Кинообозрение

Кадр из фильма “Дюна: Часть вторая”
Кадр из фильма “Дюна: Часть вторая”

Новая “Дюна” уже в прокате

Дюна: Часть вторая” (“Dune: Part Two”, США, 2024, 182 мин.). Режиссер — Дени Вельнев. В ролях: Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Кристофер Уокен, Остин Батлер, Флоренс Пью, Леа Сейду.

Наверно, самый ожидаемый фильм не только месяца, но и года — продолжение эпической саги канадского режиссера Дени Вельнева по роману Фрэнка Герберта. Режиссер говорит о фильме так: “Это не сиквел, а продолжение истории с того момента, где мы оставили героев в конце первого фильма. Никаких прыжков во времени нет. Я хотел добиться максимальной преемственности между первой и второй частями”. Релиз — 28 февраля 2024 года.

“Новый взгляд” на классиков моды

Новый взгляд: революция стиля” (“The New Look”, США, 2024, сезон 1, Apple TV+). Создатель — Тодд А. Кесслер. В ролях: Бен Мендельсон, Жюльетт Бинош, Мейси Уильямс, Джон Малкович, Нуно Лопес.

Сериал о начале карьеры французского дизайнера Кристиана Диора (австралийский актер Бен Мендельсон) и его жизни в Париже во время и после Второй мировой войны. Среди героев сериала — друзья, коллеги и соперники Диора Коко Шанель (Жюльетт Бинош), Люсьен Лелонг (Джон Малкович), Баленсиага (Нуно Лопес) и другие.

Кинокритик Зинаида Пронченко уже посмотрела новый сериал и пишет о нем так: “Были опасения, что компания Apple устроит, что-то вроде “Эмили под оккупацией” и отчасти так и произошло — Париж в глобальных проектах по-прежнему снимают вопреки генплану. Злосчастный “Ритц” тут в отеле “Риджина”, “Мажестик” в “Рафаэле”, а мадридский Ритц, где Шанель должна была уговорить Черчилля заключить мир с Германией — и вовсе в Гран Палэ. Но это совершенно неважно, поскольку Жюльетт Бинош гениально исполняет суету Мадемуазель между добром и злом — без единого намека на моральные терзания. А Бен Мендельсон (Диор) и Джон Малкович (Лелонг) не устраивают в кадре характерных для жанра гомосексуальных плясок с закройными ножницами. Это кино не о тяготах однополой любви или муках творчества, или французском art de vivre. Из всех возможных ракурсов на историю моды Apple внезапно выбрал самый актуальный — как жить в аду, не становясь его частью. Каждый разговор героев прямиком из нынешних соцсетей. Например, беседуют Баленсиага, Бальман и Диор. Кристобаль отказался шить для нацистов. Бальмена даже не соблазняют — у него по нацистским меркам дегенеративные платья. Диор согласился, потому что вырученные деньги отдает сестре Катрин, участнице Сопротивления, которая все равно попадает сначала на рю де ля Помп, потом в Дранси, затем в Равенсбрюк. И даже имея благородный дисклеймер, Диор зачем-то повторяет: “Платья невинны, виновны женщины, надевшие кутюр на бал Гестапо”. “Ну а что Шанель? Она же тоже отказалась обслуживать Третий Рейх?” — уточняет Бальман.

“Конечно! Она прокляла их!” — отвечает Баленсиага. Склейка. Шанель обсуждает в Максим с Гиммлером арийские законы — благодаря юриспруденции она снова станет главным акционером своего бизнеса. Склейка. Присягнув Гиммлеру, Шанель обзавелась еще и шикарной квартирой. Неужели здесь жили евреи? Как жаль, как жаль, боже, именно этот торшер я и искала. Правда, в 1944 радоваться, что хозяев торшера расстреляли, уже недальновидно. Склейка. Мадемуазель на встрече с Риверди (главой партизанов): “Если я сдам Шелленберга, вы исключите меня из санкционных списков?” И все это, не вылезая из твида и джерси. Естественно, нам мешает английский, разумеется, бесит, что нацисты на экране, как всегда, uber alles — самые красивые, в самых блестящих сапогах, не переставая пьют шампанское из хрусталя, даже если рядом пытают. Однако трагедия нации и драма индивидуумов шествуют по подиуму, словно на модном показе. Настолько убедительно, что я бы забеспокоилась в случае Шанель о продажах… Кстати, про Кристиана Диора. Оказывается, кроме сестры Катрин, героини Сопротивления и узницы концлагерей, у него была еще племянница Франсуаза (приемная дочь старшего брата Раймонда). Франсуаза уже после войны стала видной деятельницей неонацистского движения, за что дважды сидела в тюрьме. Три раза она выходила замуж — и за аристократов, и за дегенератов. Брачные клятвы предпочитала приносить, положив руку на “Майн кампф”. Также Франсуаза совратила собственную дочь, из-за инцеста покончившую с собой. Не припомню ничего подобного в экспозиции галереи Диор на авеню Монтень, а зря. Козни судьбы и абсурд бытия гораздо интереснее масс-маркет феминизма Марии Грации Кьюри”.

Премьера первого эпизода — 14 февраля 2024 года. В сезоне — десять эпизодов примерно по 49-60 минут каждый. Подробности — на сайте www.apple.com/tv-pr/originals/the-new-look.

The Facets Cinémathèque представляет
(1517 West Fullerton Avenue, Chicago, IL 60614)

В Чикагской синематеке демонстрируются два фильма, которые я бы включил в десятку лучших в 2023 году.

Зона интересов” (“The Zone of Interest”, Великобритания-Польша-США, 105 мин., на немецком языке с английскими субтитрами). Режиссер — Джонатан Глейзер. В ролях: Кристиан Фридель, Сандра Хюллер, Ральф Херфорт, Максимилиан Бек, Ральф Цильман.

Экранизация романа Мартина Эмиса. Комендант Освенцима Рудольф Хесс (Кристиан Фридель) и его жена Гедвига (Сандра Хюллер) стремятся построить для своей семьи нормальную жизнь в доме рядом с лагерем. Они принимают гостей, ухаживают за роскошным садом, наслаждаются окружающей природой, а рядом с ними каждый день в Освенциме убивают евреев и ужасы Холокоста бушуют прямо за стеной их сада… На редкость актуальная притча о банальности зла. Таких рудольфов и гедвиг очень много сегодня в России. Они тоже ищут свой “сад” и прячутся в нем, отказываясь посмотреть правде в глаза… Награды: Гран-При и приз ФИПРЕССИ на 76-м Каннском МКФ (2023 год). Когда вы читаете этот текст, вы уже знаете победителей премии “Оскар”-2024. На момент подписания статьи в печать у картины было пять номинаций, в том числе — за лучшие фильм, режиссуру и адаптированный сценарий (Джонатан Глейзер). 16-17, 23-24 марта. Подробности — на сайте facets.org/programs/the-zone-of-interest/.

Американское чтиво” (“American Fiction”, США, 2023, 117 мин.). Режиссер — Корд Джефферсон. В ролях: Джеффри Райт, Трэйси Эллис Росс, Исса Рэй, Стерлинг К. Браун, Джон Ортис.

Знаковая для американского кино картина, высмеивающая клише и стереотипы современного общества. Кинокритик Антон Долин говорит о фильме так: “Университетский профессор, уволенный за н-слово, страдает от творческого и личного кризиса. Неожиданно в минуту отчаяния он находит выход в написании пародийного романа о тяготах жизни афроамериканцев. “Американское чтиво” задает неудобные вопросы о том, насколько социальные и политические клише определяют наше мышление и поведение и существует ли способ от них освободиться. Сам этот фильм, беспощадный и милосердный одновременно, но также неизменно смешной, служит отличным ответом”. Режиссерский дебют сценариста Корда Джефферсона, работавшего над сериалами “Наследники” (“Succession”, 2018-23) и “Хранители” (“Watchmen”, 2019). Награда: Приз зрительских симпатий на МКФ в Торонто (2023 год). На момент подписания статьи в печать у картины было пять номинаций на премию “Оскар”-2024, в том числе — за лучшие фильм и мужскую роль (замечательная работа Джеффри Райта). 17, 23-24, 28 марта. Подробности — на сайте facets.org/programs/american-fiction.

Приятного просмотра!