Лирик-опера: “Риголетто” Дж.Верди

Первая опера 70-го сезона

Сцена из спектакля “Риголетто”. Фото - Дэн Рестjohn manga
Сцена из спектакля “Риголетто”. Фото - Дэн Рестjohn manga

Действующие лица и исполнители: Риголетто — Игорь Головатенко, Джильда — Мане Галоян (дебют в Лирик-опере), Герцог Мантуанский — Хавьер Камарена (дебют в Лирик-опере), Спарафучиле — Соломан Ховард. Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Мэри Бернбаум (дебют в Лирик-опере). Постановка Лирик-оперы. 14 сентября — 6 октября 2024 года (семь представлений). Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.

Юбилейный, семидесятый сезон Лирик-оперы Чикаго начинается с бессмертной классики — шедевра Джузеппе Верди “Риголетто”.

Партитура шестнадцатой оперы итальянского композитора была написана очень быстро — за сорок дней. Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче. Критика нашла оперу “неприличной”, а публика была в полном восторге. Верди вызывали после каждого номера. После окончания спектакля публика насвистывала и напевала песенку Герцога из последнего акта. Предвидя это, Верди дал ноты тенору лишь на последней репетиции. Кстати, ставшую крылатой фразу “La donna e mobile” приписывают самому королю Франциску: “Красотки лицемерят. Безумец, кто им верит”. Венецианская газета в рецензии на премьеру подчеркивала необычность музыки “Риголетто”: “О подобной опере нельзя судить по одному вечеру. В ней новизна сюжета, новый стиль, новая форма… Оркестр беседует и плачет вместе с вами. Никогда музыка в опере не была столь выразительна”. Так шедевр Верди начал триумфальное шествие по театрам Италии и всего мира.

Постановки “Риголетто” вызывают повышенный ажиотаж и в наше время. Вспомним спектакль Кристофера Олдена в Лирик-опере в сезоне 2000-01 годов. Сказать, что это был неоднозначный спектакль, значит не сказать ничего. На “оперных начальников” обрушился поток разгневанных писем от “простых” спонсоров и тех любителей оперы, от которых многое зависит, в том числе — репертуарная политика. Постановка вызвала много шума и привела к сокращению денежных потоков в оперную компанию, а вот этого допускать было никак нельзя. В дело вмешался тогдашний генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон и пообещал через несколько лет представить новый вариант “Риголетто” в гораздо более традиционной постановке, что и было сделано.

“Риголетто” — частый гость на сцене Лирик-оперы. В сезоне 2012-13 годов с партией Джильды на сцене Лирик-оперы дебютировала Альбина Шагимуратова. В сезоне 2017-18 годов в новой постановке “Риголетто” мы увидели трех дебютантов. В партии Джильды выступила итальянская певица Роза Феола, в партии Спарафучиле — украинский бас Александр Цымбалюк, в небольшой, но выразительной партии Маддалены — певица из Латвии Занда Шведе. На этот раз нас ждут два дебюта.

Мане Галоян. Фото - Линн Лейн
Мане Галоян. Фото — Линн Лейн

В партии Джильды на оперной сцене Чикаго дебютирует сопрано из Армении Мане Галоян. Она с блеском выступила в этой партии в Хьюстонской опере. Выпускница Ереванской консерватории, в 2021 году она стала лауреатом Второй премии конкурса Operalia. Была в труппе Немецкой оперы Берлина. Этим летом исполнила партию Виолетты в “Травиате” Дж.Верди. В сезоне 2024-25 годов Галоян впервые выступит в партиях Микаэлы в “Кармен” Ж.Бизе (дебют в Ковент-Гарден), Вителлии в “Милосердии Тита” В.А.Моцарта (дебют в Опере Монте-Карло), Лю в “Турандот” Дж.Пуччини (дебют в Опере Базеля), а также вернется в Баварскую оперу с партией Адины в “Любовном напитке” Г.Доницетти. Мане живет в Детройте. Ее муж — дирижер Роберто Калб.

Хавьер Камарена. Фото - Harris Theater
Хавьер Камарена. Фото — Harris Theater

В партии Герцога — мексиканский тенор Хавьер Камарена. Он считается специалистом по операм Моцарта и белькантовому репертуару, но в последние годы добавил к нему оперы Верди. Камарена блестяще берет высокие ноты, безупречен в колоратурном пении. В сезоне 2018-19 годов он исполнил партию Эрнесто в “Дон Паскуале” Г.Доницетти и стал вторым певцом в истории Метрополитен-оперы, спевшим на бис в середине спектакля. Публика всякий раз устраивала ему овацию, требуя повторить арию “E se fia che ad altro oggetto”, и певец триумфально повторял ее. А еще Камарена — единственный певец, спевший на бис в трех разных постановках МЕТ. Бисы Камарена повторил и в опере “Дочь полка” Г.Доницетти в мадридском театре Реал. Среди достижений певца — безумно трудная в техническом отношении партия Гуальтьеро в опере В.Беллини “Пират”.

Камарена дебютирует в Лирик-опере, но не в Чикаго. В 2016 году у него был “сенсационный”, по мнению газеты Chicago Tribune, дебют в театре “Харрис” с пианистом Анхелем Родригесом. В 2021 году певец снова выступил в этом театре с камерной программой, исполнив популярные арии из опер Ш.Гуно, Г.Доницетти, Дж.Верди, В.Беллини, песни Э.Лало и Ф.фон Флотова.

С партией Риголетто в Лирик-оперу возвращается баритон Игорь Головатенко. Он дебютировал в Чикаго в сезоне 2022-23 годов в партии Родриго во французской версии “Дон Карлоса” Дж.Верди. У Головатенко необычная биография. Учеба в Саратовской консерватории по классу виолончели, учеба в классе Г.Рождественского на отделении оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории (закончил с отличием) и, наконец, класс сольного пения профессора Д.Вдовина в Академии хорового искусства. После этого началась его вокальная карьера. С 2007 по 2021 годы — солист Московского театра “Новая Опера”, с сентября 2014 года — солист Большого театра. Выступает в ведущих оперных театрах Европы. Американский прорыв произошел у певца в 2019 году, когда он дебютировал подряд в Вашингтонской опере (Онегин, “Евгений Онегин” П.Чайковского), Опере Лос-Анджелеса (Жорж Жермон, “Травиата” Дж.Верди) и Метрополитен-опере (Елецкий, “Пиковая дама” П.Чайковского). В январе 2022 года исполнил партию Роберта в концертном исполнении “Иоланты” П.Чайковского. Берлинским филармоническим оркестром руководил главный дирижер Кирилл Петренко. Из последних достижений певца — Дон Карлос в “Силе судьбы” Дж.Верди в МЕТ (сезон 2023-24 годов). Опера шла в серии “Метрополитен-опера в кино”.

“Риголетто” — шестая опера Верди, которой дирижирует в Чикаго музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола. Прошлая встреча с “Риголетто” была у него на Музыкальном фестивале в Брегенце в 2019 году. В 2022 году маэстро Маццола стал дирижером-резидентом этого австрийского фестиваля.

Для Мэри Бернбаум постановка “Риголетто” станет дебютом на чикагской сцене. Из ее недавних работ отмечу “Богему” в Опере Санта-Фе в 2019 году. Бернбаум является заместителем директора Оперной программы Джульярдской школы, в 2023 году она стала генеральным директором и художественным руководителем Оперы Саратоги.

За час до начала каждого спектакля в зале Лирик-оперы пройдут получасовые лекции музыковеда Родерика Хоукинса об истории создания “Риголетто”.

Джон Мангам. Фото - Кайл Флубекер
Джон Мангам. Фото — Кайл Флубекер

Юбилейный сезон Лирик-опера начинает с новым руководителем. С сентября 2024 года генеральным директором, президентом и председателем Совета директоров стал Джон Мангам. С 2018 года он работал главным исполнительным директором Хьюстонского симфонического оркестра. За это время пожертвования оркестру увеличились на пятьдесят процентов и была проведена первая с момента открытия здания в 1966 году реконструкция Jones Hall (Хьюстонского симфонического центра). Мангам руководил поиском музыкального руководителя оркестра. С сезона 2022-23 годов этот пост занимает дирижер из Братиславы (Словакия) Юрай Валчуха.

В активе Мангама — инициативы, связанные с охватом и доступностью классических программ. Например, серия студенческих концертов позволяет музыкантам оркестра на протяжении всего сезона общаться с юными зрителями. Будучи крупнейшей школьной программой среди крупных американских оркестров, она охватывает пятьдесят три тысячи студентов из более чем тридцати школьных округов Хьюстона. Во время пандемии Хьюстонский оркестр по инициативе Мангама создал онлайн-программы с оригинальным контентом с участием почти двух миллионов человек из всех штатов США и сорока стран мира.

Мангаму сорок девять лет. У него докторская степень по истории музыковедения, степени магистра и бакалавра истории Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Его академическая работа посвящена распространению итальянской оперы в немецкоязычной Центральной Европе XVIII века.

В разные годы Мангам работал в крупных американских симфонических оркестрах. 1999-2007 годы — администратор и менеджер по художественному планированию Лос-Анджелесского филармонического оркестра и Hollywood Bowl; 2009-2011 годы — администратор Нью-Йоркского филармонического оркестра; 2011-2014 годы — директор по художественному планированию Сан-Францисского симфонического оркестра; 2014-2018 годы — президент и художественный руководитель Филармонического общества округа Ориндж (Калифорния).

Мангам говорит: “Я впервые влюбился в классическую музыку и оперу в старших классах школы, и с тех пор этот вид искусства был в центре внимания как моей личной, так и профессиональной жизни. Лирик-опера уже давно является театром высокого международного уровня. Я с нетерпением жду возможности поработать в Чикаго. Моей основной целью является поддержка талантливых художников, а также поиск способов улучшить их работу и донести ее до как можно большего числа людей. Я невероятно рад возможности сотрудничества с музыкальным руководителем Энрике Маццолой, а также замечательными артистами и сотрудниками театра”.

Nota bene! Билеты на оперу ”Риголетто”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2024-25 годов Лирик-оперы Чикаго — по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*