Кинообозрение

Кадр из фильма “Керель”
Кадр из фильма “Керель”

Чикагский киноцентр: “Hot & Heavy”
(164 North State Street Chicago, IL 60601)

Любовь, страсть, эротика, исследование тайных желаний, секс — все это в новой программе Киноцентра “Hot & Heavy”. Среди картин — классика мирового кино.

15 февраля, 8.30 pm. “Керель” (“Querelle”, Германия-Франция, 1982, 108 мин.). Режиссер — Райнер Вернер Фассбиндер. В ролях: Брэд Дэвис, Франко Неро, Гюнтер Кауфманн, Жанна Моро. Последний фильм немецкого режиссера — вольная инсценировка одноименного романа Жана Жене о воре и психопате, не нашедшем себя в современном обществе. Картина получилась мрачной и тяжелой, ведь съемки пришлись на мучительный период в жизни режиссера. За год до этого в его квартире был найден мертвым его любимый актер Армин Майер. Фассбиндер впал в депрессию и вскоре после окончания съемок умер. Премьера состоялась на 39-м Венецианском МКФ (1982 год) через несколько месяцев после его смерти.

16 февраля, 8.45 pm. “Автокатастрофа” (“Crash”, Великобритания-Канада-США, 1996, 100 мин., на английском и шведском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Дэвид Кроненберг. В ролях: Джеймс Спейдер, Холли Хантер, Элиас Котеас, Дебора Кара Ангер, Розанна Аркетт. Откровенная лента о подпольной секте, члены которой испытывают сексуальное возбуждение в результате… автомобильных аварий. По мере того, как они становятся все более одержимыми, граница между удовольствием и болью опасно стирается… Награда: Специальный приз жюри на 49-м Каннском МКФ (1996 год). Говорят, против этого яростно возражал президент жюри Фрэнсис Форд Коппола. Спустя три года Кроненберг вернулся на красную дорожку фестиваля, но уже в качестве председателя жюри. Проигнорировав фильмы таких титанов, как Линч, Альмадовар, Джармуш, Китано, он “осенил” “Золотой пальмовой ветвью” бельгийскую картину “Розетта” (“Rosetta”) братьев Дарденн. Гран-при фестиваля получил французский фильм “Человечность” (“L’humanite”) Бруно Дюмона. Решение Кроненберга запомнилось многим как один из самых радикальных жестов в истории кинематографа.

17 февраля, 2.00 pm. “Секретарша” (“Secretary”, США, 2002, 107 мин.). Режиссер — Стивен Шейнберг. В ролях: Мэгги Джилленхол, Джеймс Спейдер, Джереми Дэвис.

Тайные желания и мазохистские наклонности отличают отношения между секретаршей Ли и ее начальником мистером Грэем. Поначалу кажется, что фильм закончится трагически, но — извините, спойлер! — нас ждет неожиданный финал…

Награда: Специальный приз жюри на МКФ в Санденсе (2002 год).

17 февраля, 4.15 pm. “Я, ты, он, она” (“I, You, He, She”, Бельгия-Франция, 1975, 86 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Шанталь Акерман. В ролях: Шанталь Акерман, Нильс Ареструп, Клер Ватьон.

Режиссерский дебют бельгийской актрисы и сценаристки Шанталь Акерман — пронзительная история отчаяния, одиночества и поиска любви. Менее чем через год Акерман снимет фильм “Жанна Дильман, набережная Коммерс, дом 23, 1080, Брюссель” (“Jeanne Dielman, 23 Quai Du Commerce, 1080 Bruxelles”, 1975), названный в 2021 году журналом Sight and Sound Британского киноинститута ЛУЧШИМ в истории кино. Последней работой Акерман стала картина “Бездомное кино” (“No Home Movie”, 2015, Бельгия) о матери Наталье — польской еврейке, пережившей Освенцим и умершей в 2014 году. Шанталь Акерман покончила с собой 5 октября 2015 года.

18 февраля, 4.15 pm. “Вожделение” (“Lust, Caution”, Тайвань-США-Гонконг-Китай, 2007, 157 мин., на английском, японском и китайском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Энг Ли. В ролях: Тони Люн Чу Вай, Тан Вэй, Джоан Чэнь. Эротический триллер о любви студентки-разведчицы и высокопоставленного чиновника в китайском правительстве времен Второй мировой войны. Картина подверглась жесткой цензуре в Китае. Автор культового боевика “Крадущийся тигр, притаившийся дракон” (“Crouching Tiger, Hidden Dragon”, 2000) Энг Ли признается: “Я родился в Китае, потом мои родители переехали на Тайвань, потом в Америку, потом обратно в Китай и снова в Америку. Когда я просыпаюсь утром, то не всегда знаю, где нахожусь. Я больше верю иллюзорному, созданному кинематографом миру, чем безумной реальности. Кажется, я живу по ту сторону экрана”. Жители Иллинойса могут гордиться тем, что свое обучение Ли начал именно в этом штате. Степень бакалавра по театральному искусству он получил в Иллинойском университете в Урбане-Шампейн, после чего переехал в Нью-Йорк. Награда: “Золотой лев святого Марка” на 64-м Венецианском МКФ (2007 год).

21 февраля, 6.00 pm. “Дневная красавица” (“Belle De Jour”, Франция, 1967, 101 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Луис Бунюэль. В ролях: Катрин Денев, Жан Сорель, Мишель Пикколи.

Главная героиня фильма, молодая женщина Северина (Катрин Денев) живет двойной жизнью. Каждый день с двух до пяти часов вечера под псевдонимом Дневная Красавица она работает в фешенебельном публичном доме мадам Анаис, встречаясь с самыми необычными клиентами, среди которых китаец с загадочной эротической шкатулкой, развратный герцог, молодой гангстер с золотыми зубами. Вечером Северина покорно возвращается домой, играя роль респектабельной замужней дамы… Бунюэль виртуозно балансирует между реальностью и фантазией. В какой-то момент мы начинаем сомневаться, что происходит наяву, а что — во сне. Может быть, тайные походы в бордель — всего лишь плод воспаленного воображения Северины? Или она всегда была проституткой, а тихая семейная жизнь с благополучным супругом-доктором — только мечта, с которой она уходила от кошмара действительности?.. С едкой иронией и язвительным сарказмом Луис Бунюэль показывает фарисейскую мораль буржуазного общества, то самое “скромное обаяние буржуазии”, которой уже не нужен покров ночи для прикрытия своих тайных страстей.

Награда: “Золотой лев святого Марка” на XXIV МКФ в Венеции (1967 год).

Среди других фильмов программы — эротическая драма Фреда Холстеда “L.A. PLAYS ITSELF” (США, 1972), романтическая история Эндрю Хэя о гомосексуальной любви “Уикэнд” (“Weekend”, Великобритания, 2011), модернистская лента английского режиссера и, по мнению многих критиков, “надежды британского кино” Питера Стриклэнда “Герцог Бургундии” (“The Duke of Burgundy”, Великобритания, 2014) о подавляющей силе Желаний и Инстинктов, документальная лента Лейлы Вайнрауб о подпольном лесбийском стриптиз-клубе Лос-Анджелеса “Shakedown” (США, 2019).

Девятнадцатый год подряд перед объявлением лауреатов премии “Оскар” (в этом году церемония состоится 10 марта) Киноцентр дает нам возможность посмотреть фильмы-номинанты. Не будет исключением и этот год. Просмотры начнутся 16 февраля. А с 23 февраля в Киноцентре демонстрируется фильм “Disco Boy” (Франция-Италия-Бельгия-Польша, 2023, 92 мин., на английском, французском, русском и польском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Джакомо Абруццезе. В ролях: Франц Роговский, Летиция Ки, Леон Лучев, Маттео Оливетти, Роберт Викевич.

В Нигерии встречаются иммигрант из Беларуси Алексей (Франц Роговский) и военный партизан Джомо. Алексей вступает во Французский иностранный легион в обмен на обещание французского гражданства, а Джомо сражается с местными нефтяными компаниями, угрожающими его деревне, и захватывает в заложники нескольких иностранцев… Награда: Премия “Серебряный медведь” на 73-м Берлинском МКФ (2023 год). Подробности — на сайте www.siskelfilmcenter.org.

Приятного просмотра!