“Мадам Баттерфляй” и новый сезон

The Met: Live in HD

Сцена из спектакля “Мадам Баттерфляй”. Фото - Кен Ховард
Сцена из спектакля “Мадам Баттерфляй”. Фото - Кен Ховард

Заканчивается семнадцатый (2023-24 годов) сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). В мае нас ждет еще один спектакль.

11 мая 2024 года, 11.55 am; 15 мая 2024 года, 1.00 и 6.30 pm. “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини. Возобновление совместной постановки Метрополитен-оперы, Английской национальной оперы и Литовской национальной оперы. Куклы — Blind Summit Theatre. Дирижер — Чжан Сянь. Режиссер — Энтони Мингелла. В главных партиях: мадам Баттерфляй — Асмик Григорян, Пинкертон — Джонатан Тетельман, Сузуки — Элизабет Дешонг, Шарплес — Лукас Мичем.

Короткая новелла Джона Лютера Лонга и одноактная пьеса Давида Беласко — вот “материал”, из которого родилась “Мадам Баттерфляй” Джакомо Пуччини. Спектакль по пьесе Беласко композитор увидел в Лондоне. В то время (начало XX века) он был увлечен экзотической культурой Азии и как раз искал подходящий сюжет. Решение писать оперу пришло сразу. Премьера в Ла Скала 17 февраля 1904 года провалилась. Зрители вместо аплодисментов молчали, а потом стали выкрикивать нечто вроде: “Это уже было… Это повторение “Богемы”… Дайте нам что-то новенькое…”. Растерянный Пуччини отменил второй спектакль и взялся за переделку. Вторая премьера в Оперном театре “Гранде” в Брешии летом 1904 года прошла с огромным успехом. Оперой дирижировал Артуро Тосканини.

Мы увидим возобновление обошедшей весь мир постановки. В партии Чио-Чо-Сан в Нью-Йорке дебютирует звезда Зальцбурга последних лет литовская певица Асмик Григорян. За дирижерским пультом — американский дирижер китайского происхождения Чжан Сянь. Она родилась и выросла в Даньдуне, окончила Пекинскую консерваторию. С двадцати пяти лет живет в США. Училась в консерватории Цинциннати. С 2009 по 2016 год — музыкальный руководитель Миланского симфонического оркестра, с 2016 года — дирижер-лауреат этого оркестра. С 2020 года — главный приглашенный дирижер Мельбурнского симфонического оркестра.

Как обычно, четыре спектакля серии “Метрополитен-опера в кино” покажут на бис летом (Live in HD Summer Encores). Названия и даты станут известны позднее. Зато уже известен репертуар серии на сезон 2024-25 годов. Первый спектакль нового сезона — “Сказки Гофмана” (“Les Contes d’Hoffmann”) Ж.Оффенбаха. Дирижер — Марко Армилиато. Режиссер — Бартлетт Шер. В главных партиях: Бенджамин Бернхайм (Гофман), Эрин Морли (Олимпия), Притти Йенде (Антония), Клементин Марген (Джульетта), Василиса Бержанская (Никлаус и Муза, дебют в МЕТ).

Эрин Морли в спектакле “Сказки Гофмана”. Фото - Марти Сол
Эрин Морли в спектакле “Сказки Гофмана”. Фото — Марти Сол

Я видел этот спектакль в МЕТ на премьере в декабре 2009 года со звездным составом: Джозеф Калейя, Анна Нетребко, Екатерина Губанова, Кэтлин Ким. Дирижировал Джеймс Ливайн. В июле 2012 года спектакль шел в серии “Метрополитен-опера в кино”. Возобновление постановки 2009 года пройдет с новыми звездами.

Бенджамин Бернхайм — один из ведущих теноров современной оперы. Его американский оперный дебют состоялся в Чикаго в партии Фауста (“Фауст” Ш.Гуно, сезон 2017-18 годов). В марте в серии “Метрополитен-опера в кино” мы слышали его в партии Ромео в “Ромео и Джульетте” Ш.Гуно.

Сопрано из Южной Африки Притти Йенде — еще одно громкое имя на оперном небосклоне. Она начинала учебу в Кейптауне, стажировалась в Академии Ла Скала. Поет на крупнейших сценах мира. В МЕТ дебютировала с партией Адины в “Любовном напитке” Г.Доницетти (сезон 2017-18 годов, еще одна постановка Бартлетта Шера).

Французскую певицу Клементин Марген я помню по партии Дульсинеи в “Дон Кихоте” Ж.Массне (Лирик-опера, сезон 2016-17 годов). Ее карьера стала развиваться стремительно сразу после окончания Парижской консерватории. На Международном вокальном конкурсе Concours International de Marmande она была названа “настоящим откровением” и награждена Специальным призом жюри. Вскоре после этого Маргейн стала солисткой Немецкой оперы Берлина и исполнила ведущие меццо-сопрановые партии. Среди лучших достижений певицы — партии Кармен (ведущие театры мира), Далилы (”Самсон и Далила” К.Сен-Санса), Шарлотты (”Вертер” Ж.Массне), Маргариты (”Осуждение Фауста” Г.Берлиоза). В концертном репертуаре певицы — оратории Messe Solenelle и Stabat Mater Дж.Россини, Реквием М.Дюрюфле, Stabat Mater А.Дворжака, Рождественская оратория К.Сен-Санса. Если бы не пандемия, мы бы услышали Марген в партии Далилы в опере “Самсон и Далила” К.Сен-Санса в Лирик-опере. Постановка была намечена на январь-февраль 2021 года, но сезон был отменен.

Спектакль “Сказки Гофмана” пойдет в МЕТ с 24 сентября. На экранах мира его покажут 5 октября.

Вторая опера будущего сезона — “На земле” (“Grounded”) Жанин Тезори по мотивам одноименной пьесы Джорджа Брента. Дирижер — музыкальный руководитель МЕТ Янник Незе-Сеген. Режиссер — Майкл Майер. В главных партиях: Эмили Д’Анджело (Джесс) и Бен Блисс (Эрик). Совместная постановка МЕТ и Вашингтонской национальной оперы.

Эмили Д'Анджело в спектакле “На земле”. Фото - Паола Кудаки
Эмили Д'Анджело в спектакле “На земле”. Фото — Паола Кудаки

Новая опера двукратного лауреата премии “Тони” Жанин Тезори рассказывает о летчице-военном пилоте Джесс, незапланированная беременность которой оказывается причиной отстранения от работы. Облетев половину мира, она “приземлилась” в Лас-Вегасе и теперь управляет дроном. Джесс — девушка с характером. Она пытается приспособиться к “новому способу ведения боя”, сохраняя здравомыслие и мудрость. В аннотации рекламируется высокотехнологичная постановка Майкла Майера с использованием огромного количества светодиодных экранов. Особо выделяется — впервые на оперной сцене! — летающий дрон.

С творчеством Жанин Тезори любители музыки в Чикаго должны были познакомиться в сезоне 2019-20 годов. В июне 2020 года в помещении Чикагского шекспировского театра планировалась чикагская премьера ее оперы “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой), совместной постановки Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” и Вашингтонской национальной оперы. Мировая премьера оперы состоялась на фестивале “Глиммергласс” (штат Нью-Йорк) летом 2019 года. Увы, планам помешала пандемия, и эту оперу мы услышим в ноябре в рамках 60-го сезона Лирик-оперы Чикаго. В центре сюжета — афроамериканская семья в Гарлеме. После трагической гибели сына мать и отец-полицейский вспоминают прошлое, оплакивают настоящее и задумываются о будущем. Так что осенью нас ждут две оперы Тезори.

Премьера МЕТ намечена на 23 сентября. На экранах мира спектакль появится 19 октября.

В новом сезоне мы увидим еще шесть опер: “Тоска” Дж.Пуччини (23 ноября 2024 года), “Аида” Дж.Верди (25 января 2025 года), “Фиделио” Л.ван Бетховена (15 марта 2025 года), “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта (26 апреля 2025 года), “Саломея” Р.Штрауса (17 мая 2025 года), “Севильский цирюльник” Дж.Россини (31 мая 2025 года). Все подробности — в будущих выпусках Оперного обозрения.

Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas/.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*