Храм Бахаи

The Bahá’í House of Worship, или Храм Бахаи, расположен в Вилметте, Иллинойс. Один из десяти храмов, посвященных вере Бахаи, и старейший сохранившийся до наших дней Бахаитский храм в мире.

Вера Бахаи, как утверждают её последователи, это религия, проповедующая важнейшие ценности всех религий, а также единство и равенство всех людей. Основанная Бахауллой в 1863 году, она изначально появилась в Персии и некоторых частях Ближнего Востока, где столкнулась с непрекращающимися преследованиями с момента своего создания.

На данный момент насчитывается от 5 до 8 миллионов приверженцев веры Бахаи, распространившейся на большей части стран и территорий мира.

Вера Бахаи зародилась в середине XIX века в Персии. Она возникла из веры Баби и была впервые исповедана 24 мая 1844 года в Иране. Священная книга в Бабизме — Персидский Байан. Бабизм провозглашает окончание господства законов, основанных на Коране и шариате, замену их новыми, исходящими из принципов равенства всех людей и защиты их прав, установление священного царства бабидов и др. Помимо этого основатель новой религии Баб (1819 или 1820 — 1850) проповедовал, что Бог скоро пошлет пророка точно так же, как были посланы Иисус и Мухаммед. В 1850 году Баб был расстрелян, а его последователи подверглись преследованию. В 1863 году Бахаулла (1817-1892), иранский религиозный деятель, после изгнания из родного Ирана объявил себя тем самым обещанным пророком. Впоследствии он провёл более 10 лет в тюремном заточении в городе Акко в Османской Палестине. После смерти Бахауллы в 1892 году управление новой религией перешло к его сыну Абдул-Баха (1844-1921), а затем к его правнуку Шоги Эфенди (1897-1957). Бахаисты по всему миру ежегодно избирают местные, региональные и национальные духовные собрания, которые управляют делами религии, и каждые пять лет члены всех национальных духовных собраний избирают всеобщий Дом правосудия, высший руководящий Институт всемирной общины Бахаи, который находится в Хайфе, Израиль, недалеко от Храма Баба.

Учения Бахаи в чем-то схожи с другими монотеистическими верованиями: Бог считается единым и всемогущим. Однако Бахаулла проповедовал, что религия последовательна и постепенно раскрывается одним Единым Богом посредством Богоявлений и Боговопложений, которые являются основателями основных мировых религий в ходе исторического развития; Будда, Иисус и Мухаммад были самыми последними в период до Бабы и Бахауллы. Бахаи считают, что основные религии принципиально едины в своих целях, хотя и различны в повседневной деятельности человека и формах истолкования. Здесь также делается акцент на единстве всех людей, открыто отвергаются понятия расизма и национализма. В основе учения Бахаи лежит цель создания единого мирового порядка, обеспечивающего процветание всех наций, рас, вероисповеданий и классов.

Письма, написанные Бахауллой различным лицам, включая некоторых глав государств, были собраны и объединены в канон Священного Писания Бахаи, который включает произведения его сына Абдул-Баха, а также Баба, который считается предшественником Бахауллы. Среди бахаистской литературы выделяются Китаб-и-Акдас, Китаб-и-Икан, “Ответы на некоторые вопросы”, и The Dawn-Breakers (Рассветники).

Ранние планы

В 1903 году небольшая группа Бахаи в центре Чикаго впервые обсудила идею дома поклонения Бахаи в районе Чикаго. В то время в Ашхабаде, на территории нынешнего Туркменистана, строился первый в мире молитвенный дом. Семья Иоас активно принимала участие в первых обращениях. Бахаи из Чикаго по имени Корин Найт Тру отправилась в паломничество в британскую Подмандатную Палестину в 1907 году, чтобы посетить Абдул-Баха, лидера религии того времени, и рассказать ему о растущем интересе к местному храму. Во время паломничества Торнтона Чейза тот также расспрашивал об этом `Абдул-Баха и получил указание работать с Тру, поскольку ей был дан «полный ход». Последовала серия газетных статей осенью 1908 года, объектом которых было строительство Храма Бахаи. Это привело к следующему развитию национального чувства общности: весной 1909 года состоялись выборы первого национального совета религии, в котором приняли участие делегаты со всех концов США и Канады. Тридцать процентов избранных членов были женщинами. Абдул-Баха дал свое благословение проекту, но рекомендовал, чтобы здание было построено вдали от делового района Чикаго, в более тихом районе возле озера Мичиган. Бахаи рассматривали возможность построить храм в Джексон-парке или в Эванстоне, но в конце концов остановились на Вилметте, к северу от Эванстона. Тру начала координировать работу и выступала в роли управляющего строительством, и это стало утешением в ее жизни в свете многих личных проблем. Впоследствии американские Бахаи стали называть ее «матерью храма», и в конце концов она была признана одной из стоящих у истока религии. Административный орган Бахаи, the Bahá’í Temple Unity, начал приобретать землю и постепенно взял на себя более широкие обязанности в общинах, а затем был переименован в Национальное Духовное Собрание.

Бахаи со всего мира постепенно собирали средства для оплаты проекта. Например, французские Бахаисты были замечены в оказании содействия даже после того, как столкнулись с великим наводнением в январе 1910 года в Париже. Жительница Чикаго по имени Нетти Тобин, не имея возможности внести какие-либо деньги, пожертвовала известняк со строительной площадки. Этот камень стал символическим краеугольным камнем здания, когда Абдул-Баха прибыл в Вильметт в 1912 году для церемонии закладки камня во время своих путешествий на Запад. Фактическое строительство здания началось только в 1920-х годах, после того, как Бахаи согласились использовать дизайн Луи Буржуа. Дизайн рассматривался как смесь многих различных архитектурных стилей.

Строительство

К 1922 году первая часть здания, зал основания, была в основном закончена, и Бахаи начали использовать его как место для собраний. Однако продвижение в строительстве вскоре остановилось, поскольку средства начали истощаться, и жители Вилметта стали выражать недовольство строительной площадкой. Тогда стали появляться разные странные слухи о строительстве. Одни считали, что здание использовалось Бахаи для содержания живого белого кита. Другие говорили, что здание было заправочной станцией для захваченных немецких подводных лодок, которые были доставлены к Великим Озерам.

Строительство возобновилось, поскольку поступления от Бахаи стали увеличиваться, и в 1930 году была нанята компания Джорджа А. Фуллера для завершения надземной части здания. Надземная часть была выполнена в 1931, а год спустя Джон Джозеф Эрли был нанят, чтобы начать работу над бетонной облицовкой здания. Модель храма была выставлена на Чикагской выставке 1933-34 годов “Столетие прогресса”, и люди стали ездить в Вилметт, чтобы увидеть, как здание постепенно поднимается и обретает форму. Храм был изображен на почтовых марках конвертов США в 1930-х годах. Внешний вид здания был завершен в январе 1943 года.

Оставалось выполнить работы по внутренней облицовке здания, а также благоустройству территории вокруг здания. Проекты Луи Буржуа для интерьера были неполными. Он умер в 1930 году, задолго до окончания строительства. В 1947 году Альфред Шоу был нанят для завершения внутренних конструкций здания. К 1940-м годам храм снова был представлен почтовой службой США и использовался военно-морским флотом США во время Второй мировой войны в качестве пункта сбора для подготовки пилотов-истребителей с близлежащей военно-морской авиабазы Гленвью, а к 1946 году – для обозначения траектории полета гидросамолетов Военно-Морского Флота Mars. План садов здания был утвержден в 1951 году на основании проекта Гильберта Э. Даля.

Окончание следует