“Классический балет! Искусство лучших дней!”

Новая встреча с АБТ

Кэтрин Харлин. Па-де-де из балета “Дон Кихот”. Фото - Эрин Байано, courtesy Vail Dance Festival
Кэтрин Харлин. Па-де-де из балета “Дон Кихот”. Фото - Эрин Байано, courtesy Vail Dance Festival

“Классический балет есть замок красоты, Чьи нежные жильцы от прозы дней суровой Пиликающей ямой оркестровой отделены. И задраны мосты…” – так начинается шутливое стихотворение Иосифа Бродского, посвященное Михаилу Барышникову. (В заголовке – еще одна цитата из этого стихотворения.)

“Нежными жильцами” этого “замка красоты” скоро станем все мы. 8 июля в 7.30 pm в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум” состоится концерт артистов труппы Американского театра балета (American Ballet Theatre). Концерт посвящен выходу из пандемии коронавируса и возобновлению нормальной культурной жизни в США.

В программе: “La Follia Variations” в хореографии Лорен Ловетт – композиция для восьми танцоров на музыку итальянского скрипача и композитора Франческо Джеминьяни (1687-1762), в Чикаго исполняется впервые; композиция “Let Me Sing Forevermore” на музыку Тони Беннетта в хореографии Джессики Ланг; па-де-де из балета “Дон Кихот” Л.Минкуса, композиция “Indestructible Light” на музыку Д.Эллингтона, Каунта Бейси и Билли Стрейхорна в хореографии Даррелла Гранда Молтри – зажигательный бурлеск джазовых мелодий и ритмов.

Эмили Хайс и Джонатан Кляйн в La Follia Variations. Фото - Todd Rosenberg Photography
Эмили Хайс и Джонатан Кляйн в La Follia Variations. Фото — Todd Rosenberg Photography

С этой программой АБТ вернулся на сцену 25 апреля этого года (выступление в Центре искусств Сегерстрома в Коста Месе (Калифорния) прошло с огромным успехом), и с этой программой АБТ приезжает в Чикаго.

В концерте участвуют двадцать артистов балетной труппы театра: ведущие солисты Кори Стернс, Дивон Тойшер; солистка Кэтрин Харлин; артисты кордебалета Лорен Бонфилио, Джейкоб Клерико, Майкл де ла Нуес, Карлос Гонзалес, Кили Гроневеген, Сунг Ву Хан, Анабел Кацнелсон, Тайлер Малони, Эбби Маррисон, Ханна Маршалл, Бетси Макбрайд, Джоао Менегусси; студенты балетной академии Кенон Кимура, Мелвин Лавофи, Джозеф Марки, Данкан Макилвейн, Хлоя Мисселдин.

Продолжительность концерта – 50 минут без антракта.

Сцена из композиции “La Follia Variations”. Фото - Todd Rosenberg Photography
Сцена из композиции “La Follia Variations”. Фото — Todd Rosenberg Photography

Чикагский концерт проходит в рамках проекта “ABT Across America”. В течение двадцати одного дня театр даст восемь концертов в восьми американских городах. Начало пути – город Линкольн в штате Небраска, окончание – Нью-Йорк, где в 1940 году АБТ показал первый публичный спектакль. Перед вами – расписание гастролей: 1 июля – Линкольн (Небраска), 4 июля – Айова-Сити (Айова), 8 июля – Чикаго, 10 июля – Миннеаполис (Миннесота), 14 июля – Сент-Луис (Миссури), 17 июля – Чарлстон (Южная Каролина), 19 июля – Миддлебург (Виргиния), 21 июля – Нью-Йорк (Нью-Йорк). Двадцать артистов во главе с художественным руководителем театра Кевином Маккензи и двадцать восемь человек обслуживающего персонала к поездке протяженностью в три тысячи сто миль готовы. За двадцать один день им предстоит проехать через четырнадцать штатов. Караван состоит из шести автобусов и трех дальнобойных фур. Вот такой балетный “road trip” случится в июле 2021 года.

Проект “ABT Across America” повторяет маршруты сороковых-пятидесятых годов XX века, когда артисты кочевали по штатам, неся, как писали в советских газетах, “искусство в массы”. В 2021 году АБТ исполняется восемьдесят один год. Театр возник из маленьких студий и трупп русских танцовщиков, появившихся в Америке в двадцатых годах прошлого века. Одной из таких трупп руководил Михаил Мордкин – бывший солист труппы Дягилева, танцевавший с Анной Павловой в Париже. В 1937 году Мордкин основал компанию Mordkin Ballet. Среди его учеников была танцовщица Лючия Чейз. Мордкин, Чейз, танцовщик Ричард Плезант – именно они создали в 1940 году Театр балета. Современное название труппа получила в 1957 году. Со дня основания театра с ним сотрудничали известные хореографы и звезды балета. В первый год существования в театре “замахнулись” на “Жизель” – визитную карточку любого балетного театра. Премьера балета состоялась в Нью-Йорке 12 января 1940 года. Уже в первое десятилетие в театре были поставлены многие выдающиеся спектакли, в числе которых – балеты Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса. С середины шестидесятых годов в АБТ активно ставятся классические балеты, такие, как “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Золушка”, а также современные постановки Твилы Тарп, Кларка Типпета и Марка Морриса. В разные годы на сцене АБТ блистали Кьяра Фраччи, Гилси Керкленд, Марго Фонтейн, Рудольф Нуреев, Хулио Бокка.

Сцена из композиции “Indestructible Light”. Фото - Todd Rosenberg Photography
Сцена из композиции “Indestructible Light”. Фото — Todd Rosenberg Photography

Русское влияние заметно везде в балетном мире, и, конечно, не обошлось без него в АБТ. На протяжении девяти лет – с 1980 по 1989 годы – руководителем труппы был выдающийся мастер современного балета, представитель русской классической балетной школы Михаил Барышников. Сегодня в составе АБТ работает, пожалуй, самый востребованный хореограф в мире Алексей Ратманский.

Концерт АБТ в Чикаго представляет театр “Аудиториум” (Auditorium Theatre). Председатель совета директоров театра Рич Реган рассматривает предстоящий концерт как “волшебный подарок зрителям Чикаго со стороны одного из главных партнеров – ведущего балетного коллектива США”. Представитель департамента культуры мэрии Чикаго Марк Келли уверен: “Auditorium Theatre остается основополагающей частью культурного ландшафта Чикаго на протяжении более чем ста лет. Театр выдержал множество испытаний, включая пандемию 1918 года. Я рад, что сегодня он возвращается к нормальной жизни и приветствует живой балет”.

АБТ хорошо знаком чикагским любителям балетного искусства. Я помню времена, когда театр приезжал в Чикаго каждый год: “Жизель” (2005 год) и “Корсар” А.Адана (2006 год), “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева (2007 год) и “Спящая красавица” П.Чайковского (2008 год)… Потом был перерыв. В 2014 году театр привез специальную программу, в составе которой были балеты лучших американских хореографов XX века: “Партита Баха” (“Bach Partita”) и “Сюита Синатры” (“Sinatra Suite”) Твайлы Тарп, “Требуется сборка” (“Some Assembly Required”) Кларка Типпета и “Свободны, как воздух” (“Fancy Free”) Джерома Роббинса.

Сцена из композиции “Indestructible Light”. Фото - Todd Rosenberg Photography
Сцена из композиции “Indestructible Light”. Фото — Todd Rosenberg Photography

В феврале 2018 года в помещении театра “Харрис” АБТ представил две программы классических и современных композиций. Среди них – ”Тринадцать измерений” (”Thirteen Diversions”) в хореографии Кристофера Уилдона на музыку ”Диверсий” для фортепиано для левой руки с оркестром Б.Бриттена, “Ее записки” (“Her Notes”) в хореографии Джессики Ланг на сюиту Фанни Мендельсон, “Я чувствую движение Земли” (“I Feel the Earth Move”) – четвертый балет, созданный для АБТ французским хореографом Бенжаменом Мильпье. Алексей Ратманский показал на гастролях две композиции: “Песни Буковины” (“Songs of Bukovina”) по произведению Леонида Десятникова “Буковинские песни” (Двадцать четыре прелюдии для фортепиано) и “Серенада” (“Serenade After Plato’s Symposium”) – балет на музыку одноименного концерта Леонарда Бернстайна для скрипки с оркестром, созданного по мотивам диалога Платона “Пир”. Наконец, в апреле 2019 года АБТ впервые в Чикаго показал балет “Взбитые сливки” на музыку и либретто Р.Штрауса в хореографии Ратманского.

С сезона 2018-19 годов АБТ является гастролирующей компанией-резидентом театра “Аудиториум” (“visiting resident company”).

Nota bene! Концерт Американского театра балета состоится 8 июля в 7.30 pm в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум”. Вход свободный, но по билетам. Их резервирование начнется 29 июня в 10.00 am на сайте tickets.auditoriumtheatre.org/production/3358.