Действующие лица и исполнители: Леонора — Эльза ван ден Хевер, Флорестан — Расселл Томас, Дон Фернандо — Альфред Уолкер, Дон Пизарро — Брайан Маллиган, Рокко — Дмитрий Иващенко, Марселина — Эльбенита Кайтаци (дебют в Лирик-опере), Жакино — Даниэль Эспинал (выпускник Центра Райана). Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Мэтью Озава. Новая для Чикаго постановка Оперы Сан-Франциско. 26 сентября — 10 октября 2024 года (пять спектаклей). Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
В 1803 году во главе театра “Theater an der Wien” на окраине Вены, в Видене, стоял Эмануэль Шикандер. Известный импрессарио, он заказал Бетховену оперу “Фиделио” и сказал, что сам напишет либретто. Бетховен охотно принял заказ, поскольку в Вене успех на оперной сцене означал славу и деньги. Сюжет состоял в следующем: смелая, предприимчивая женщина, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном. Но Бетховен никак не мог примириться с поверхностным, плоским либретто, которое сочинил директор театра. Композитор требовал текста, равнозначного его музыке. Известно, например, что он даже порицал Моцарта за то, что тот согласился написать музыку на фривольный сюжет “Дон-Жуана”. Бетховен забраковал либретто Шикандера. Его выбор пал на пьесу Жана Никола Буйи “Леонора”. Маэстро не смущал тот факт, что композитор Пьер Гаво уже написал музыку к этой драме. Было это в 1798 году. Либретто “Леоноры” пользовалось огромной популярностью.
Премьера единственной оперы Бетховена состоялась в “Theater an der Wien” 20 ноября 1805 года. Спустя год после премьеры Бетховен снова решил переписать либретто. В этом ему помогал его друг Стефан фон Брейнинг. Вторая редакция оперы называлась “Леонора или триумф Супружеской любви”. Но и новый вариант не принес успеха. Наконец, через 8 лет, 23 мая 1814 года, музыка “Фиделио” прозвучала на сцене театра “Кернтнертор” в третьем варианте, в обработке Трейчке. Именно эта, третья постановка, принесла опере Бетховена мировой успех.
Отважная и преданная Леонора — центральный персонаж оперы. Долгие годы она ищет своего исчезнувшего мужа Флорестана. Когда она узнает, что его держат глубоко под землей, в страшной тюрьме, Леонора переодевшись в мужское платье, поступает на работу помощником тюремного смотрителя. Теперь ее имя — Фиделио.
Леоноре противостоит злобный и мстительный Пизарро. Дон Пизарро решает, что таинственный узник должен умереть и сам берется совершить убийство. Леонора-Фиделио подслушивает разговор Пизарро и проникает в тюрьму…
Не буду подробно останавливаться на содержании оперы. Скажу только, что все закончится хорошо. Король помиловал всех осужденных, Леонора вывела на свет страдающего Флорестана, Пизарро постигла заслуженная кара: его бросили в то же самое подземелье, в котором он мучил своих пленников.
Опера “Фиделио” — принципиально новое явление в музыкальном и театральном искусстве. Новое, несмотря на связь оперы со сценическими традициями XVIII века. Герои, одушевленные идеей гражданского долга и ненависти к тирании; многообразие действующих лиц; оркестр, являющийся подлинным средоточием драматургического развития — все это создает разительный контраст между “Фиделио” и операми предшествующих времен. В опере заложены принципы оперного симфонизма, оказавшие заметное влияние на многих мастеров музыкального театра XIX века.
Первая за двадцать лет постановка “Фиделио” в Чикаго. В прошлый раз в главной партии блистала финская певица Карита Маттила, в партии тюремщика Рокко — великолепный немецкий бас Рене Папе. На этот раз все внимание обращено на южноафриканскую певицу Эльзу ван ден Хевер в партии Леоноры. Она дебютировала в Лирик-опере в партии Армиды в опере “Ринальдо” Г.Ф.Генделя (сезон 2011-12 годов), наибольший успех ее ждал в партии Хризотемиды в “Электре” Р.Штрауса (сезон 2018-19 годов). Певица родилась и выросла в Йоханнесбурге. Училась в консерватории Сан-Франциско. Имеет гражданство Франции и Южной Африки. Живет во Франции.
Американского тенора Расселла Томаса в последние годы мы часто слышим в Лирик-опере. Он запомнился мне в партиях Манрико (“Трубадур” Дж.Верди, сезон 2018-19 годов) и Каварадосси (“Тоска” Дж.Пуччини, сезон 2021-22 годов). В фильме-опере “Паяцы” Р.Леонкавалло Томас исполнил партию Канио.
Живущий в Берлине исполнитель партии Рокко бас Дмитрий Иващенко дебютировал на американской оперной сцене в Лирик-опере в партии Погнера в “Нюрнбергских мейстерзингерах” Р.Вагнера (сезон 2012-13 годов). Он родился в Барнауле, окончил Барнаульское музыкальное училище по классу дирижирования, вокальное отделение Новосибирской консерватории и Оперную студию при оперном театре Карлсруэ (Германия). Перед американской премьерой я встретился с певцом, и он рассказал мне о начале своей карьеры: “Все произошло случайно. Я всегда хотел уехать в Европу. Естественно, в Италию. Но с Италией не получилось — получилось с Германией. Когда я учился в консерватории, у нас был студенческий обмен с Мангеймом. Я поехал в Германию и прошел прослушивание в Оперные студии в театрах Мангейма и Карлсруэ. Мне предложили на выбор обе студии. Я выбрал Карлсруэ. После окончания два года поработал в хоре, набрался опыта и стал заниматься с замечательным педагогом Анной Рейнольдс. Она в свое время работала с Гербертом фон Караяном. Рейнольдс преподавала настоящую итальянскую школу bel canto. У меня не было верхов, не было красивого тембра. Она мне развила голос, я начал петь Россини, о чем никогда не мечтал. Я пел все, даже Эскамильо. Мой первый ангажемент был в Аугсбургском оперном театре. После Аугсбурга — Дармштадт и Берлин. Четыре года был в штате Комической оперы. Пел в Европе, потом прибавились Америка и Канада”.
В небольшой партии дочери тюремщика Марселины в Лирик-опере дебютирует сопрано из Республики Косово Эльбенита Кайтаци. После учебы в университете Приштины она выиграла несколько престижных европейских конкурсов. В настоящее время занята в труппе Гамбургской оперы.
Однофамилец знаменитого дирижера Сейджо Озавы, режиссер Мэтью Озава дебютировал на сцене Лирик-оперы с “Набукко” Дж.Верди в сезоне 2015-16 годов. Своим домом он называет Чикаго. Начиная с 2007 года, в качестве режиссера, ассистента режиссера, второго режиссера он участвовал более чем в двадцати чикагских постановках. После премьеры “Набукко” режиссер сказал: “Я впервые посетил Лирик-оперу много лет назад. Сидел в последнем ряду и мечтал в один-прекрасный день поставить оперу на этой сцене. Теперь мои мечты стали явью”.
Озава — основатель и художественный руководитель арт-компании “Mozawa”. Работает в администрации Лирик-оперы, руководит департаментом по работе с артистами.
Nota bene! Билеты на оперу ”Фиделио”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2024-25 годов Лирик-оперы Чикаго — по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Оставьте первый комментарий