Лирик-опера Чикаго: “Летучий голландец” Р.Вагнера

Первая опера 69-го сезона

Сцена из спектакля “Летучий голландец” (Канадская оперная компания). Фото - Майкл Купер
Сцена из спектакля “Летучий голландец” (Канадская оперная компания). Фото - Майкл Купер

Действующие лица и исполнители: Летучий голландец — Томаш Конечны, Сента — Тамара Уилсон, Даланд — Мика Карес, Мария — Мелоди Уилсон (дебют в Лирик-опере), Эрик — Роберт Уотсон (дебют в Лирик-опере). Дирижер — Энрике Маццола. Режиссер — Кристофер Олден. Постановка Канадской оперной компании. Новая для Чикаго постановка. Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля — 2 часа 20 минут без антракта. 23 сентября — 7 октября 2023 года (пять спектаклей).

Давно Лирик-опера не начинала сезон с Вагнера, особенно с “Летучего голландца” (“Der fliegende Holländer”, “The Flying Dutchman”). Последний раз опера шла в театре в сезоне 2000-01 годов в постановке Николауса Ленхоффа с Джеймсом Моррисом и Кэтрин Малфитано в главных партиях. Дирижировал только что ставший музыкальным руководителем сэр Эндрю Дэвис. До этого с 1983 года в Лирик-опере была старая постановка Жана-Пьера Поннеля с Зигмундом Нимсгерном и Кларис Карсон.

“Летучий голландец” — вторая опера Рихарда Вагнера и первая, раскрывшая миру его талант. Премьера состоялась 2 января 1843 года в Дрезденской опере. Позади — юношеский опыт под названием “Риенци, последний трибун”, принесший композитору первый успех; впереди — “Тангейзер”, тетралогия “Кольцо нибелунга”, любовная сага “Тристан и Изольда”, “Парсифаль”. Работу над “…голландцем” Вагнер начал в 1840 году, когда ему исполнилось двадцать девять. Он сбежал от кредиторов из Риги в Лондон и наслаждался свободой, занимаясь поиском сюжетов для своих будущих произведений. Композитора заинтересовала опубликованная в 1834 году повесть Генриха Гейне “Мемуары господина фон Шнабелевопского” о скитальце по морям, выходящем на берег раз в семь лет в поисках невесты. Вагнер лихо сочинил либретто и тут же продал его Парижской опере. В 1841 году по этому варианту состоялась премьера оперы “Корабль-призрак” Пьера Луи Дитша. С музыкой Вагнер не так торопился, как с либретто, хотя биографы композитора пишут, что на всю партитуру у него ушло немногим меньше двух месяцев. После премьеры опера исполнялась в театрах Европы, но Вагнер постоянно возвращался к музыке, изменяя и дорабатывая ее. Дважды — в 1846 и 1852 годах — он перерабатывал инструментовку, в 1860 году дописал увертюру. Вагнер умер в 1883 году, а первая постановка “Летучего голландца” в Байройте состоялась только в 1901 году.

В “Летучем голландце” отражены многие темы творчества Вагнера, в первую очередь — тема искупления через любовь. Голландец, как и другие вагнеровские герои, — обреченный романтик. За богохульную клятву Дьявол приговаривает его плыть на своем корабле, пока он не найдет женщину, которая будет преданно любить его. С другой стороны, это история одержимости молодой женщины. Сенте снится Голландец, которому суждено скитаться по морям. Он выходит на берег каждые семь лет в поисках женщины, которая будет ему верна до самой смерти. Она встречает Его, и история любви начинается… Голландец и Сента — психологически сложные, эмоционально травмированные персонажи. Такие партии-роли нельзя просто пропеть — их надо прожить. Поэтому так важны для нас фигуры исполнителей. Как мне кажется, в этот раз Лирик-опера собрала просто выдающийся актерский состав. В партии Голландца — польский бас-баритон Томаш Конечны. Мы слышали его в Чикаго только один раз в главной партии в завораживающем “Воццеке” А.Берга (сезон 2015-16 годов). Это был дебют Конечны в американском оперном театре. Тогда мне удалось поговорить с певцом. Я спросил у него, не страшно ли было начинать оперную карьеру с Вагнера. Конечны ответил: “Это не было моим открытием. В Любеке я встретил пианиста и преподавателя Зигфрида Шваба из Гамбургской оперы. Я готовил с ним партию Ореста в “Электре”. Он впервые сказал, что у меня “heldenbaritone” — драматический, героический баритон. Очень специфический голос… Шваб начал со мной репетировать “Валькирию”. Мне было тогда двадцать шесть лет… Мне тяжелее петь Моцарта, чем Вагнера. Вагнер для меня — “дом родной”. Я пел Голландца в самом начале карьеры. Моей первой вагнеровской ролью стал Амфортас.

Томаш Конечны в спектакле “Воццек”. Лирик-опера, 29 октября 2015 года. Фото - Кори Вевер
Томаш Конечны в спектакле “Воццек”. Лирик-опера, 29 октября 2015 года. Фото — Кори Вевер

Кто ваш любимый вагнеровский персонаж?

Конечно, Вотан. Еще мне нравится Альберих, но это не самая удобная партия для голоса.

Вам нравится играть на сцене. Но ведь в операх Вагнера не так много действия, не так много игры в привычном понимании этого слова…

Очень много! Как в кино. Главное — понимать вагнеровские язык и музыку. Во втором акте “Валькирии” в монологе Вотана надо передать всю гамму чувств героя, его беспокойство, мысли, тревоги. Это внутренний монолог со своим действием, движением, развязкой… Или король Марк в “Тристане…”. Его монолог из второго акта длится двадцать минут, и за это время перед глазами зрителей проходит вся его жизнь. Вагнер был против экспрессионистского театра. В его мире герои погружены в себя, их слова и поступки лежат в плоскости театра психологического. Для меня, как для актера, нет ничего интереснее опер Вагнера.

Я уверен, что Конечны продемонстрирует все грани своего таланта, чтобы раскрыть характер Голландца. В мае с этой партией впервые после своего дебюта в 2019 году Конечны вернулся в Метрополитен-оперу. Тогда критики писали о нем как о главной звезде возобновленного “Кольца нибелунга”. Конечны исполнил партию Альбериха. Рецензии на его майского “…голландца” были такие же восторженные. Усамма Зар из New York Times писал: “Томаш Конечны привнес силу и ясность в главную партию. Конечны обладает голосом гранитной мощи и медного резонанса… Он может скрывать свой голос и наполнить его слезами…”.

В МЕТовской постановке партию Сенты исполняла сопрано из Южной Африки Эльза ван ден Хевер. В Лирик-опере в этой роли мы третий раз услышим Тамару Уилсон. Американская певица дебютировала в Лирик-опере в сезоне 2018-19 годов в партии Леоноры в опере “Трубадур” Дж.Верди, но в Чикаго мы слышали ее задолго до этого. В 2014 году она исполнила партию Донны Анны в концертном исполнении “Дон Жуана” на Музыкальном фестивале Равиния (дирижер — Джеймс Конлон), летом 2018 года там же была одной из солисток Девятой симфонии Л.ван Бетховена. Уилсон родилась в Аризоне, выросла в пригороде Чикаго, закончила Международную вокальную программу при Хьюстонской опере в бытность там руководителем Энтони Фрейда — нынешнего президента и генерального директора Лирик-оперы.

Тамара Уилсон в спектакле “Трубадур”. Лирик-опера, 14 ноября 2018 года. Фото - Lyric Opera of Chicago
Тамара Уилсон в спектакле “Трубадур”. Лирик-опера, 14 ноября 2018 года. Фото — Lyric Opera of Chicago

В партии Даланда — эстонский бас Мика Карес, запомнившийся мне по партии Командора в “Дон Жуане” В.А.Моцарта (сезон 2019-20 годов).

Нас ждут два интересных дебюта — меццо-сопрано из Делавэра (последние годы она живет в Вене) Мелоди Уилсон (Мария) и тенор из Канзас-Сити Роберт Уотсон. После Чикаго партию Эрика он исполнит в Берлинской опере и в театре Реджо (Турин).

Для музыкального руководителя Энрике Маццолы “Летучий голландец” станет первой вагнеровской оперой, которой он дирижирует в Чикаго.

Спешу обрадовать тех, кто боится “бесконечных” опер Вагнера. Второй раз в Лирик-опере “Летучий голландец” идет не в трех действиях с двумя антрактами, а в одном действии без антракта, как и задумывал композитор.

Nota bene! Билеты на “Летучего голландца”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2023-24 годов — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.