Кинообозрение

Кадр из фильма “Голос люкс”
Кадр из фильма “Голос люкс”

Новый американский фильм на экранах Чикаго

Голос люкс” (“Vox Lux”, США, 2018, 110 мин.) Режиссер – Брэди Корбет. В ролях: Натали Портман, Джуд Лоу, Стэйси Мартин, Дженнифер Эль. 1999 год. Очередная трагедия в американской школе. Один из учеников пришел в класс со взрывчаткой и автоматом. Селеста (Натали Портман) чудом выживает после ранения в шею. В больнице ее навещает сестра Элеонора (Стэйси Мартин). Вместе они сочиняют песню для траурной церемонии. С этой песни начинается грандиозная карьера Селесты. Она становится поп-звездой и воспитывает дочку, которую родила в пятнадцать лет после случайного секса с рок-исполнителем… Такова преамбула к фильму. Основное действие картины происходит в 2017 году. Эксцентричной Селесте – тридцать один год. Она занимается собственной карьерой, когда происходит еще один акт ужасающего насилия… Режиссер фильм Брэди Корбет назвал Селесту “жертвой эпохи и ее безусловным символом”. Мировая премьера фильма состоялась на 75-м Венецианском МКФ в 2018 году. На пресс-конференции Портман сказала: “Этот фильм – портрет нашего общества, общества поп-культуры и насилия”. Фильм выходит на экраны 7 декабря 2018 года.

Ретроспектива фильмов Лукино Висконти в Центре кино имени Джина Сискеля
(164 North State Street Chicago, IL 60601)

Второй месяц ретроспективы фильмов итальянского кинорежиссера Лукино Висконти начинается абсолютным шедевром мастера – фильмом “Леопард” (“The Leopard”, Италия – Франция, 1963, 185 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами) В ролях: Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудиа Кардинале, Паоло Стоппа.

Леопард – прозвище сицилийского князя де Салина (в этой роли великолепен Берт Ланкастер), гордого своим происхождением, но понимающего, что его время безвозвратно уходит. “Любовь – это огонь на год и пепел на тридцать лет”, – грустно произносит он. Леопард и его любимчик-племянник (ослепительный молодой Ален Делон) то поддерживают Гарибальди, то становятся на сторону короля, то говорят о неких демократических реформах. Согласившись на мезальянс племянника с дочерью местного землевладельца, Салина презирает своих новых родственников…

В фильме, снятом по одноименному роману Джузеппе Томази ди Лампедуза, звучит прекрасная музыка Нино Рота. Большая часть картины снималась на месте описываемых событий, и это создает у зрителя ощущение причастности к той эпохе, по которой Висконти втайне тосковал. Режиссер легко убеждает и заражает зрителя своим видением темы, вынуждает его склонить голову перед внутренней трагедией людей. Сам режиссер так говорит о своем герое: “Он оплакивает самого себя. Ему жаль самого себя, а не других, до других ему нет дела. По сути, он ужасный эгоист”.

О Висконти, одержимом деталями и их подлинностью, ходили легенды. На съемки киноновеллы “Работа” он привез картины из фамильного дома, а два ценных мраморных бюста одолжила София Лорен. Висконти попросил свою многолетнюю приятельницу Коко Шанель научить Роми Шнайдер хорошим манерам. “Этому сумасшедшему Висконти подавай подлинные драгоценности от Картье, настоящие французские духи во флаконах, постельное белье из чистейшего голландского полотна”, – вспоминал о работе с ним один из актеров “Леопарда”. А Берт Ланкастер рассказывал, как Висконти требовал на съемках этой картины, чтобы платки в комоде были с монограммами князя Фабрицио ди Салина. “Зачем, когда герой лишь выдвигает ящик, но ничего не достает?” – удивлялся американец. Миланский аристократ Висконти ответил нью-йоркскому плебею Ланкастеру: “На платки с монограммами вы будете смотреть по-другому”.

Награда: “Золотая пальмовая ветвь” XVI Каннского МКФ (1963 год).

8 декабря, 7.00 pm; 9 декабря, 2.00 pm; 12 декабря, 6.30 pm.

Центр кино имени Джина Сискеля представляет…

Квартира” (“The Apartment”, США, 1960, 125 мин.) Режиссер – Билли Уайлдер. В ролях: Джек Леммон, Ширли Маклейн, Фред Макмюррэй, Рэй Уолстон.

Скромный служащий Бакстер (Джек Леммон) придумывает необычный способ продвижения по служебной лестнице. Он одалживает ключи от своей квартиры начальникам, которые не прочь отдохнуть от жен и “погулять на стороне”. Начальники, конечно, с радостью принимают подарок. Однако, к несчастью для бедняги Бакстера, вскоре выясняется, что любовницей шефа является очаровательная лифтерша Фрэн (Ширли Маклейн), в которую влюблен наш герой. Именно с ней шеф проводит время в квартире Бакстера…

В этой блестящей комедии Билли Уайлдера одну из лучших ролей исполнил замечательный американский актер Джек Леммон. Многие эпизоды фильма с его участием остаются в памяти на всю жизнь. Разве можно забыть уморительно смешную сцену долгих телефонных переговоров, когда герой Леммона пытается составить расписание свиданий так, чтобы выделить себе хотя бы один вечер в собственной квартире?! Он по очереди звонит начальникам и ведет разговор примерно так: “Мистер Вендергоф? Это Бакстер. Я должен отказать вам на этот раз, мне нужна квартира самому. У меня ужасная простуда, я должен после работы лечь в постель. Нет, я не могу провести вечер в турецких банях, после них я схвачу воспаление легких и слягу на месяц. Перенести на среду? Среда уже занята, но я попробую… Мистер Эйкелбергер? Это Бакстер. Не могли бы вы перенести встречу на четверг? Только пятница? Пятница уже занята, но я попробую…” Или сцена в чаплиновском стиле, когда Бакстер после попытки Фрэн покончить с собой развлекает ее разговорами и между делом готовит спагетти. Ему надо слить воду, а подходящей посуды нет. Не растерявшись, герой Леммона берет теннисную ракетку и начинает умело ей орудовать, разыгрывая гениальный музыкально-пластический этюд без слов! Эта сцена заставляет вспомнить классический эпизод в “Золотой лихорадке” (“The Gold Rush”, 1925), когда герой Чаплина аппетитно разделывает на блюде ботинок. Подобно Чаплину, Леммон обладал необыкновенным обаянием; подобно Чаплину, Леммон мог сыграть все. Его уникальность состояла в том, что он пользовался элементами клоунады, оставаясь при этом совершенно реалистичным. Причем, он никогда не играл злодеев. Его персонажи не были суперменами и героями, они не пробивали стены и не шли напролом. Леммон часто играл роли неудачников, над которыми издеваются окружающие и которые используют их, но при этом это всегда были люди, имеющие свои моральные ценности и умеющие их отстоять. Так происходит и в фильме “Квартира”. В один прекрасный день Бакстер отказывается дать своему начальнику ключ, теряет место, на которое так долго надеялся, но получает в награду любовь Фрэн.

Актриса Ширли Маклейн получила приз за лучшую женскую роль на Венецианском МКФ в 1960 году, а сам фильм – пять премий “Оскар” в 1961 году: за лучшие картину, режиссуру (Билли Уайлдер), сценарий (Уайлдер совместно с И.Даймондом), работу художника и монтаж. Поразительно, но Джека Леммона в этом списке нет! Он не получил “Оскара” ни за “Квартиру”, ни за фильм “В джазе только девушки” (“Some Like It Hot”, 1959). За комедии “Оскары” дают неохотно – биография Леммона подтверждает это неписанное правило. Своего главного “Оскара” актер получил за драматическую роль Гарри Стонера в фильме Джона Авилдсена “Спасение тигра” (“Save the Tiger”, 1973). Правда, “Оскар” за лучшую второстепенную мужскую роль достался ему за роль Палвера в комедии Джона Форда и Мелвина Лероя “Мистер Робертс” (“Mister Roberts”, 1955).

7 декабря, 3.30 pm; 8 декабря, 3.00 pm; 13 декабря, 6.00 pm.

Приятного просмотра!