Илья Демуцкий. Накануне премьеры

Встреча с композитором

Илья Демуцкий. Фото - Даниил Рабовский
Илья Демуцкий. Фото - Даниил Рабовский

Чикагский русский литературный салон Аллы Дехтяр проводит творческий вечер композитора Ильи Демуцкого.

Уж сколько нам открытий чудных подарил наш замечательный Салон! Мы встречались и общались с лучшими представителями российской и мировой культуры: поэтами и режиссерами, писателями, журналистами, музыкантами… Наш новый гость – один из наиболее востребованных российских композиторов, автор самых нашумевших балетов последних лет “Герой нашего времени” и “Нуреев”, автор оперы “Для “Черного квадрата”, премьера которой состоялась в ноябре прошлого года в помещении музея Новая Третьяковка, и автор балета “Анна Каренина”, мировую премьеру которого представит 13 февраля Балет Джоффри. А 10 февраля Илья Демуцкий расскажет нам все об этом балете и многом другом. Чтобы за три дня до премьеры нового балета услышать от композитора подробности предстоящего спектакля – такого в чикагском Салоне еще не было. Такую встречу пропустить невозможно!

А теперь подробно и по порядку – с толком, чувством, расстановкой.

Нет сегодня в российской академической музыке человека известнее и популярнее тридцатипятилетнего композитора Ильи Демуцкого. Его последние балетные проекты связаны с именами режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова. Первоначально музыку к “Герою нашего времени” писал другой композитор. В интервью журналистке “Медузы” Александре Зеркалевой Демуцкий сказал:

— Кирилл – очень требовательный человек, а получилось так, что ему предложили уже написанную музыку. Композитор даже не встречался с режиссером. Кирилл очень ревностно к этому относится – ведь это он задумал спектакль, он хотел обсудить все с композитором и только потом придумывать балет. Главным камнем преткновения было то, что ему музыку пытались втюхать до создания спектакля. Но это не значит, что музыка была плохой.

Так Серебренников привел Демуцкого в Большой театр. Премьеры “Героя нашего времени” и “Нуреева” состоялись на сцене Большого театра соответственно в 2015 и 2017 годах. За балет “Герой нашего времени” Демуцкий в 2016 году получил российскую театральную премию “Золотая маска”. Премьера “Нуреева” прошла в отсутствии режиссера – с 22 августа 2017 года Кирилл Серебренников находится в Москве под домашним арестом.

Сотрудничество Демуцкого с Большим театром продолжается. Осенью прошлого года генеральный директор Владимир Урин объявил, что театр впервые за пятнадцать лет (после “Детей Розенталя” Л.Десятникова) заказал новую оперу. Заказал Демуцкому! После двух балетов композитор пишет оперу по мотивам романа Александра Грина “Блистающий мир”. Премьера намечена на сезон 2020-21 годов.

В ноябре 2018 года в Москве с большим успехом прошла премьера оперы Демуцкого “Для “Черного квадрата”. В считанные дни она стала главной сенсацией нынешнего московского музыкального сезона. Представление состоялось в помещении музея Новая Третьяковка, а главным “действующим лицом” (в кулуарах шутили – “исполнителем главной роли”) стала картина Казимира Малевича “Черный квадрат”. Соавтор либретто оперы, драматург, профессор, преподаватель дизайна театральных костюмов Иллинойского университета в Урбане-Шампейне (Illinois at Urbana-Champaign), друг Ильи Демуцкого Ольга Маслова рассказала, что значит для нее музыка композитора:

— Для меня музыка Ильи – это лабиринт, в каком-то смысле гипноз. Это, как картины Эшера. На первый взгляд, вроде бы есть стройный ряд, логика, лестница, по которой беззаботно и послушно двигаешься, коллонады на ожидаемом месте. И вдруг – раз, и ты уже вверх ногами, и летишь в какую-то бездну, другое измерение. Но в отличие от геометрического, архитектурного, графического Эшера пропасть, куда тебя Илья сталкивает, страстная, уязвимая и красивая до боли. Я многие куски из его музыки просто в цикле слушаю, из этого сложно выбраться. У него своя точка отсчета. Его музыка всегда разная. Никогда не скучная. Он – абсолютно нечестолюбивый композитор. Он полностью отдается течению текста (оперы) или сюжета, и именно это, наверно, делает его музыку такой непредсказуемой”.

Демуцкий активно работает в кино, пишет музыку к документальным и анимационным фильмам. Он работал с такими известными режиссерами, как документалист Сергей Мирошниченко и художник-аниматор, лауреат премии “Оскар” Александр Петров. За музыку к фильму Серебренникова “Ученик” композитор был удостоен премии Европейской киноакадемии и стал лучшим кинокомпозитором Европы 2016 года.

После окончания Санкт-Петербургской консерватории Демуцкий учился композиции в консерватории Сан-Франциско (класс профессора Дэвида Конте). По заказу Балета Сан-Франциско он написал балет “Оптимистическая трагедия”. Премьера состоялась в январе 2017 года.

В беседе со мной Илья Демуцкий рассказал о том, как началось его сотрудничество с Балетом Джоффри.

— Балет Джоффри обратился к хореографу Юрию Посохову поставить спектакль по мотивам “Анны Карениной”. Как это обычно бывает, хореографу дали карт-бланш на выбор музыки. Это могла быть музыка уже существующая или музыка, специально написанная. После наших совместных балетов Посохов предложил Джоффри композитора из России Илью Демуцкого. То, что у нас получилось, мы увидим 13 февраля.

За шестьдесят четыре года существования Балета Джоффри компания впервые заказывает новый балет современному композитору. К нашей общей радости, им стал Демуцкий.

На предстоящей творческой встрече композитор расскажет о будущем спектакле, совместной работе в театре и кино с Кириллом Серебренниковым, в том числе – о создании, запрете и почти детективной истории с премьерой балета “Нуреев”, о балетных проектах и сотрудничестве с Юрием Посоховым, современной музыке, своих новых проектах, поделится впечатлениями о сегодняшнем состоянии труппы Большого театра. Мы увидим фрагменты из фильмов и спектаклей, в которых звучит музыка Демуцкого, и, как обычно это бывает на подобных встречах, гость подробно ответит на наши вопросы. Я общался с Ильей в конце прошлого года. Он – прекрасный рассказчик, легко и свободно говорит на любые темы, и не только о музыке. Абсолютно эксклюзивная встреча, дамы и господа! До встречи!

Nota bene! Творческий вечер Ильи Демуцкого состоится 10 февраля в 6 часов вечера в помещении центра “KRUG – Community Circle” по адресу: 1400 S Wolf Road, Ste 100, Wheeling, IL 60090. Цена билета – $25. Телефон для справок: 773-275-0934.