Кинообозрение

59th Chicago International Film Festival. Часть II

Кадр из фильма “Мальчик и птица”. Фото - CIFF
Кадр из фильма “Мальчик и птица”. Фото - CIFF

С 11 по 22 октября в Чикаго пройдет крупнейший на Среднем Западе и один из самых представительных в Северной Америке 59-й Международный кинофестиваль. На прошлой неделе была объявлена программа фестиваля. В ней — девяносто девять полнометражных и пятьдесят восемь короткометражных фильмов. Мы увидим три мировых, одну международную, девятнадцать североамериканских и девятнадцать американских премьер. Конкурсная программа состоит из трех секций: “Международный конкурс” (“International Competition”), “Конкурс документальных фильмов” (“Documentary Competition”) и “Конкурс дебютов” (“New Directors Competition”). Остальные фильмы разделены по темам на пятнадцать секций. Большинство из них нам хорошо известны: “Поздно вечером” (“After Dark”), “Архитектура” (“Architecture”), “Перспективы афроамериканского кино” (“Black Perspectives”), “Центральное событие” (“Centerpiece”), “Город и штат” (“City & State”), “Комедия” (“Comedy”), “Документальное кино” (“Documentary”), “Точка зрения” (“OutLook”), “Короткометражное кино” (“Shorts Program”), “Специальный показ” (“Special Presentation”), “В центре внимания” (“Spotlight”), “Женщины в кино” (“Women in Cinema”). Появилась новая секция “Мгновения” (“Snapshots”) с фильмами, в которых запечатлены моменты ключевых эмоциональных перемен в жизни героев.

Европейскими лидерами на этот раз являются Франция и Германия: Франция — тридцать две картины (абсолютный рекорд!), Германия — тринадцать. Италия представлена девятью фильмами, Швейцария — восемью, Бельгия и Нидерланды — семью, Швеция и Великобритания — шестью. Четыре фильма от Польши, три — от Испании, два — от Финляндии и Турции. Лишь по одной картине от Грузии, Чехии, Румынии (недавнего непременного участника всех крупных фестивалей), Израиля. Удивляет отсутствие фильмов из трех стран Балтии, зато есть представители Мали, Косово, Бутана, Катара, Танзании, Йемена.

Давно закончился бум азиатского кино. Южная Корея представлена четырьмя фильмами, Китай — одним. Лидер в этом регионе — Япония: пять фильмов.

От Канады — девять картин, от Мексики — шесть, от Аргентины и Австралии — по четыре, от Бразилии — три, от Ирана — две. От Украины — три копродукции: одна документальная и две короткометражные картины.

Как всегда, львиную долю всех картин составляет кино США — на этот раз тридцать шесть фильмов. Не все из них сделаны американскими режиссерами, но во всех участвовали американские продюсеры.

В секции “Специальный показ” наибольший интерес представляют документальная картина Вима Вендерса “Ансельм” (“Anselm”) о немецком художнике Ансельме Кифере, мистическая драма Эндрю Хэя “Мы всем чужие” (“All Of Us Strangers”), мелодрама Тодда Хейнса “Май, декабрь” (“May December”) с Натали Портман и Джулианной Мур в главных ролях, драма “Оставленные” (“The Holdovers”) Александра Пэйна с Полом Джаматти, антиутопия “Ногти” (“Fingernails”) Христоса Нику (режиссер лично представит фильм).

Отдельное событие фестиваля (быть может, самое главное) — показ новой (и по словам режиссера — последней) работы японского гения Хаяо Миядзаки “Мальчик и птица” (в североамериканском прокате — “The Boy and the Heron”).

Кадр из фильма “Зла не существует Фото - CIFF
Кадр из фильма “Зла не существует Фото — CIFF

На редкость любопытна конкурсная программа фестиваля. На ней представлены пятнадцать фильмов, многие из которых прогремели ранее на престижных европейских смотрах. Вот лишь несколько названий: “Зла не существует” (“Evil Does Not Exist”, Япония) Рюсукэ Хамагути (Приз Большого жюри 80-го Венецианского МКФ), “Опавшие листья” (“Fallen Leaves”, Финляндия-Германия) Аки Каурисмяки (Приз жюри 76-го Каннского МКФ), “Химера” (“La Chimera”, Италия-Франция-Швейцария) Аличе Рорвахер (картина удостоилась девятиминутной стоячей овации на премьере 26 мая 2023 года на 76-м Каннском МКФ), “О сухой траве” (“About Dry Grasses”, Турция-Франция-Германия) Нури Бильге Джейлана (актриса Мерве Диздар получила Приз за лучшую женскую роль на 76-го Каннском МКФ), “Теория всего” (“The Universal Theory”, Германия-Австрия-Шевйцария) Тимма Крегера.

Кадр из фильма “Опавшие листья”. Фото - CIFF
Кадр из фильма “Опавшие листья”. Фото — CIFF

В конкурсе дебютов мы увидим работы молодых талантливых режиссеров Веры Эгито (“Битва”, “The Battle”, Бразилия), Эны Сендияревич (“Сладкие мечты” (“Sweet Dreams”, Нидерланды-Индонезия, фильм представлен от Нидерландов на премию “Оскар”), Мохамеда Кордофани (“Прощай, Джулия”, “Goodbye Julia”, Судан), Дельфин Жирар (“Сквозь ночь”, “Through the Night”, Бельгия-Канада-Франция).

Восемь фильмов участвуют в конкурсе дебютов. Среди них — “Откуда куда” (“In the Rearview”, Польша-Франция-Украина) польского режиссера Мачека Хамела о беженцах, покинувших свои дома после вторжения России, и “Эхо” (“The Echo”, Мексика-Германия) Татьяны Хуэзо (премьера прошла 17 февраля 2023 года на 73-м Берлинском МКФ) о девушке, живущей в отдаленной мексиканской деревушке.

Кадр из фильма “Откуда куда”. Фото - CIFF
Кадр из фильма “Откуда куда”. Фото — CIFF

Фестиваль откроется американской премьерой фильма Минхала Бейга “Мы теперь взрослые” (“We Grown Now”, США, 2023, 93 мин.). Об этом фильме я рассказывал в прошлом выпуске Кинообозрения.

В программе короткометражных фильмов — лента “Триста семьдесят шесть дней” (“376 Days”, США) К.-А.Назар-Миллер о творчестве музыканта, писателя и художника Ника Кейва (его выставка работ проходит в эти дни в Музее современного искусства).

Программа “Архитектура” проходит в этом году одновременно с Чикагской архитектурной биеннале. Среди фильмов — киноэссе бразильского автора Клебера Мендонсы Фильо “Изображения призраков” (“Pictures Of Ghosts”, Бразилия) и “Депо — отражение Бойманса” (“Depot — Reflecting Boijmans”, Нидерланды) Сони Херман Долц о строительстве пространства для хранения произведений искусства открытого доступа (это пространство тоже можно посмотреть в эти дни в Музее современного искусства).

Фильм закрытия фестиваля — “Байкеры” (“The Bikeriders”) Джеффа Николса с Джоди Комер, Остином Батлером, Томом Харди и Майклом Шенноном в главных ролях. Картина рассказывает о клубе мотоциклистов, возникшем в шестидесятых годах XX века и превратившемся в банду аутсайдеров. Дебютная работа Николса — фильм “Истории дробовика” (“Shotgun Stories”) — демонстрировался на 43-м Чикагском МКФ в 2007 году. На церемонии закрытия режиссер будет награжден специальным призом фестиваля — Artistic Achievement Award.

Кадр из фильма “Байкеры”. Фото - CIFF
Кадр из фильма “Байкеры”. Фото — CIFF

Это не все о фестивале, а лишь то, о чем я успел рассказать. Продолжим в следующий раз. Фильмы фестиваля будут проходить сразу на восьми (!) площадках Чикаго: AMC Newcity 14 (1500 N Clybourn Ave, Chicago, IL 60610), Music Box Theatre (3733 N Southport Ave, Chicago, IL 60613), Центр кино имени Джина Сискеля (164 N State St, Chicago, IL 60601), Исторический музей Чикаго (1601 N Clark St, Chicago, IL 60614), Hamilton Park Cultural Center (513 W 72nd St, Chicago, IL 60621), Harrison Park (1824 S Wood St, Chicago, IL 60608), La Follette Park (1333 N Laramie Ave, Chicago, IL 60651), Reva and David Logan Center (915 E 60th St, Chicago, IL 60637), Музей современного искусства (220 E Chicago Ave, Chicago, IL 60611). Некоторые фильмы можно будет посмотреть в режиме онлайн. Абонементы и одиночные билеты, а также все новости о фестивале — на сайте www.chicagofilmfestival.com.

риятного просмотра!