Кинообозрение

Кадр из фильма “Метрополис”
Кадр из фильма “Метрополис”

Центр кино имени Джина Сискеля: “Control.Alt.Delete”
(164 North State Street Chicago, IL 60601)

Со 2 по 30 июня в Центре кино проходит программа фильмов, созданных под влиянием научной фантастики и современных технологий. 9 и 28 июня мы увидим картину “Метрополис” (“Metropolis”, Германия, 1927, 140 мин.). Режиссер – Фриц Ланг. В ролях: Альфред Абель, Густав Фрелих, Бригит Хелм, Фриц Расп, Теодор Лус.

Самая знаменитая антиутопия в истории кинематографа и самый дорогой фильм в истории немецкого немого кино. Картина о строго регламентированной жизни в индустриальном обществе будущего, управляемом роботами, поразила современников количеством гениальных технических решений. Незадолго до смерти Фриц Ланг говорил: “Когда я вспоминаю сорок три поставленных мною фильма, я думаю, что моя любимая картина, кроме первого звукового фильма “М”, – “Метрополис”.

Созданные из дерева и папье-маше кулисы – целый город небоскребов, сильно напоминающий Нью-Йорк, – были одной из главных составляющих зрелищности этого фильма. Художникам фильма пришлось создавать подземные фабрики, гигантские фантастические машины, средневековую церковь, загадочные приборы… В фильме содержатся ссылки на многочисленные произведения архитектуры: от американского авангардизма, берлинского конструктивизма и модерна до Вавилонской башни с картины Питера Брейгеля. Ланга в большей степени интересовала художественная сторона фильма, а сюжетную линию определяла его тогдашняя жена Теа фон Харбоу. Именно ей “Метрополис” обязан счастливым финалом.

Согласно легенде, посмотрев “Метрополис”, Гитлер сказал о Ланге: “Этот человек сможет подарить нам настоящий национал-социалистический фильм”. Ланг был вызван на прием к министру пропаганды Геббельсу, где получил предложение возглавить германскую кинопромышленность. Режиссер попросил сутки на размышления. По происхождению он был наполовину евреем и придерживался левых взглядов. Ланг заехал домой, взял золотой портсигар, драгоценности, наличные деньги и в ту же ночь уехал в Париж, оттуда – в Америку. Вот почему сегодня во многих киноэнциклопедиях рядом с его фамилией можно прочесть: “немецкий и американский режиссер”. На обоих сеансах демонстрируется отреставрированная версия фильма 2002 года с оригинальной оркестровой музыкой Готтфрида Хупперца.

Альвафиль” (“Alphaville”, Франция, 1965, 99 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Жан-Люк Годар. В ролях: Эдди Константин, Анна Карина, Аким Тамирофф, Хауард Вернон.

От немецкого экспрессионизма – к французскому взгляду на истоки и перспективы тоталитаризма. Черно-белая антиутопия Годара. Город будущего Альфавиль управляется компьютерной системой – гениальная догадка-предупреждение Мастера о грядущем компьютерном будущем, где запрещены все человеческие чувства, включая любовь и нежность… Середина шестидесятых – золотое время Годара. В те годы его интересует все: философия, коммунизм, маоизм, социология, история, секс… Он снимает фильмы про милитаризм и подавление личности (картина под названием “Маленький солдат” (“The Little Soldier”, 1959) была четыре года запрещена к показу и вышла на экраны только в 1963 году), про проституцию как чуть ли не универсальный удел индивидуума в буржуазном обществе (“Жить своей жизнью” (“My Life to Live”, 1962, Специальный приз жюри на XIX Венецианском МКФ в 1962 году), “Презрение” (“Contempt”, 1963), “Две или три вещи, которые я о ней знаю” (“Two or Three Things I Know About Her”, 1967)), про изнанку респектабельного брака (“Замужняя женщина”, “A Married Woman”, 1964), джунгли политического соперничества (“Сделано в США”, “Made in U.S.A.”, 1966), тупики индивидуального бунта (“Безумный Пьеро”, “Pierrot le fou”, 1965) и молодежного экстремизма (“Отдельная банда” (“Band of Outsiders”, 1964), “Китаянка” (“La Chinoise”, 1967, Специальный приз жюри на XXIV Венецианском МКФ в 1967 году)). Режиссер говорит кратко: “Чтобы делать кино, достаточно снимать свободных людей”. Награда: “Золотой медведь” на XV Берлинском МКФ в 1965 году). 16 и 26 июня.

Центр кино имени Джина Сискеля: “50/50 Series”

Продолжается программа, посвященная пятидесятилетию со дня образования Центра кино. Это событие Центр отмечает выпуском “сериала” длиной в год “50/50 Series”, в котором по понедельникам показывают фильмы, сделанные с 1972 по 2022 годы. На каждый год – по одному фильму. Фильм следующей недели – “Безопасность” (“Safe”, США, 1995, 119 мин.). Режиссер – Тодд Хейнс. В ролях: Джулианна Мур, Ксандер Беркли, Питер Фридман, Сьюзан Норман, Джеймс Легро, Дин Норрис, Бет Грант.

Драматическая история женщины (Джулианна Мур), заболевшей СПИДом и изолированной от общества, стала одним из первых высказываний американского кино о страшной болезни XX века. Картина принесла известность Тодду Хейнсу. С фильма началась блистательная карьера Джулианны Мур. Свой первый и пока единственный “Оскар” она получит через двадцать лет, за роль в фильме “Все еще Элис” (“Still Alice”, 2015). 13 июня, 6.00 pm.

Центр кино имени Джина Сискеля: “Judy! A Judy Garland Centennial”

В рамках программы, посвященной столетию со дня рождения Джуди Гарленд, – фильм “Пасхальный парад” (“Easter Parade”, США, 1948, 103 мин., на английском, французском и итальянском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Чарльз Уолтерс. В ролях: Джуди Гарленд, Фред Астер, Энн Миллер, Питер Лоуфорд. Один из лучших мюзиклов сороковых. Песни из этого фильма стали невероятно популярными, особенно “Steppin’ Out with My Baby”. За музыку к этому фильму композитор Ирвинг Берлин получил премию “Оскар”. 15 и 18 июня.

Все подробности о программах Киноцентра – на сайте www.siskelfilmcenter.org.

Летний международный кинофестиваль
(2022 Free Summer Screenings)

14 июня, 6.30 pm. “Самый лучший босс” (“The Good Boss”, Испания, 2021, 120 мин., на испанском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Фернандо Леон Де Араноа. В ролях: Хавьер Бардем, Маноло Соло, Оскар де ла Фуэнте, Сония Альмарча. Герой картины – он же “самый лучший босс” – хозяин крупной фабрики по имени Бланко (один из ведущих испанских актеров Хавьер Бардем). Фабрика славится во всем городе, и хозяин в ожидании награды за выдающиеся достижения в бизнесе. Чтобы получить ее, он должен пройти проверку специальной комиссии. Однако внешний вид идеальной компании рушится, когда Бланко приходится иметь дело с мстительным уволенным рабочим, странным начальником отдела, амбициозным стажером. Все вокруг будто сговорились, чтобы лишить Бланко заветной “статуэтки”. И тогда “самый лучший босс” начинает беззастенчиво вмешиваться в частную жизнь своих сотрудников и переходить все мыслимые границы, не задумываясь о последствиях… Премьера в Чикаго состоялась в марте 2021 года на закрытии XXV фестиваля фильмов стран-членов ЕС. Показ фильма состоится в помещении Чикагского исторического музея (Chicago History Museum, 1601 North Clark Street, Chicago, IL 60614). Все показы фестиваля бесплатные, необходимо предварительно зарезервировать билеты. Регистрация открыта за 16 дней до начала показа. Полная программа фестиваля – на сайте www.chicagofilmfestival.com.

Приятного просмотра!