Кинообозрение

“Music Box” представляет…
(3733 North Southport Avenue, Chicago, IL 60613)

С 11 января чикагская “Музыкальная шкатулка” показывает первую после пятилетнего перерыва “провокацию” Ларса фон Триера, фильм “Дом, который построил Джек” (“The House that Jack Built”, США, 2018, 155 мин.) В ролях: Мэтт Диллон, Бруно Ганц, Ума Турман, Шивон Фэллон, Софи Гробель.

Штат Вашингтон. Семидесятые-восьмидесятые годы XX века. Пять эпизодов из жизни серийного убийцы Джека (Мэтт Диллон). Будет завораживающе страшно, потом неожиданно смешно, потом опять страшно; в каждом новом эпизоде будет казаться, что дальше будет добрее, но это самообман. Дальше – больше, и так весь фильм. Страшно, местами – противно, смешно, снова страшно, но оторваться невозможно… Это и есть чудо искусства, это и есть странное обаяние фильмов гениального Ларса.

Родившийся в столице старого датского Королевства, на родине Ганса Христиана Андерсена, датский режиссер Ларс фон Триер с детства был склонен к чудачествам и обожал сказки. (Наверно, что-то особенное есть в воздухе города Копенгагена, в самом этом слове таится нечто сказочное.) Игрой в аристократизм стала полученная в юности от приятелей-студентов приставка к его имени “фон”. Первые фильмы режиссера – “Элемент преступления” (“The Element of Crime”, 1984), “Эпидемия” (“Epidemic”, 1988), “Европа” (“Europa”, 1991) – образовали трилогию, к каждой части которой фон Триером был написан манифест. В “Третьем манифесте” он называет себя “мастурбатором серебряного экрана” и “алхимиком, творящим из целлулоида богоподобный мир”. То он создает компанию по производству порнофильмов, то приcылает в Канны свой снимок в шотландской юбке и копию фильма “Рассекая волны” (“Breaking the Waves”, 1996). В середине девяностых Триер придумывает новый манифест под провокационным названием “Догма 95” и опять шокирует мир фильмом “Идиоты” (“Idioterne”, 1998). И так продолжается уже не одно десятилетие. Когда-то в молодости Триер сказал, что фильм должен быть подобен камешку, попавшему в ботинок. “Танцующая в темноте” (“Dancer in the Dark”, 2000), “Догвилль” (“Dogville”, 2003), “Мандерлей” (“Manderlay”, 2005), “Антихрист” (“Antichrist”, 2009), “Меланхолия” (“Melancholia”, 2011), “Нимфоманка” (“Nymphomaniac”, 2013): каждая новая картина Триера – не просто камешек, но настоящий булыжник. Она поражает, удивляет, заставляет задуматься. Например, в интервью газете The Guardian Ларс фон Триер заявил, что его “Дом…” снят под влиянием… Дональда Трампа: “Фильм восхваляет идею, что жизнь – злая и бессердечная штука. Это подтверждает недавнее воцарение homo trumpus, Крысиного короля”. Так ли это, или Ларс водит нас за нос?

Актер Стеллан Скаарсгард, игравший в нескольких фильмах Триера, хорошо знает психологию режиссера: “Одна из главных задач Ларса в жизни – нарушать запреты, а табу есть в любом обществе, сколь бы либеральным оно ни прикидывалось. Идет ли речь о религиозном запрете или просто о консенсусе вокруг политической корректности. Если он не может говорить свободно, лучше он обречет себя на вечное молчание. Ведь он, верьте или нет, абсолютно всегда говорит то, что думает. А вы слушайте впредь внимательнее. Это относится и к журналистам, и к их редакторам, которые придумывают передовицы. Свобода самовыражения и свобода слова невероятно важны. Общество становится год от года все более пуританским. Теперь Триер говорит при помощи своего фильма – и, как мне кажется, довольно внятно”. Остается только последовать совету актера и понять, о чем говорит нам Ларс Триер – вечный бунтарь с аристократической приставкой “фон”.

Премьера фильма состоялась во внеконкурсной программе 71-го Каннского МКФ.

Ретроспектива фильмов Жака Беккера в Центре кино имени Джина Сискеля
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)

В рамках ретроспективы фильмов французского режиссера Жака Беккера (1906-1960) на следующей неделе мы увидим еще три картины.

Эдуард и Каролина” (“Edouard And Caroline”, Франция, 1952, 92 мин., на французском языке с английскими субтитрами) В ролях: Даниэль Желен, Анн Вернон, Элина Лабурдетт, Жак Франсуа. 11 января, 4.15 pm; 12 января, 5.15 pm; 17 января, 6.00 pm.

Улица Эстрапад” (английское название далеко от оригинала – “Francoise Steps Out”, Франция, 1953, 100 мин., на французском языке с английскими субтитрами) В ролях: Даниэль Желен, Луи Журдан, Анн Вернон, Жан Сервэ, Мишлин Дэкс.

Биограф Беккера, французский киновед Лепроон Пьер пишет: “Творчество Жака Беккера не знает падений, запятнавших карьеру стольких кинорежиссеров. Отчасти это обусловлено тем, что он отказывается от сюжетов, которые его не занимают, отчасти же тем, что он обладает достаточным упорством и мужеством, чтобы убедить продюсеров в правоте своих взглядов. В результате самый незначительный сюжет может послужить основой для создания шедевра. Это относится к таким комедиям, как “Эдуард и Каролина” и “Улица Эстрапад”, сделанным с восхитительной легкостью и являющимся чудом сатиры и ума”. 15 января, 6.00 pm.

Монпарнас, 19” (“Modigliani of Montparnasse”, Франция, 1958, 108 мин., на французском языке с английскими субтитрами) В ролях: Жерар Филип, Лилли Пальмер, Леа Падовани, Анук Эме, Лино Вентура. В 1957 году, незадолго до смерти, великий Макс Офюльс начал работу над фильмом об Амедео Модильяни, но смерть помешала ему закончить свой замысел. Фильм закончил Жак Беккер. 12 января, 3.00 pm.

Девятый онлайн-фестиваль французского кино (“My French Film Festival”)

С 18 января по 18 февраля 2019 года любители французского кино во всем мире станут участниками и членами жюри девятого виртуального Фестиваля французских фильмов. В конкурсной программе – десять полнометражных и десять короткометражных французских фильмов, два фильма из Бельгии, вне конкурса – фильм отечественной классики и два франкоязычных фильма из Канады.

Каждый зритель может не только посмотреть картину, но и выставить ей оценку, а также оставить комментарий на сайте. По итогам фестиваля присуждаются три награды: премия режиссерского жюри (в его состав входят режиссеры из разных стран), премия международной прессы (жюри состоит из журналистов крупнейших иностранных ежедневных изданий из разных стран мира) и премия зрительских симпатий “Lacoste”. Пользователи интернета во всем мире могут голосовать за понравившиеся фильмы на сайте фестиваля.

Подведение итогов состоится в Париже. Фильмы-победители будут транслироваться на борту самолетов авиакомпании “Air France” в течение шести месяцев, начиная с июля 2019 года. В течение всего года фильмы фестиваля можно будет увидеть на борту самолетов нескольких авиакомпаний.

Все короткометражные фильмы предоставлены для просмотра бесплатно. Что касается полнометражных картин, то каждый год фестиваль проводится бесплатно в отдельных странах и регионах мира. В этом году бесплатные просмотры предоставлены странам Латинской Америки и Африки, России, Польше, Румынии и Индии. Для всех остальных стран, включая США, просмотр платный. Просмотр одного фильма – 1,99€, весь пакет стоит 7,99€ (пакет предоставляет доступ ко всем фильмам фестиваля).

Все фильмы демонстрируются на французском языке с субтитрами на девяти языках, в том числе – на русском. Все ленты фестиваля выложены на сайте www.myfrenchfilmfestival.com.

Приятного просмотра!