Международный кукольный фестиваль в Чикаго. Часть II

(6th Chicago International Puppet Theater Festival)

Сцена из спектакля “Чайка”. Фото - Belova-Iacobelli Theatre Company
Сцена из спектакля “Чайка”. Фото - Belova-Iacobelli Theatre Company

2024 год в Чикаго начинается с театрального фестиваля. На десять дней Чикаго становится кукольной столицей мира. С 18 по 28 января в городе пройдет Шестой международный кукольный фестиваль (6th Chicago International Puppet Theater Festival) — крупнейший смотр достижений кукольного искусства. В этот раз в нем примут участие театральные компании из Бельгии, Польши, Чили, Норвегии, Германии, Индонезии, Кении, Мексики, ведущие кукольные коллективы из Чикаго и других городов США. В программе: театры марионеток в натуральный рост и крошечных кукол, театры кукольной пантомимы и анимации, песочных картинок и объектов, постановки с элементами драматического и кукольного театров, многие-многие другие. Всего на разных площадках Чикаго и пригородов будут сыграны более ста представлений. В прошлом выпуске нашей газеты была опубликована первая часть Путеводителя по фестивалю. Сегодня — окончание обзора.

26-28 января. “Чайка” (“Chayka”). Belova-Iacobelli Theatre Company (Бельгия-Чили).

За кулисами театра стареющая актриса по имени Чайка пытается вспомнить, что она здесь делает. Ей напоминают, что сегодня вечером она играет Аркадину в чеховской “Чайке”. Память Чайки угасает, в ее сознании реальность пересекается с вымыслом… Рассказанная в сказочном стиле постановка представляет собой дуэт актрисы и куклы. Спектакль идет в помещении Chopin Theatre (1543 W. Division St, Chicago, IL 60642).

В 2012 году в Сантьяго (Чили) на фестивале La Rebelión de los Muñecos встретились чилийская актриса и режиссер Тита Якобелли и бельгийская актриса кукольного театра российского происхождения Наташа Белова. Спустя три года, в 2015 году, они создали экспериментальную театральную лабораторию Belova-Iacobelli Theatre Company и решили вместе придумать пьесу. Этой пьесой и стала “Чайка”. Премьера прошла в июне 2018 года в Сантьяго-де-Чили. В сентябре 2021 года в Национальном театре Валлония-Брюссель состоялась премьера спектакля “LOCO”. В октябре 2022 года на Международной биеннале живых искусств Toulouse Occitanie во Франции был представлен спектакль Наташи Беловой “Сизифолия”. Подробности создания Belova-Iacobelli Theatre Company — на сайте belova-iacobelli.com.

26-28 января. “Книга гор и морей” (“Book of Mountain and Seas”). Спектакль Бэзила Твиста (Нью-Йорк-Китай). Спектакль исследует отношения человека с миром природы. Труппа из двенадцати певцов, двух перкуссионистов и шести кукловодов рассказывает четыре басни, посвященные сотворению и разрушению Земли. Яркая, изобретательная музыка Хуан Жо, черпающая вдохновение из китайской народной музыки, вносит новую жизнь в древние истории. Спектакль идет в помещении Studebaker Theater (410 S. Michigan Ave., Chicago, IL 60605).

Бэзил Твист (basiltwist.com) — художник-кукольник в третьем поколении. Известен участием в бродвейской постановке мюзикла “Семейка Аддамс” и спектакля “Щелкунчик” Балета Джоффри. Живет в Нью-Йорке, ведет программу “Dream Music Puppetry” на платформе HERE. На Четвертом фестивале в 2022 году Твист показал спектакль “Dogugaeshi”, вдохновленный встречами с хранителями некогда популярного японского вида искусства раздвижных ширм. На Пятом фестивале в 2023 году была показана выставка “Искусство Бэзила Твиста”. Твист — основатель и руководитель Dream Music Puppetry Program при Here Arts Center (Нью-Йорк). Последний (пока) большой проект Твиста — куклы к спектаклю “My Neighbor Totoro” Королевской шекспировской компании в лондонском Barbican Theatre.

18-28 января. В рамках серии “Festival Neighborhood Tour” в девяти районах города пройдут бесплатные представления “Слезы у реки” (“Tears by the River”) известной театральной компании Krystal Puppeteers (Кения). Актеры рассказывают сказку о храброй обезьянке Либенди. Сильный голод заставляет ее искать далекую реку и лучшую жизнь. Пересекая долины, горы, пустыни и бесплодную землю, Либенди идет к своей цели, встречая на своем пути как добрых, так и злых животных…

Сцена из спектакля “Слезы у реки”. Фото - Krystal Puppeteers
Сцена из спектакля “Слезы у реки”. Фото — Krystal Puppeteers

Krystal Puppeteers — кенийско-немецкая кукольная компания. Основана артистами Феделисом Кьяло и Криспином Мвашагой в 1995 году в Момбасе (Кения). Спектакли компании сочетают традиционные и современные техники кукольного искусства с живой музыкой и танцами. Компания принимала участие в кукольных фестивалях по всему миру, в том числе — в Испании, Германии, Австрии, Польше, Аргентине, Эквадоре, Бразилии.

От гостей — к хозяевам. Чикагские мастера кукольного театра подготовили к фестивалю немало сюрпризов.

18-21 января. “Невидимые города Итало Кальвино: Атлас игрушечного театра” (“Italo Calvino’s Invisible Cities: A Toy Theater Atlas”). Спектакль дизайнера Мэтью Гарика и актера The Neo-Futurists Theater (Чикаго) Дэна Керра-Хоберта. Главный герой спектакля Хублай Хан чувствует, как империя ускользает. Он может это понять из рассказов своего эмиссара Марко Поло… Используя кукольный театр, театр предметов, бумагу, механику и скульптуру, “игрушечная” театральная адаптация романа Итало Кальвино рассматривает восемнадцать городов как зверинец объектов. Спектакль идет в помещении Института Сервантеса (31 W. Ohio St, Chicago, IL 60654).

19-20, 26 и 27 января. “Nasty, Brutish & Short”. Как и на прошлых фестивалях, на выходных открывает свои двери популярнейшее кукольное кабаре! Артисты разных школ и направлений собираются после спектаклей, чтобы встретиться друг с другом, подурачиться и поэкспериментировать. Они исполняют скетчи, импровизируют и наслаждаются жизнью, а мы смотрим на них и радуемся вместе с ними… Организатор вечеров — Rough House Theater. Кабаре открыто в помещении Links Hall (3111 N. Western Ave, Chicago, IL 60618).

Сцена из кабаре “Nasty, Brutish & Short”. Фото - Ричард Термин
Сцена из кабаре “Nasty, Brutish & Short”. Фото — Ричард Термин

26-28 января. “Леонардо! Прекрасное шоу об ужасном чудовище” (“Leonardo! A Wonderful Show About a Terrible Monster”). Manual Cinema (Чикаго).

Леонардо — ужасное чудовище, но его никто не боится. Как-то Леонардо встретил Сэма — самого пугливого кота в мире. Сможет ли он напугать его, или их встреча станет началом дружбы?.. Инсценировка двух популярных детских книг американского писателя и аниматора, одного из создателей “Улицы Сезам” Мо Виллемса.

Сцена из спектакля “Леонардо...”. Фото - Manual Cinema
Сцена из спектакля “Леонардо…”. Фото — Manual Cinema

Эдинбургский детский фестиваль анонсировал спектакль, как “полный чудес, юмора и тепла”, а газета Chicago Tribune назвала постановку “затрагивающей серьезные темы с юмором и чертовски милыми куклами”. Спектакль идет в помещении The DuSable Black History Museum and Education Center (740 E. 56th Pl, Chicago, IL 60637).

В декабре лауреат премии “Эмми” чикагская труппа Manual Cinema (manualcinema.com) показывала свою интерпретацию знаменитой рождественской истории Диккенса — “Manual Cinema’s Christmas Carol”. Новый спектакль создается специально для фестиваля.

26-28 января. “Маленький Карл” (“Little Carl”). Theatre Y и Майкл Монтенегро (Чикаго).

Используя марионеток, маски и поэзию, молодежный ансамбль театра Y создает спектакль об опасности насилия в современном обществе. В качестве противоядия отчаянию актеры создают красивые образы. Спектакль идет в помещении The Biograph’s Richard Christiansen Theatre (2433 N. Lincoln Ave., Chicago, IL 60614).

Сцена из спектакля “Маленький Карл”. Фото - Theatre Y и Майкл Монтенегро
Сцена из спектакля “Маленький Карл”. Фото — Theatre Y и Майкл Монтенегро

Театр с одной буквой Y в названии (theatre-y.com) основан в 2006 году актрисой Мелиссой Лоррейн (она является художественным руководителем) и режиссером Кристофером Марклом. Свою миссию театр видит в создании спектаклей, призывающих зрителей задуматься и присмотреться к окружающему миру. Актер и режиссер Майкл Монтенегро известен своими сольными спектаклями, а также работами в области кукольного театра. Он разрабатывал дизайн к спектаклям “Argonautica” Мэри Циммерман (Lookingglass Theatre), “The War With the Newts” и “The Long Christmas Ride Home” (Next Theatre). За созданные к спектаклю “The Puppetmaster of Lodz” (Writers Theatre) куклы Монтенегро получил премию “Джефф”. На фестивале в 2017 году Монтенегро представлял моноспектакль “Kick the Klown” по произведениям Ф.Кафки.

27 января. Только один день в Логан-центре открыто семейное кукольное кабаре: “Logan Center Family Puppet Cabaret”. Приходите сами и приводите детей посмотреть, как местные артисты-кукольники исполняют короткие скетчи на фоне фантастических панорамных видов Чикаго. Reva and David Logan Center for the Arts (915 E. 60th St., Chicago, IL 60637).

Штаб-квартирой или центром встреч артистов, критиков и всех “сочувствующих”, как и в прошлые годы, станет The Puppet Hub (Chicago’s Fine Arts Building, 410 S. Michigan Ave, Studio 433, Chicago, IL 60605). Если окажетесь там, поднимитесь на последнем в Чикаго ручном лифте на четвертый этаж и зайдите в “The Spoke & Bird Pop-Up Cafe”, где подают кофе, чай, зимние супы и вкусную выпечку в уютной “кукольной” атмосфере. Не забудьте посетить выставку кукольного дизайна (The Materiality of the Puppet) и зайти в магазин (Pop-Up Puppet Shop).

20-21 и 27-28 января в помещении Studebaker Theater состоятся ставшие уже традиционными встречи и беседы с артистами и режиссерами (Ellen Van Volkenburg Puppetry Symposium) о планах и направлениях развития кукольного театра. В этом году запланированы четыре панельные дискуссии под общим названием “Talking Stuff: The Materiality of the Puppet”. Билеты не требуются, вход свободный. Панельные дискуссии будут транслироваться на онлайн-платформе HowlRound.

В Америке многие считают Чикаго родиной современного кукольного театра. В самом деле, до 1912 года в английском языке даже не существовало такого термина — “кукловод”. В том году в историческом Fine Arts Building на Мичиган авеню открылся Маленький театр (Little Theater of Chicago). Для спектакля “Сон в летнюю ночь” режиссер Эллен Ван Волкенбург хотела использовать кукол-марионеток. Тут-то и выяснилось, что никто из актеров не знает, что такое марионетка. Тогда кукольных артистов называли “шоуменами”, их работа была связана, в основном, с цирковыми аттракционами. Именно Ван Волкенбург впервые использовала слово “кукловод” применительно к театру кукол.

Новая на фестивале серия “Book Talks” (Little Studio на седьмом этаже) включает в себя презентации новых книг о кукольном искусстве. Книги представляют авторы: Колетт Серлс (19 января, “A Galaxy of Things: The Power of Puppets and Masks in Star Wars and Beyond”), доктор Клаудиа Оренстайн (26 января, “Reading the Puppet Stage: Reflections on the Dramaturgy of Performing Objects”), доктор К.Оренстайн и Тим Кьюсак (27 января, “Puppet and Spirit: Ritual, Religion, and Performing Objects”). Билеты не требуются, вход свободный.

В рамках фестиваля все желающие смогут принять участие в программе “Catapult Artist Intensive”. Предусмотрены семинары, возможность побывать за кулисами и мастер-классы, которые проведут актеры театров-участников фестиваля: Krystal Puppeteers Theatre, Papermoon Puppet Theatre, Manual Cinema, Grupa Coincidenta, Loco7.

Основатель и бессменный художественный руководитель Кукольного фестиваля Блэр Томас любит кукольный театр с детства. В десять лет он создал в своем родном Джексонвилле (штат Алабама) первую кукольную труппу The Palace Puppeteers и на протяжении трех лет выступал с ней в церквах и школах. С 1989 до 1998 годы он был художественным руководителем чикагского Redmoon Theater, а в 2002 году основал собственную фирму “Blair Thomas & Co.”. Томас преподает кукольное искусство в Школе при Арт-институте Чикаго. Он участвовал в создании кукол для спектаклей Lookingglass Theatre “Mr. and Mrs. Pennyworth” и “The Steadfast Tin Soldier”, для предыдущей постановки оперы “Волшебная флейта” в Лирик-опере Чикаго (симпатичный дракон — его рук дело).

Шесть лет назад перед Первым фестивалем Блэр Томас говорил: “Мне бы хотелось видеть Чикаго в качестве лидера возрождения древнего искусства кукольного театра. Наш город хорошо известен особым интересом публики к театру. Зрители не только посещают спектакли, но и поддерживают новые формы развития театрального искусства. Надеюсь, они не останутся в стороне и от кукольных театров”.

В прошлом уже предпринимались попытки создания такого рода фестиваля. С 1986 по 1994 годы кукольные спектакли были частью Международного театрального фестиваля. В 2000 году Арт-институт провел четырехдневный Международный фестиваль кукольных театров. Наконец, в 2001 году под эгидой департамента по делам культуры мэрии Чикаго состоялся десятидневный фестиваль “Puppetropolis”. К сожалению, все эти фестивали не имели продолжения, поэтому я очень рад, что новая попытка оказалась успешной! Инаугурационный фестиваль 2015 года прошел при переполненных залах с огромным успехом. На восьмидесяти трех спектаклях, в которых участвовали более пятидесяти артистов из разных стран мира, побывали более четырнадцати тысяч зрителей. Еще больший успех сопутствовал фестивалям 2017 и 2019 годов. Сто девять спектаклей, почти пятнадцать тысяч зрителей, гости из Гонконга, Чили, Италии, Австралии, Швеции, Израиля, Польши. Мексики, Канады… С 2022 года фестиваль проходит ежегодно.

Не пропустите уникальную возможность увидеть все лучшее, что есть сегодня в кукольных театрах мира. Встретимся на фестивале, штаб-квартира которого находится в том самом Fine Arts Building на Мичиган-авеню, где больше ста лет назад началась история кукольного театра в Америке.

Nota bene! Подробная информация и билеты на спектакли Международного фестиваля театров кукол — на сайте chicagopuppetfest.org.