Кинообозрение

59th Chicago International Film Festival. Итоги

Кадр из фильма “Объяснение всему”. Фото - CIFF
Кадр из фильма “Объяснение всему”. Фото - CIFF

22 октября завершился 59-й Чикагский международный кинофестиваль. Перед вами — список лауреатов и короткие комментарии.

Главная конкурсная программа (International Feature Film Competition)

Главный приз “Золотой Хьюго” и приз “Серебряный Хьюго” за лучший сценарий (Габор Рейш и Эва Шульце) — фильм “Объяснение всему” (“Explanation for Everything”, Венгрия-Словакия, режиссер — Габор Рейш. В решении жюри говорится, что картина получила призы за “блестящий показ многослойной истории, охватывающей взросление главного героя и культурные изменения в стране”.

Приз жюри “Серебряный Хьюго” — фильм “Преступники” (“The Delinquents”, Аргентина-Люксембург-Бразилия-Чили), режиссер — Родриго Морено. Сюрреалистическая комедия о стремлении к свободе произвела фурор на майском 76-м Каннском МКФ, где была представлена в программе “Особый взгляд”. Как видите, фильм понравился и чикагскому жюри.

Приз “Серебряный Хьюго” за лучшую режиссуру — Аки Каурисмяки за фильм “Опавшие листья” (“Fallen Leaves”, Финляндия-Германия). Мне кажется, это один из лучших фильмов не только фестиваля, но и этого года. Я согласен с формулировкой жюри: “За точность и остроумие простой, лишенной лишних артефактов и глубоко проникающей в человеческую душу истории; за добрый обнадеживающий взгляд, с которым режиссер смотрит на своих героев и на наш мир”. Мне кажется, фильм был достоин большего, достоин главного приза.

Приз “Серебряный Хьюго” за лучшую актерскую работу — Илинка Манолаке в фильме “Не ждите слишком многого от конца света” (“Do Not Expect Too Much from the End of the World”, Румыния-Люксембург-Франция-Хорватия), режиссер — Раду Жуде. А вот здесь с жюри не поспоришь — невероятно яркая работа румынской актрисы. Жюри отметило “создание незабываемого, сильного, трагикомического персонажа, который остается со зрителями еще долго после окончания фильма”.

Приз “Серебряный Хьюго” за лучшую второстепенную актерскую работу — Эдже Багчи в фильме “О сухой траве” (“About Dry Grasses”, Турция-Франция-Германия), режиссер — Нури Бильге Джейлан. Интересно, что на майском 76-м Каннском МКФ награду за лучшую женскую роль получила актриса из этого фильма — Мерве Диздар. В Чикаго отметили ее коллегу.

Призы “Серебряный Хьюго” за лучшие ансамбль и операторскую работу (Хелен Лувар) — актерская группа фильма “Химера” (“La Chimera”, Италия-Франция-Швейцария), режиссер — Аличе Рорвахер. Сказочный мир, полный призраков и воспоминаний, в котором древняя история переплетается с настоящим, а спрятанные давно артефакты и этрусские реликвии оживают в новом качестве.

Конкурс дебютов (New Directors Competition)

Приз “Золотой Хьюго” — фильм “Обремененные” (“The Burdened”, Йемен-Судан-Саудовская Аравия), режиссер — Амр Гамал. Яркий портрет нескольких эпизодов из жизни одной семьи в Адене — втором городе Йемена.

Приз “Серебряный Хьюго” — фильм “Сладкие грезы” (“Sweet Dreams”, Нидерланды-Швеция-Индонезия), режиссер — Ена Сендияревич. Картина о богатой голландской семье, которая пытается сохранить контроль над своей индонезийской плантацией на фоне антиколониальных крестьянских восстаний и забастовок рабочих на закате голландского империализма.

Специальная премия Роджера Иберта — фильм “Прощай, Джулия” (“Goodbye Julia”, Судан), режиссер — Мохамед Кордофани. Он откликнулся на премию в тот же день такими словами: “Я очень тронут и рад. Надеюсь, что премия поможет привлечь дополнительное внимание к фильму и к войне, происходящей в Судане прямо сейчас”.

Конкурс документальных фильмов (International Documentary Competition)

Приз “Золотой Хьюго” за лучшую документальную картину — фильм “Эхо” (“The Echo”, Мексика-Германия), режиссер — Татьяна Уэсо. Еще одно наблюдение — на этот раз за жителями отдаленной деревушки в Мексике. Фильм уже стал победителем документальной секции на февральском 73-м Берлинском МКФ.

Приз “Серебряный Хьюго” — фильм “В зеркале заднего вида” (“In the Rearview”, Польша-Франция-Украина), режиссер — Мачек Хамела. Картина об эвакуации украинских беженцев, спасающихся от российской агрессии. Показ в Чикаго прошел сразу после североамериканской премьеры в Торонто. Я думаю, фильм имеет все шансы на премию “Оскар”.

OUTLook Competition

Приз “Золотой Q Хьюго” — фильм “Монстр” (“Monster”, Япония), режиссер — Хирокадзу Корээда. Драматическая история о том, как несправедливые и ложные обвинения влияют на жизнь людей.

Приз “Серебряный Q Хьюго” — фильм “Домоводство для начинающих” (“Housekeeping for Beginners”, Северная Македония-Польша-Хорватия-Сербия-Косово), режиссер — Горан Столевски. Еще одна история о нетерпимости общества по отношению к тем, кто живет не по правилам большинства. Фильм представлен от Северной Македонии на премию “Оскар”.

Как это было все последние годы, среди победителей мы видим представителей разных школ и направлений из Европы, Латинской Америки, Африки. Фестиваль не оставил без внимания Украину и Судан, отметил признанных мэтров и, быть может, открыл новые имена. Список победителей и подробная информация о фильмах-лауреатах — на сайте chicagofilmfestival.com.

Главный “взрослый” фестиваль в Чикаго передает эстафету главному детскому.

The Facets Cinémathèque представляет: 40-й Чикагский детский МКФ
(1517 West Fullerton Avenue, Chicago, IL 60614)

Крупнейший Международный кинофестиваль для детей и юношества в Северной Америке пройдет в этом году в сороковой раз (3-19 ноября)! Фестиваль был основан в 1983 году чикагской синематекой “The Facets Cinémathèque”. Он стал первым в Америке кинофестивалем с детской конкурсной программой. По традиции, на фестивале независимо друг от друга действуют два жюри: взрослое и детское, то есть дети оказываются не только зрителями, но и полноправными судьями представленных на фестивале картин. Одной из главных целей фестиваля устроители считают образовательную миссию. После просмотров организуются творческие встречи с создателями фильмов. Детей учат не только смотреть, но и понимать кино. С 2001 года на фестивале успешно действует организация молодых критиков. Под руководством лучших чикагских журналистов дети учатся писать рецензии и серьезно анализировать фильмы. С 1983 года на фестивальных просмотрах побывали свыше двухсот тысяч детей, из них свыше сорока тысяч — дети из малообеспеченных семей — совершенно бесплатно. С 2004 года на фестивале действует специальная программа для детей-инвалидов, показы картин осуществляются в госпиталях Чикаго и пригородов. Подробная информация о программе фестиваля и билеты — на сайте cicff40.eventive.org/welcome.

Приятного просмотра!