Кинообозрение

Кадр из фильма “Банши Инишерина”
Кадр из фильма “Банши Инишерина”

Новые фильмы

Банши Инишерина” (“The Banshees of Inisherin”, Ирландия-США-Великобритания, 2022, 109 мин.). Режиссер — Мартин Макдона. В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Барри Кеоган, Керри Кондон.

Два друга, живущие на острове у побережья Ирландии, неожиданно перестают общаться. Патрик (Колин Фаррелл) пытается найти пути к примирению, но не может понять причину категоричности Колма (Брендан Глисон). Сценарий фильма основан на новом, ирландском цикле пьес Макдоны. Критики в один голос говорят о картине как о шедевре. Приведу слова Антона Долина: “Лучший фильм конкурса Венеции. Лучший фильм Мартина Макдоны. Фильм, которым запомнится этот год”.

Награда: премии за лучшие мужскую роль (Колин Фаррелл) и сценарий на 79-м Венецианском МКФ (2022 год). Релиз — 21 октября 2022 года.

Двойная петля” (оригинальное название — “Devotion”, США, 2022, 140 мин.). Режиссер — Джастин Диллард. В ролях: Джонатан Мэйджерс, Глен Пауэлл, Кристина Джексон, Томас Садоски.

Картина рассказывает о реальном эпизоде времен Корейской войны. Два пилота-истребителя ВМС США — первый темнокожий летчик в истории военно-морского флота Джесси Браун и его друг Том Хаднер — переломили ход событий в самом жестоком воздушном сражении. В ходе битвы один из летчиков оказывается ранен. Командование отказывается вести спасательную операцию, но друг не оставляет друга в беде… Релиз — 23 ноября 2022 года.

Достать ножи: стеклянная луковица” (“Glass Onion: A Knives Out Mystery”, США, 2022, 140 мин.). Режиссер — Райан Джонсон. В ролях: Дэниел Крэйг, Эдвард Нортон, Кэтри Хан, Жанель Моне, Лесли Одом-младший.

Продолжение детективной нуар-драмы “Достать ножи” 2019 года. На этот раз детектив Бенуа Бланк отправляется в Грецию расследовать новое преступление. Награда: Специальный приз Чикагского МКФ за достижения в киноискусстве — Кэтри Хан. Релиз — 23 ноября 2022 года.

Тар” (“Tár”, США, 2022, 158 мин.). Режиссер — Тодд Филд. В ролях: Кейт Бланшетт, Ноэми Мерлан, Нина Хосс, Софи Кауэр, Марк Стронг, Адам Гопник.

Нечасто мы смотрим фильмы о дирижерах симфонических оркестров. Прошлая попытка — сериал Пола Вайца “Моцарт в джунглях” (“Mozart in the Jungle”, США, 2014-18) — получилась удачной. В 2015 году сериал был удостоен премии “Золотой глобус” за лучший комедийный сериал года, а исполнитель роли дирижера Родриго Де Суза (читай — Густаво Дудамель) Гаэль Гарсия Берналь стал лауреатом ”Золотого глобуса” за лучшую мужскую роль. Фильмов о дирижерах-женщинах не было никогда, и надо сказать, что первая попытка получилась не слишком убедительной. Лидия Тар (Кейт Бланшетт) — первая в истории женщина — главный дирижер Берлинского филармонического оркестра. В первой сцене фильма нам показывают большой фрагмент интервью, которое она дает журналисту New Yorker Адаму Гопнику (он играет самого себя). Тар подробно рассказывает о музыке, своей любви к Малеру, работе с оркестром. Тар — открытая лесбиянка, ее жена — концертмейстер оркестра. Вместе они воспитывают приемную дочь. Тар — властная, решительная натура, она четко знает, чего хочет, и добивается этого. Добивается порой не самыми справедливыми способами… Режиссер Тодд Филд показывает, как легко можно разрушить все, чего ты добивался на протяжении всей жизни. Слава, репутация, положение в обществе ничего не значат. Кинокритик Ася Заболоцкая (издание Киноафиша) права: “Тар слепо верила в свою неприкосновенность, но за ее спиной вовсю формировалось новое поколение талантливых людей, зумеров с отличным взглядом на мир. Пара колких фраз, правильное чувство монтажа переворачивают ее привычную жизнь в настоящую внешнюю и внутреннюю войну с собственным образом и любимой музыкой. Насилие, безразличие и эгоизм выходят наружу, где уже стоят разные “зеваки” с камерами и громкими словами”. Не помогут ни гениальная трактовка Пятой симфонии Малера, ни авторитет, ни прошлые заслуги. Лидии Тар нет больше места на музыкальном Олимпе… Фильм получился актуальным, но затянутым и немного сумбурным. Главное достоинство — прекрасная актерская работа Бланшетт. У Кейт есть реальная возможность получить третьего “Оскара”, а вместе с ним — место на актерском Олимпе. Награда: премия за лучшую женскую роль (Кейт Бланшетт) на 79-м Венецианском МКФ (2022 год). Релиз — 7 октября 2022 года.

Центр кино имени Джина Сискеля: “50/50 Series”
(164 North State Street Chicago, IL 60601)

Со 2 по 11 декабря Центр кино представляет ретроспективу фильмов американского режиссера литовского происхождения Йонаса Мекаса (1922-2019). Программа называется “Jonas Mekas 100!” и приурочена к столетию со дня его рождения. Мекас — культовое имя в истории американского кино. Андрей Хренов в книге “Маги и радикалы: век американского авангарда” пишет: “Мекас взял на себя роль глашатая перемен и везде, где мог, выступал от лица нового искусства. Изгнанник, сорванный с родной земли мировыми катаклизмами и ветром истории занесенный на территорию передовой индустриальной державы, он стал главным локомотивом трансформации ее киноиндустрии. Целью этих преобразований было не изменение или разрушение всей структуры целиком, а возможность автономного и параллельного кинопроизводства, создание зоны независимости от диктата крупного капитала и университетского дискурса, внутри которой поэты пленки, кинохудожники-одиночки, работающие как ремесленники и объединяющиеся по цеховому принципу, могли бы творить и познавать себя. Такая общественная активность человека, презиравшего политиков и не верившего в возможность рационально спланированных системных перемен, может показаться странной. Но Мекас верил в революцию сознания и поддерживал всех, кто боролся с “Большой Ложью — в жизни и искусстве”. В ретроспективу включены восемь фильмов, отражающих разные периоды жизни Мекаса, начиная от его главного манифеста — дебютной картины “Оружие из деревьев” (”Guns of the Trees”, 1962).

В 2022 году Центр кино празднует пятидесятилетие со дня образования. Это событие Центр отмечает выпуском “сериала” длиной в год “50/50 Series”, в котором по понедельникам показывают фильмы, сделанные с 1972 по 2022 годы. На каждый год — по одному фильму. Фильм следующей недели — “Паразиты” (“Parasite“, Южная Корея, 2019, 132 мин., на английском и корейском языках с английскими субтитрами). Режиссер — Пон Чжун Хо. В ролях: Чо Е Джон, Сон Канхо, Юн-йонг Ли, Чан Хек-чин.

Редкое сочетание черной комедии и фильма, поднимающего актуальные социальные проблемы современного общества. Снято очень красиво, смотрится на одном дыхании. Награда: “Золотая пальмовая ветвь” на 72-м Каннском МКФ (2019 год), премия “Золотой глобус”-2020 за лучший международный фильм, четыре премии “Оскар”-2020: за лучшие фильм, международный фильм, режиссуру и оригинальный сценарий. 5 декабря, 6.00 pm.

Расписание всех прoграмм и билеты — на сайте www.siskelfilmcenter.org.

Приятного просмотра!