скрипичного мастерства Джина получила в четыре года в Академии Бетти Хааг (Betty Haag Academy). Училась в Кливлендской школе музыки и Джульярдской школе. Живет в чикагском районе Uptown с мужем, перкуссионистом Яном Дингом и тремя котами: Гровером, Мини и Софией.

Традиция исполнения барочной музыки в Чикаго существует. Периодически Чикагский симфонический оркестр устраивает барочные концерты, время от времени (далеко не каждый сезон) в Лирик-опере звучат барочные оперы. Я помню, как в начале десятых в театре несколько сезонов подряд ставили оперы Генделя. Потом, правда, на некоторое время композитора забыли. В 2000 году в Чикагском оперном театре поставили оперу К.Монтеверди “Орфей”. Это был первый спектакль нового генерального директора театра Брайана Дики. Позже он вспоминал: “Все думали, что я сумасшедший. Мне говорили: “Это абсурд. Ты не соберешь зал!” Но мы продали на пятьдесят процентов билетов больше, чем на оперу “Севильский цирюльник”. Вслед за Монтеверди в ЧОТ успешно ставили и Генделя, и Перселла, и забытого английского комедиографа Исаака Бикерстафа. Успех был грандиозный…

Николас Кремер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел
Николас Кремер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото — Эллиот Мандел

Семь лет назад оперой Г.Ф.Генделя “Ацис, Галатея и Полифем” музыкальную жизнь города взорвала Haymarket Opera Company – оперная компания, специализирующаяся на барочном репертуаре в аутентичном исполнении. Свое название театр получил по аналогии с лондонским Haymarket Opera House, где были впервые исполнены более двадцати пяти опер Генделя. На сегодняшний день Haymarket Opera Company – единственное место в Чикаго и на Среднем Западе, где можно услышать шедевры Марка-Антони Шарпентьера, Пьера-Франческо Кавалли и многих других. Театр создан во многом усилиями одного человека: виолончелиста и исполнителя на виола да гамба Крега Тромпетера. Он говорит о забытом трехсотлетнем временном пласте музыки: от вокального сочинения итальянского композитора Якопо Пери “Эвридика”, датированного 1600 годом, до опер Моцарта конца XVIII века. Именно эти три века музыки находятся в сфере интересов театра. В Haymarket Opera Company исполнялись оперы “Амадис Гальский” Г.Ф.Генделя, “Пимпинон” Г.Ф.Телемана, “Gli equivoci nel sembiante” (опера настолько редкая, что я даже не нашел ее перевода на русский язык) А.Скарлатти, и каждая новая премьера театра становится событием…

В общем, барочная музыка в Чикаго хоть и известна, но до российского “бароккобесия”, как любит говорить оперный критик Вадим Журавлев, еще далеко.

Сорок девятый сезон камерного оркестра “Music of the Baroque” в разгаре. Вот расписание концертов на ближайшие месяцы.

19-22 декабря 2019 года. Праздничные вечера барочной музыки (Holiday Brass & Choral Concerts). В программе: произведения композиторов эпохи Средневековья и начала XVIII века. Среди них – немецкая монахиня и автор песнопений Хильдегарда Бингенская (1098-1179), итальянские композиторы Андреа Габриэли (1533-1585) и Клаудио Монтеверди (1567-1643), немецкий композитор и органист Михаэль Преториус (1571-1621) и другие. Дирижер – основатель и руководитель базирующегося в Майами вокального ансамбля Seraphic Fire Патрик Дюпре Кигли (Patrick Dupre Quigley).

19 декабря, 8.00 pm, Grace Lutheran Church, 7300 West Division Street, River Forest, IL 60305;

20 декабря, 8.00 pm, St. Michael’s Church, 1633 North Cleveland Avenue, Chicago, IL 60614;

21 и 22 декабря, 3.00 pm, Divine Word Chapel, 2001 North Waukegan Road, Northbrook, IL 60062.

25-26 января 2020 года. “Элисон Болсом играет Гайдна” (“Alison Balsom Plays Haydn”). Одна из лучших исполнительниц барочной музыки, британская трубачка Элисон Болсом и “Music of the Baroque” исполнят Концерт для трубы с оркестром Й.Гайдна. В программе также: Тридцать шестая (“Линцская”) и Тридцать восьмая (“Пражская”) симфонии В.А.Моцарта, Тридцатая (“Аллелуйя”) симфония Й.Гайдна. Дирижер – Джейн Гловер.

В ноябре вышел тринадцатый сольный альбом Элисон Болсом “Royal Fireworks”. В программе – только барокко: Бах, Гендель, Телеман, Перселл.

25 января, 7.30 pm, Harris Theater, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601;

26 января, 7.30 pm, North Shore Center, North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076.

23-24 февраля 2020 года. “Дивы-соперницы у Генделя и Моцарта” (“Rival Divas – Handel & Mozart”). В программе: Арии и дуэты из опер “Александр”, “Адмет” и “Толомео” Г.Ф.Генделя, арии из опер “Похищение из Сераля” и “Директор театра” В.А.Моцарта. Солистки – Сюзанна Филлипс и Джейн Арчибальд. Дирижер – Джейн Гловер.

Соперничество двух оперных див – Франчески Куццони (1700-1770) и Фаустины Бордони (1697-1781) – забавляло всю просвещенную Европу на протяжении трех десятилетий XVIII века. Гендель “подлил масло в огонь”, сочинив для них две равноценные партии жен Македонского в “Александре”. Спустя полвека подобное соперничество повторилось. Во времена Моцарта царствовали Катерина Кавальери (1755-1801) и Алоизия Вебер (1760-1839). Обе пели главные партии в операх великого австрийца… Программа концерта объединяет имена Генделя и Моцарта и дает представление о развитии оперного искусства. Вокалистки Филлипс и Арчибальд не конкурируют между собой, так что вокальные “искры” будут лететь только от музыки!

23 февраля, 7.30 pm, Harris Theater, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601;

24 февраля, 7.30 pm, North Shore Center, North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076.

5-6 апреля 2020 года. “Ребель и Рамо во французском стиле” (“La Franaise – Rebel & Rameau”). В программе: оркестровая сюита “Характеры танца” Ж.-Ф.Ребеля, балетная сюита из оперы “Кастор и Поллукс” Ж.-Ф.Рамо, сюита из оперы “Король Артур” Г.Перселла, Третья оркестровая сюита И.С.Баха. Дирижер – Патрик Дюпре Кигли. Французская барочная музыка с барочным оркестром – что может быть аутентичнее?.

5 апреля, 3.00 pm, North Shore Center, North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076;

6 апреля, 8.00 pm, Harris Theater, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601.

17-18 мая 2020 года. “Духовная музыка – Вивальди, Аллегри, Берд и Перселл” (“Musica Sacra – Vivaldi, Allegri, Byrd & Purcell ”). В программе: “In Nomine” в шести частях и в семи частях Г.Перселла, Месса для четырех голосов У.Берда, “Miserere mei, Deus” Г.Аллегри, “Gloria” А.Вивальди. Дирижер – Джейн Гловер.

Сорок девятый сезон “Music of the Baroque” завершает на высокой ноте – духовными сочинениями великих композиторов прошлого.

17 мая, 3.00 и 7.30 pm, Divine Word Chapel, 2001 North Waukegan Road, Northbrook, IL 60062;

18 мая 2020 года, 8.00 pm, Fourth Presbyterian Church, 126 East Chestnut Street, Chicago, IL 60611.

Следующий сезон для “Music of the Baroque” юбилейный – пятидесятый. Нас ждут много интересных программ с участием неожиданных гостей. Об этом и многом другом – в будущих выпусках Музыкального обозрения.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты оркестра и хора “Music of the Baroque” сезона 2019-20 годов – на сайте https://www.baroque.org/ или по телефону 312-551-1414. Предоставляются скидки для студентов, пожилых людей и групп. Подробности – на сайте www.baroque.org.