Grant Park Music Festival: первые концерты

Парк “Миллениум”, 15-22 июня 2022 года

Карлос Кальмар. Фото - Патрик Пышка
Карлос Кальмар. Фото - Патрик Пышка

На этой неделе в Чикаго открывается восемьдесят седьмой Grant Park Music Festival – крупнейший бесплатный летний музыкальный фестиваль в Америке. В семнадцатый раз фестиваль проходит в Павильоне Джей Притцкер парка “Миллениум” (Millennium Park’s Jay Pritzker Pavilion). Отсюда – некоторая путаница в названии. Фестиваль называется “Музыкальный фестиваль в Грант-парке”, но проходит он в парке “Миллениум”. Расскажу о первых концертах фестиваля.

15 июня, 6.30 pm. В первой программе – три произведения трех композиторов трех разных эпох: Тридцать пятая (“Хаффнеровская”) симфония В.А.Моцарта, Фортепианный концерт в одной части Ф.Прайс (солистка – Мишель Канн), фрагменты из оперы “Нюрнбергские мейстерзингеры” Р.Вагнера. Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.

Моцарт сочинил свою Тридцать пятую симфонию для свадьбы дочери бургомистра Зальцбурга Зигмунда Хаффнера. Отсюда подзаголовок – Хаффнеровская. Впервые Симфония прозвучала в Вене 30 марта 1783 года.

Из XVIII – в век XX. Снова в Чикаго мы слышим сочинения Флоренс Прайс (1887-1953). Она была одной из первых женщин, сочинявших в Америке классическую музыку, и первой женщиной-симфоническим композитором афроамериканского происхождения. В мае с огромным успехом Чикагский симфонический оркестр под управлением Риккардо Мути впервые исполнил ее Третью симфонию. До этого в Симфоническом центре звучали “Juba Dance” из Первой симфонии и Пять народных песен в контрапункте, а также пьеса Andante moderato. Маэстро Мути сказал о музыке Прайс: “Она написана искренне, она идет от сердца”. Фортепианный концерт в одной части написан Прайс в Чикаго в 1934 году. За роялем – выпускница Кливлендского института музыки и Института Кертиса, американская пианистка Мишель Канн. Она дебютировала с симфоническим оркестром в четырнадцать лет, с пятнадцати активно концертирует. Одна из лучших исполнительниц музыки Прайс. До Чикаго она с успехом исполняла Фортепианный концерт Прайс в Нью-Йорке и Филадельфии.

Мишель Канн. Фото - www.michellecann.com
Мишель Канн. Фото — www.michellecann.com

Из XX – в век XIX. Концерт завершится симфоническими фрагментами единственной комической оперы Рихарда Вагнера, посвященной поэтам средневекового Нюрнберга. Композитор сочинял ее на протяжении двадцати двух лет. Соответственно, то, что задумывалось, как одноактная комедия, превратилось в огромное трехчастное полотно, полное энергии и радости жизни. В этой опере, в отличие от “Кольца нибелунга”, Вагнер не “строил Вселенную”. Задача у него были скромнее: показать жизнь обычных горожан, бюргеров, ремесленников. В центре сюжета – состязание музыкантов, на котором побеждает молодой рыцарь-поэт и в качестве награды получает сплетенный из лавра и мирта венок.

17 июня, 6.30 pm; 18 июня, 7.30 pm. В программе: Пятая (“Реформационная”) симфония Ф.Мендельсона, пьеса “We Are Shadows” Д.Вейр, пьеса “Blue Matter” М.Зупко. Исполнители: Оркестр и хор Грант-парка. Детский хор “Anima” (Глен Эллин, штат Иллинойс). Дирижер – Карлос Кальмар. Хормейстер – Кристофер Белл. Поэт и оратор – Натали Роуз Ричардсон.

Современная музыка на фестивале начинается с пьесы британского композитора Джудит Вейр – первой женщины в истории с титулом Master of the Queen’s Music, автора нескольких опер и множества симфонических произведений. Первая мировая премьера фестиваля – пьеса “Blue Matter” чикагского композитора Миши Зупко.

Кристофер Белл. Фото - Норман Тимонера
Кристофер Белл. Фото — Норман Тимонера

Как всегда, рядом с новой музыкой звучит проверенная классика. Пятая симфония Ф.Мендельсона вошла в историю под названием “Реформационная”. Она была написана к трехсотлетию установления лютеранства в Германии. Композитор предложил исполнить Симфонию оркестру в Париже, но французские музыканты отказались: “Слишком много фугато и слишком мало мелодий”. Мендельсон поверил, что Симфония неудачная, и в одном из писем заявил: “Я не могу больше выносить Реформационную симфонию. Я сжег бы ее охотнее, чем какое-либо другое свое сочинение”. К счастью для нас, Мендельсон не осуществил свое желание. Премьера Симфонии состоялась 15 ноября 1832 года в Берлине. Публиковать ее Мендельсон отказался, первое издание вышло через двадцать один год после смерти композитора.

22 июня, 6.30 pm. В программе: пьеса “This Midnight Hour” А.Кляйн, Восьмая (“Неоконченная”) симфония Ф.Шуберта, “Zofomorphosis” К.Вайна. Исполнители: фортепианный дуэт ZOFO и Оркестр Грант-парка под управлением Карлоса Кальмара.

Анна Кляйн. Фото - Grant Park Music Festival
Анна Кляйн. Фото — Grant Park Music Festival

Автор пьесы “This Midnight Hour” композитор Анна Кляйн родилась 9 марта 1980 года в Лондоне. Первое произведение сочинила в одиннадцать лет. Училась в Эдинбургском университете и Манхэттенской школе музыки. С 2008 по 2010 годы была директором программы “Сочинение музыки” при Нью-Йоркском молодежном оркестре, с 2010 до 2013 года – резидентом-композитором ЧСО. Ее выбрал и пригласил маэстро Мути. В течение четырех лет Анна жила в Чикаго и сочиняла музыку по заказу чикагского оркестра. В настоящее время является резидентом-композитором Камерного оркестра Шотландии. На Grant Park Music Festival прошлого года прозвучала ее пьеса “Шум и ярость”.

Вторая мировая премьера фестиваля – пьеса “Zofomorphosis” австралийского композитора Карла Вайна. Мировая премьера его Концерта для тромбона с оркестром состоялась в Чикаго в октябре 2016 года. Солист – тромбонист ЧСО Майкл Мулкахи, дирижер – Джеймс Гаффиган. Вайн живет в Сиднее, преподает в консерватории.

С пьесой Вайна на фестивале дебютирует номинант на премию “Грэмми” фортепианный дуэт ZOFO (Ева-Мария Зиммерман и Кейсуке Накагоши).

В окружении новой музыки – великая Восьмая (“Неоконченная”) симфония Ф.Шуберта.

Nota bene! Grant Park Music Festival проходит в павильоне Джей Притцкер парка “Миллениум” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты фестиваля бесплатные. Все проходят без антракта. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-сезоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов – на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.