Лирик-опера Чикаго представляет: “Зигфрид“ Рихарда Вагнера

Буркхард Фриц – Зигфрид. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг
Буркхард Фриц – Зигфрид. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг

Действующие лица и исполнители: Вотан (в облике Путника) – Эрик Оуэнс, Зигфрид – Буркхард Фриц (дебют в Лирик-опере), Брунгильда – Кристина Герке, Эрда – Роннита Миллер (дебют в Лирик-опере), Альберих – Сэмюэл Юн, Миме – Маттиас Клинк (дебют в Лирик-опере), Фафнер – Патрик Гетти (выпускник Райен-центра), Лесная птица – Дайана Ньюмен (выпускница Райен-центра). Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер-постановщик – Дэвид Паунтни.

Новая постановка. 4-16 ноября 2018 года (четыре спектакля). Продолжительность спектакля – 5 часов с двумя антрактами. Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.

Буркхард Фриц – Зигфрид. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг
Буркхард Фриц – Зигфрид. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг

Вначале – несколько слов в честь господина Вагнера Рихарда Вильгельма. Его можно называть величайшим (против этого слова применительно к себе Вагнер никогда не возражал) поэтом, философом, драматургом, демиургом. Он только не любил, когда его называли композитором. Вагнер мечтал об абсолютно новом, неслыханном, небывалом театре, о “всеобщем произведении искусства” (“Gesamtkunstwerk”), которое, если его все-таки удастся создать, перевернет цивилизацию. Считать Вагнера только сочинителем опер – это примерно то же самое, что считать архитектора, работающего над сложнейшим проектом гигантского небоскреба, дизайнером по дверным проемам. Музыкальные сочинения господина Вагнера Рихарда Вильгельма можно называть шедеврами (он иначе и помыслить не мог), музыкальными драмами, трагедиями, но только не операми. Вагнер терпеть не мог оперы (особенно итальянские) и называл их не иначе как безобразием. Опера в понятии Вагнера (итальянская опера особенно) – место, куда люди ходят развлечься. Они обращают внимание на сладкие мелодии, красивые арии, хорошие голоса солистов, они позволяют себе прерывать оперу аплодисментами и криками “браво”, а иногда и “бис”… В общем, публика в Опере ведет себя крайне развязно и возмутительно. Хорошо еще, что при Вагнере не додумались раздавать “коробки с ужином” (“Box Suppers”), как это делают сегодня в Лирик-опере на его (и не только его) спектаклях. Представляю, как бы он отреагировал на длиннющую очередь, выстраивающуюся в холле оперного театра в ожидании пайки, на стоящих, сидящих, лежащих зрителях, поглощающих FOOD на ступеньках, на бордюрах, на полу… Бедный Вагнер и без еды требовал запретить оперные театры как “рассадники порока и бездуховности”.

Эрик Оуэнс – Вотан, Маттиас Клинк – Миме. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг
Эрик Оуэнс – Вотан, Маттиас Клинк – Миме. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг

Что ж, я принимаю как аксиому желание Вагнера и в дальнейшем не буду называть его композитором. Я постараюсь избежать также слова “опера” применительно к его творчеству. Сделав эти необходимые оговорки, можно приступать непосредственно к теме.

После забастовки, опер Пуччини и Моцарта Лирик-опера возвращается к немецкой мифологии: в театре идет “фэнтези” Вагнера “Зигфрид”. Как писал автор – “второй день музыкального представления”. А я добавлю – третья (после “Золота Рейна” и “Валькирии”) часть тетралогии ”Кольцо нибелунга”. Команда постановщиков спектакля такая же, как в предыдущих частях: режиссер – Дэвид Паунтни, сценограф – Роберт Иннес Хопкинс, дизайнер по костюмам – Мари-Жан Лекка, хореограф – Денни Сайерс. А вот среди солистов мы услышим новые голоса.

Маттиас Клинк – Миме, Буркхард Фриц – Зигфрид. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг
Маттиас Клинк – Миме, Буркхард Фриц – Зигфрид. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг

У героического тенора из Германии Буркхарда Фрица – двойной дебют: впервые в партии Зигфрида и впервые на американской оперной сцене. Певец родился и вырос в Гамбурге. Изучал медицину и пел. Долго не мог выбрать между двумя увлечениями, но все же любовь к опере победила. Фриц сейчас нарасхват – он с одинаковой легкостью поет Лоэнгрина, Парсифаля, Тангейзера, а также ведущие теноровые партии итальянского и французского репертуаров. В Чикаго впервые возьмется за Зигфрида. Эту партию многие называют “Эверестом” для теноров. В беседе со мной президент и генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд сказал: “По правде говоря, подобрать нужный состав для “Зигфрида” – одно из главных испытаний в оперном театре. Большинство солистов поют Зигфрида не так уж долго. Надо выбирать между певцом, который уже поет эту партию, и тем, кто собирается ее петь, у кого есть опыт в партиях героического репертуара (Лоэнгрин, Тангейзер, Флорестан). Мы выбрали второй вариант и доверили эту партию Фрицу”.

Еще один дебют в Лирик-опере – немецкий характерный тенор Маттиас Клинк в партии, как писал Вагнер в книге “Моя жизнь”, “несностного кузнеца” Миме. Клинк учился в Индианском университете. Прославился исполнением моцартовских партий (Тамино в “Волшебной флейте” – с этой партией он дебютировал в Метрополитен-опере, Бельмонт в “Похищении из Сераля”, Феррандо в “Так поступают все”, Арбак в “Идоменее”). За последние пять сезонов исполнил четырнадцать главных партий в своей родной Штутгартской опере. В 2017 году назван “Певцом года” по версии журнала Opernwelt.

Маттиас Клинк – Миме. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг
Маттиас Клинк – Миме. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг

Третья дебютантка – меццо-сопрано Роннита Миллер в партии Эрды. Она исполняла эту партию в Опере Сан-Франциско и Немецкой опере Берлина. Американская певица Роннита Миллер живет в Берлине, с сезона 2013-14 годов является членом труппы Немецкой оперы. За это время участвовала в двадцати семи постановках. После Чикаго Миллер исполнит партию Эрды в Метрополитен-опере. В свободное от оперы время она исполняет в Берлине джаз.

Остальные солисты известны по предыдущим частям тетралогии. В партии Брунгильды в Лирик-опере мы четвертый раз услышим замечательную американскую певицу Кристину Герке. Она дебютировала в сезоне 2012-13 годов в главной партии в “Электре“ Р.Штрауса, в сезоне 2016-17 годов исполнила партию Кассандры в “Троянцах“ Г.Берлиоза, в прошлом сезоне – пела Брунгильду в “Валькирии“. После Чикаго со своей Брунгильдой Герке отправится в Метрополитен-оперу.

Партию Вотана продолжает исполнять бас-баритон из Филадельфии Эрик Оуэнс. С партией властителя нибелунгов Альбериха в Чикаго вернется молодой корейский бас-баритон Сэмюэль Юн.

Премьера “Зигфрида“ состоялась 16 августа 1876 года в Байройте. Третий раз в истории Лирик-оперы Зигфрид идет отдельно от тетралогии “Кольцо нибелунга”, последний раз – в сезоне 2003-04 годов. Последний раз в Лирик-опере тетралогия ставилась в сезоне 2004-05 годов в постановке немецкого режиссера Герберта Келлнера.

Патрик Гетти – Фафнер. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг
Патрик Гетти – Фафнер. Сцена из спектакля “Зигфрид” (Лирик-опера Чикаго, 2018 год). Фото – Тодд Розенберг

Nota bene! Билеты на оперу ”Зигфрид” и другие спектакли сезона 2018-19 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.