Кинообозрение

Dario Argento

Дарио Ардженто и его фильмы в жанре джалло
Новая ретроспектива в Центре кино

С 3 по 9 февраля Центр кино имени Джина Сискеля (164 N. State Street, Chicago, IL 60601) показывает ретроспективу фильмов Дарио Ардженто “Argento 1970s”.

Итальянский режиссер Дарио Ардженто знаменит тем, что стал первопроходцем двух новых жанров в итальянском кино. Он начал свою карьеру в начале шестидесятых со сценариев спагетти-вестернов — итальянской версии самого главного американского жанра. Классические фильмы-вестерны — это фильмы о ковбоях, индейцах и прочих обитателях Дикого Запада. В Италии тоже создали нового героя, который оставался волком-одиночкой, но при этом ему было совершенно наплевать на закон, порядок, власть и мораль. Единственной движущей силой этого “человека без имени” была жажда наживы. С 1968 по 1970 годы Ардженто написал двенадцать сценариев спагетти-вестернов, в том числе к фильмам “Рассвет мертвецов” (“Dawn of the Dead”, 1978) Дж.Ромеро и “Демоны” (“Demons”, 1985) Л.Бавы. Какое-то время Ардженто был помощником Серджо Леоне, для его фильма “Однажды на Диком Западе” он написал несколько эпизодов, вступительные сцены и сцены воспоминаний героя. Его роль в развитии спагетти-вестернов была велика, но еще больший вклад он внес в создание нового киножанра — “джалло”. Слово это происходит от итальянского “giallo” — “желтый”. Мы знаем выражение “желтая пресса” — это что-то пошлое, бульварное, не внушающее доверие. Но этимология термина “джалло” другая. В желтой обложке в итальянских книжных издательствах выходили детективные произведения. Они были дешевые по цене, но совсем не по уровню авторов, среди которых — лучшие представители детективного жанра Агата Кристи, Эдгар Уоллес, Жорж Сименон. Постепенно слово “giallo” стало ассоциироваться с детективами, причем, итальянскими. Возник новый жанр — итальянский детектив (“giallo all’italiana”). Из литературы джалло перешел в кино. Подобно спагетти-вестернам, джалло можно представить как итальянский вариант детектива-триллера. Как правило, в этих фильмах присутствуют кровавые и эротические сцены, среди героев преобладают безумцы и маньяки. Именно таковы фильмы родоначальника жанра.

Судя по названию, вы уже поняли, что ретроспектива Ардженто ограничена фильмами семидесятых годов прошлого века. Их шесть. Расскажу кратко о каждом из них.

Птица с хрустальным оперением” (“The Bird With The Crystal Plumage”, Италия-ФРГ, 1970, 96 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). В ролях: Тони Мусанте, Сьюзи Кендалл.

Режиссерским дебютом Дарио Ардженто стала экранизация романа Фредерика Брауна “Кричащая Мими”. Действие этого детективного триллера разворачивается в Риме. Американский писатель (Тони Мусанте) случайно становится свидетелем жестокого преступления в художественной галерее. Одержимый идеей опознать нападавшего, он принимается за собственное расследование. Вскоре выясняется, что писатель имеет дело с печально известным серийным убийцей… Картина является первой частью трилогии Ардженто “Животные”. В ленте звучит музыка Эннио Морриконе. Премия “Золотой глобус” за лучший дебют. 3 февраля, 8.30 pm.

Кошка о девяти хвостах” (“The Cat O’Nine Tails”, Италия-Франция-ФРГ, 1971, 112 мин., на английском и итальянском языках с английскими субтитрами). В ролях: Карл Молден, Джеймс Францискус, Катрин Спаак, Пьер Паоло Каппони.

Репортер Карло (Джеймс Францискус) и слепой журналист — отгадыватель головоломок Франко (Карл Молден) пытаются раскрыть серию убийств, связанных с коррупцией и преступлениями в фармацевтической компании. Новоявленные сыщики находят девять зацепок и идут по ним… от одного тупика к другому. Но друзья не отчаиваются… Вторая часть трилогии Ардженто “Животные”. 4 февраля, 8.30 pm.

Четыре мухи на сером бархате” (“Four Flies On Grey Velvet”, Италия-Франция, 1971, 104 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). В ролях: Майкл Брэндон, Мимси Фармер, Жан-Пьер Марьель, Бад Спенсер.

Молодого барабанщика Роберто (Майкл Брэндон) преследует маньяк-убийца. Он шантажирует музыканта за какое-то преступление. Мы точно не знаем, было ли оно в действительности, но видим, что Роберто охвачен чувством вины, сбит с толку и напуган. Маньяк при этом продолжает целенаправленно издеваться над Роберто… Заключительная часть трилогии Ардженто “Животные”. 5 февраля, 6.00 pm.

Пять дней Милана” (“The Five Days”, Италия, 1973, 122 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). В ролях: Адриано Челентано, Энцо Черузико, Марилу Толо, Луиза Де Сантис, Глауко Онорато.

Необычная для Ардженто историческая сатира. Действие фильма разворачивается в Милане в течение пяти мартовских дней 1848 года, во время войны за объединение Италии. Вышедший на свободу вор Кайнаццо (Адриано Челентано) и случайно встретившийся ему пекарь Ромолос оказываются в эпицентре происходящих событий… Отдельное удовольствие — смотреть на молодого Адриано Челентано. Он играет в картине главную роль. 6 февраля, 6.00 pm.

Кроваво-красное” (“Deep Red”, Италия, 1975, 127 мин., на итальянском, немецком и иврите с английскими субтитрами). В ролях: Дэвид Хеммингс, Дария Николоди, Габриэле Лавия, Клара Каламаи, Глауко Маури, Маша Мериль.

Джазовый пианист (еще один музыкант — герой Ардженто) Маркус (Дэвид Хеммингс) становится свидетелем убийства соседа-психопата. В попытке раскрыть дело он объединяется с журналисткой Джанной (тогдашняя партнерша Ардженто Дария Николоди)… В этом фильме Ардженто впервые сотрудничает с итальянской рок-группой Goblin. Впоследствии композиции группы будут звучать во многих фильмах режиссера. 8 февраля, 6.00 pm.

Суспирия” (“Suspiria”, Италия, 1977, 92 мин., на английском, итальянском, русском, немецком и латинском языках с английскими субтитрами). В ролях: Джессика Харпер, Стефания Казини, Флавио Буччи, Мигель Бозе.

В этой картине нас ждет пир ведьм, оккультизма и всего сверхъестественного. Главная героиня картины Сьюзи (Джессика Харпер) едет в Германию учиться в престижной балетной академии. Вскоре она понимает, что школа — это дом ужасов, декором которого служат трупы, личинки и колючая проволока. В фильме звучит музыка группы Goblins. Картина получила две номинации американской Академии научной фантастики. 9 февраля, 6.00 pm.

Влияние Дарио Ардженто продолжает отражаться в современных фильмах. Да и сам мэтр в свои восемьдесят два года после десятилетнего перерыва снова вернулся в кино. На 72-м Берлинском МКФ в феврале 2022 года состоялась мировая премьера его последней (пока) работы — фильма “Темные очки” (“Occhiali neri”). Режиссер верен себе: мы снова увидели джалло, на этот раз — историю молодой девушки и напавшего на нее серийного маньяка. В главной роли — дочь режиссера Азия Ардженто. Мне запомнилась она по фильму Ардженто “Мать слез” (“The Mother of Tears”, 2007). Там тоже было предостаточно демонов, ведьм и прочей нечисти. Азия снялась в роли самой могущественной из ведьм — Матери слез.

Все фильмы ретроспективы демонстрируются в отреставрированном виде. Программа составлена при поддержке Римской киностудии Чинечитта. Подробности и билеты — на сайте www.siskelfilmcenter.org/argento. Приятного просмотра!