Кинообозрение

Кадр из фильма “Гагари́н”
Кадр из фильма “Гагари́н”

Летний международный кинофестиваль
(Cinema Chicago Free Summer Screenings)

Продолжается ежегодный бесплатный Летний международный кинофестиваль (Cinema Chicago Free Summer Screenings). Фильм следующей недели — “Гагари́н” (“Gagarine”, Франция, 2020, 97 мин., ударение на второй слог, на французском языке с английскими субтитрами). Режиссеры — Фанни Лиатар и Жереми Труиль. В ролях: Алсени Батили, Лина Кудри, Джамил Маккрейвен, Дени Лаван.

Шестнадцатилетний Юрий (дебют в большом кино актера Алсени Батили) всю жизнь прожил в “Башнях Гагари́на” — большом жилом комплексе из красного кирпича на окраине Парижа. Юрий с детства слышит фамилию русского космонавта и мечтает последовать его примеру. Увы, городские власти планируют снести комплекс. Юрий выходит на акции протеста. Вместе с друзьями он борется за спасение своего дома, превращая его в “межзвездный корабль”, прежде чем навсегда “уйти в космос”. Журналист Александр Кан (Би-Би-Си) рассказывает: “Гагарин” — сценарный и режиссерский полнометражный дебют Фанни Лиатар и Жереми Труиля. Выпускники Института политических исследований в Бордо, они еще в студенческие годы увлеклись кино. В 2014 году Фанни и Жереми услышали от кого-то из своих знакомых о существовании города Гагарина — как раз тогда, когда он был приговорен к сносу. Тогда же они сняли пятнадцатиминутную короткометражку “Гагарин”. Они в течение многих лет погружались в прошлое и настоящее города, записывали воспоминания его жителей, снимали комплекс во всех его видах в разное время суток, чтобы запечатлеть обреченную на гибель социальную утопию. “Мы хотели создать позитивный облик места и поколения, которые чаще всего становятся объектами карикатурного изображения, — говорит Фанни Лиатар. — Юрий любит место, где он живет. Для него Гагарин — не устаревшая утопия, это его настоящее и почва для его будущего. Уход отсюда означает для него потерю всего: не только семьи, но и созданного им в воображении города. Поэтому он и вступает на путь сопротивления”. Объяснить фильм лишь социальном реализмом невозможно. Фанни Лиатар и Жереми Труиль несколько лет провели в Латинской Америке и воспринятый магический реализм — такая же неотъемлемая часть их художественного метода и их поэтики, как и традиционно характерный для левой французской интеллигенции протест против социальной несправедливости. “Наш метод, — говорит Фанни Лиатар, — постоянной поиск равновесия между реализмом и сновидением”. “Именно из этого ощущения и родился образ Юрия, — вторит своему соавтору Жереми Труиль. — Он укоренен в героическом прошлом, но его мечта о космосе рождается из его дома. Мы хотели снять молодого героя, дитя Гагарина в его героическом приключении. Дом для него — материнская утроба, которую он отказывается покинуть, и наш фильм — история упадка и возрождения”. Композиторы фильма — братья Евгений и Саша Гальперины, живущие во Франции эмигранты из СССР. Именно благодаря их работе во французском кино Андрей Звягинцев пригласил их написать музыку к фильму “Нелюбовь”.

12 июля, 6.30 pm, Чикагский культурный центр (78 E Washington St, Chicago, IL 60602). Билеты бесплатные. Рекомендуется предварительная регистрация. Билеты доступны за шестнадцать дней до сеанса. Программа и билеты — на сайте www.chicagofilmfestival.com/summer-screenings.

The Facets Cinémathèque: “Finntastic”
(1517 West Fullerton Avenue, Chicago, IL 60614)

С 14 по 16 июля Чикагская синематека представляет программу “Finntastic”. В ней собраны новые полнометражные и короткометражные фильмы из Финляндии. Все картины сделаны режиссерами-женщинами. Программа и билеты — на сайте facets.org.

Киноцентр имени Джина Сискеля: “The Dirty Stories of Jean Eustache”
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)

С 7 по 13 июля Киноцентр представляет ретроспективу фильмов Жана Эсташа. В составе программы — полнометражные фильмы режиссера, его документальный автопортрет “Номер Зиро” (“Numero Zero”, 1971), “короткометражки” мастера. Родившийся во французском городке Пессак, режиссер Жан Эсташ (1938-1981) снял несколько короткометражных, документальных и только два игровых фильма. Долгое время он оставался в тени своих коллег — основоположников “новой волны” Жан-Люка Годара, Эрика Ромера, Клода Шаброля. Иногда и во Франции, как и в России, чтобы добиться признания, надо жить долго, а ему этого как раз не удалось. Оказавшись парализованным после страшной автокатастрофы, режиссер покончил с собой. Творчество Эсташа было оценено по заслугам уже после смерти. Его влияние на последующие поколения кинематографистов очень велико. Такие разные режиссеры, как Клер Дени, Арно Деплешин, Оливье Ассае, Филипп Гарель, Хармони Корин, Джим Джармуш (его фильм “Сломанные цветы” (“Broken Flowers”, 2005) посвящен памяти режиссера) называли Эсташа своим учителем.

Среди представленных в ретроспективе фильмов — “Мои маленькие влюбленности” (“My Little Loves”, Франция, 1974, 123 мин., на французском языке с английскими субтитрами). В ролях: Мартин Лоеб, Жаклин Дюфрен, Жак Ромен, Ингрид Кавен. История взросления и первой любви тринадцатилетнего мальчика (Мартин Лоеб). Соавтором режиссера выступил прекрасный оператор Нестор Альмендрос. Программа и билеты — на сайте www.siskelfilmcenter.org.

Фестиваль фильмов на открытом воздухе в парке “Миллениум”
(Millennium Park Summer Fim Series 2019)

Летний фестиваль фильмов на открытом воздухе (павильон Джей Притцкер в парке “Миллениум”) проходит в этом году с 11 июля по 29 августа. Все сеансы начинаются по вторникам в 6.30 pm. Вход свободный. Перед вами — расписание показов.

11 июля — “Форсаж 5: быстрая пятерка” (“Fast Five”, США, 2011, 130 мин.), режиссер — Джастин Лин;

18 июля — “Я краснею” (“Turning Red”, США, 2022, 100 мин.), режиссер — Доми Ши;

25 июля — “Черная пантера: Ваканда навеки” (“Black Panther: Wakanda Forever”, США, 2022, 161 мин.), режиссер — Райан Куглер;

1 августа — “Лето соула” (“Summer of Soul (…Or, When the Revolution Could Not Be Televised)”, США, 2021, 118 мин.), режиссер — Амир-Халиб Томпсон;

8 августа — “Бестолковые” (“Clueless”, США, 1995, 97 мин.), режиссер — Эми Хекерлинг;

15 августа — “Топ Ган: Мэверик” (“Top Gun: Maverick”, США, 2022, 130 мин.), режиссер — Джозеф Косински;

22 августа — “Парикмахерская” (“Barbershop”, США, 2002, 102 мин.), режиссер — Тим Стори;

29 августа — “Все везде и сразу” (“Everything Everywhere All At Once”, США, 2022, 102 мин.), режиссеры — Дэниел Шайнерт и Дэн Кван.

Полная программа фестиваля — на сайте www.choosechicago.com/things-to-do/parks-and-outdoors/millennium-park/summer-film-series/. В будущих выпусках Кинообозрения я постараюсь подробно рассказать о фильмах фестиваля.

Приятного просмотра!