Goodman Theatre. Три года до столетия

Сезон 2022-23 годов

Сюзан Бут. Фото - Джо Мацца
Сюзан Бут. Фото - Джо Мацца

Девяносто седьмой сезон 2022-23 годов старейшего в Чикаго Goodman Theatre станет тридцать пятым и последним для его художественного руководителя Роберта Фоллса. Новым руководителем — вернее, руководительницей — театра станет режиссер Сюзан Бут. Ее приход в чикагский театр многие критики называют возвращением. Она училась в Denison University и Северо-Западном университете, с 1993 по 2001 годы работала в Гудман-театре в должности директора по развитию новых пьес (Director of New Play Development). Как раз в те годы в театре появились спектакли по пьесам Луиса Альфаро, Ребекки Гилман, Хозе Риверы, Реджины Тейлор. Находясь в Чикаго, Бут была одним из художественных руководителей Theatre on the Lake, играла большую роль в Northlight Theatre и несуществующем ныне Wisdom Bridge Theatre. На протяжении двадцати одного года Бут возглавляла Alliance Theatre в Атланте и добилась там впечатляющих успехов. Она поставила почти пятьдесят спектаклей, при ней в 2007 году Alliance Theatre стал лауреатом премии “Тони” в номинации “Лучший региональный театр Америки”, состоялось шесть мировых премьер мюзиклов (впоследствии их показывали на Бродвее), в два раза увеличился бюджет, открылось (в 2019 году) новое здание и репетиционные студии. По ее инициативе в театре велась огромная работа с молодыми драматургами и актерами. В прошлом Бут была Председателем совета директоров Theatre Communications Group.

Роберт Фоллс говорит: “Я очень рад передать эстафету Сюзан Бут. Она — суперпрофессионал, художник с давними связями с чикагским сообществом. Я работал с ней почти десять лет. Уверен, при Сюзан начнется новая захватывающая глава в истории театра”.

Бут — восьмой руководитель Goodman Theatre и первая женщина, которая возглавит театр с 97-летней историей. Она приступит к новой работе 3 октября, после показа ее последнего спектакля на сцене Alliance Theatre — “Everybody” по пьесе Б.Джейкоб-Дженкинс. Бут поведет Goodman Theatre к впечатляющей дате, которая нас ждет в 2025 году, — столетию со дня образования. Но это будет через три года. А пока — о спектаклях ближайшего времени. Девять постановок, из них три — мировые премьеры, недавние хиты Бродвея, возвращение любимой классики и даже рок-мюзикл — все это и многое другое ждет нас в 97-м сезоне Goodman Theatre. Обо всем по порядку.

10 сентября — 9 октября. Albert Theatre. “Clyde’s” по пьесе Линн Ноттедж. Режиссер — Кейт Хуриски. Премьера в Чикаго.

Кейт Хуриски. Фото - Goodman Theatre
Кейт Хуриски. Фото — Goodman Theatre

“Clyde’s” — так называется забегаловка на стоянке для грузовиков. Несмотря на то, что ее владелец пытается держать работников под контролем, работники задумываются о будущем, обнаруживая, что “иногда человек больше, чем просто бутерброд”… Недавняя премьера пьесы на Бродвее прошла с большим успехом.

Линн Ноттедж родилась в Бруклине. Окончила Brown University и Йельский университет. Единственная женщина — дважды лауреат Пулитцеровской премии: за пьесы “Ruined” в 2009 году и “Sweat” в 2017 году. Спектакли по обеим пьесам были поставлены в Goodman Theatre. Постановка “Ruined” в New Stages Series в 2007 году стала мировой премьерой (режиссером была та же Кейт Хуриски), спектакль по пьесе “Sweat“ шел в Goodman Theatre в сезоне 2018-19 годов (режиссер — Рон О Джей Парсон). Вспомню еще одну пьесу Ноттедж, поставленную Чаком Смитом в Goodman Theatre в сезоне 2012-13 годов, — “Между прочим, встретьте Веру Старк” (“By the Way, Meet Vera Stark”). Совсем недавно, в апреле, мы посмотрели новый спектакль по пьесе Ноттедж — “Intimate Apparel” в Northlight Theatre (режиссер — Тася Джонс) о швее-афроамериканке и еврее — торговце тканями. Ноттедж сделала оперную адаптацию этой пьесы, и опера Рики Ян Гордона с успехом шла в нью-йоркском Линкольн-центре. Ноттедж — профессор отделения драматургии Колумбийского университета.

7 октября — 13 ноября. Owen Theatre. “Swing State” по пьесе ассоциированного члена Goodman Theatre Ребекки Гилман. Режиссер — Роберт Фоллс. Мировая премьера.

Между когда-то дружелюбными соседями вспыхивает вражда, когда энергетическая компания из другого штата начинает захват земли в сельской общине Висконсина. Учительница-пенсионерка Пег борется за спасение земли, которую она любит, но трудно в наше поляризованное время понять, кто твои друзья, а кто — враги… В новой пьесе Гилман рисует портрет американской глубинки. Среди ее героев разные представления о том, что значит быть американцем…

Ребекка Гилман. Фото - Goodman Theatre
Ребекка Гилман. Фото — Goodman Theatre

Ребекка Гилман — еще один любимый автор Гудман-театра и лично Роберта Фоллса. “Swing State” — ее шестая пьеса в Goodman Theatre. Фоллс обращался к ее творчеству пять раз. Последний — в сезоне 2015-16 годов, спектакль назывался “Супы, рагу и запеканки: 1976” (дословный перевод названия “Soups, Stews, and Casseroles”: 1976). Особенным успехом пользовались спектакли “Испытание” (“Spinning Into Butter”, сезон 1999-2000 годов, режиссер – Лес Уотерс) о проблемах расизма, “Парень находит девушку” (“Boy Gets Girl”, сезон 2000-01 годов, режиссер — Майкл Маджио) о насилии по отношению к женщинам, “Twilight Bowl” (сезон 2018-19 годов, режиссер — Эрика Вайс) — история о том, как живущие в маленьком американском городке четыре девушки ищут и находят разные пути в жизни. Гилман — профессор отделения драматургии и сценарного мастерства Северо-Западного университета.

19 ноября — 31 декабря. Albert Theatre. “Рождественская сказка” (“A Christmas Carol”) по рассказам Ч.Диккенса. Адаптация Тома Кримера. Режиссер — Джессика Тебус.

Этот спектакль идет в театре сорок пятый сезон (!) подряд. Адаптация текста для сцены принадлежит чикагскому драматургу Тому Кримеру. Театральный рассказ о счастливом перерождении “старого греховодника и скволыги“ Эбенезера Скруджа, умевшего “выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать”, в “хорошего и пушистого” джентльмена получился по-настоящему традиционным в лучшем смысле этого слова. Спектакль приобрел огромную популярность в Чикаго, его посетили более полутора миллионов человек. Среди зрителей наверняка есть уже дети тех, кто видел его в прошлом. За эти годы спектакль ставили восемь режиссеров, роль Скруджа в молодости исполняли тридцать два мальчика, роль взрослого Скруджа — восемь актеров.

13 января — 12 февраля 2023 года. Owen Theatre. “Волна, уносящая домой” (“the ripple, the wave that carried me home“, перевод мой) по пьесе Кристины Андерсон. Мировая премьера. Режиссер — Миранда Хеймон. Совместная постановка Goodman Theatre и Berkeley Repertory Theatre. Мировая премьера.

Штат Канзас, шестидесятые годы XX века. Родители Дженис — известные общественные активисты. Сама Дженис уходит из семьи и начинает новую жизнь. Когда ей звонят с просьбой выступить на церемонии чествования отца, она должна решить, готова ли считаться со своим политическим наследием и прошлым, которое пыталась забыть… В аннотации к спектаклю написано, что нас ждет “трогательная история о справедливости, наследии, памяти и прощении”. Нам известна драматургия Андерсон. Поставленный в Goodman Theatre спектакль по ее пьесе “Как поймать творение” (“How to Catch Creation”) стал одним из лучших в сезоне 2018-19 годов.

28 января — 26 февраля 2023 года. Albert Theatre. “Тони Стоун” (“Toni Stone”) по пьесе Лидии Даймонд. Режиссер — Рон О Джей Парсон. Премьера в Чикаго.

Еще один офф-Бродвейский хит — сенсационная реальная история о первой женщине, профессионально играющей в бейсбол. У нее отличный удар, и она не понимает, почему ей нельзя играть с мальчиками. Отвергнутая Американской женской профессиональной бейсбольной лигой из-за цвета кожи, Тони намеревается стать первой женщиной, которая будет играть в бейсбольных афроамериканских лигах. Проблемы на поле и за его пределами — от враждебно настроенной толпы до игроков — только укрепляют ее решимость разрушить расистские и сексистские барьеры в спорте. Пьеса создана по книге Марты Акманн “Замечательная история Тони Стоун”.

Лидия Даймонд — еще одно яркое имя в современной драматургии. Она родилась в Детройте. Преподавала во многих университетах США, в том числе — в чикагских: DePaul University, Loyola University, Columbia College Chicago. Резидент-драматург Chicago Dramatists. Лауреат премии Гильдии драматургов Америки (2020 год). Associate professor отделения драматургии University of Illinois at Chicago. В 2002 году в Goodman Theatre состоялась мировая премьера спектакля по ее пьесе “The Gift Horse”, в Writers Theatre шли спектакли по ее пьесам “Stick Fly” (2008 год) и “Smart People” (2016 год).

3 марта — 2 апреля 2023 года. Owen Theatre. “Layalina” по пьесе Мартина Йосифа Зебари (Martin Yousif Zebari). Режиссер — Сиван Баттат. Мировая премьера.

В 2003 году новобрачная Лайал и ее семья готовились эмигрировать из Багдада в один из пригородов Чикаго. Семнадцать лет спустя их жизнь выглядит совершенно другой… Спектакль о том, как распадаются и снова находят друг друга семьи. Пьеса рождалась у нас на глазах. Текст был представлен сначала в серии Гудман-театра Future Labs, читка готового варианта прошла на фестивале театра New Stages.

1-30 апреля 2023 года. Albert Theatre. “Вишневый сад” по пьесе А.Чехова. Режиссер — Роберт Фоллс. Он прощается с нами последней пьесой своего любимого драматурга. Фоллсу всегда были интересны русская драматургия и российский театр. Несколько раз я встречал его на просмотрах спектаклей проекта Stage Russia. На мой вопрос, с чего начался его интерес к российскому театру, режиссер ответил: “Я приехал в Россию первый раз в 1985 году и встретился с Львом Додиным. Его работы в Малом драматическом театре изменили мою жизнь как режиссера, изменили мое понимание театра. Я испытал влияние и других великих театральных режиссеров, таких, как Питер Брук и Ингмар Бергман. Можно назвать сотни имен, но эти три имени — в первом ряду. В середине восьмидесятых Малый драматический театр не был официально признан и обласкан властью, как другие театры в Москве и Санкт-Петербурге. Я приложил немало усилий, чтобы показать спектакли Додина в Америке и Лондоне. Я дважды ездил на его спектакли: в 1987 и 1989 годах. В Москве я видел прекрасные спектакли Эфроса, Любимова. Спустя годы, когда я готовился к постановке “Чайки”, несколько раз приезжал в Москву, встречался с российскими режиссерами, смотрел их работы. Я все время интересовался и продолжаю интересоваться русским театром”.

Роберт Фоллс. Фото - Goodman Theatre
Роберт Фоллс. Фото — Goodman Theatre

17 января 2013 года театральный мир отметил стопятидесятилетие со дня рождения Станиславского — создателя Московского Художественного театра и актерской системы, определившей путь развития мирового театра в ХХ веке. В МХТ имени Чехова прошла научная конференция “Станиславский и мировой театр”. Американская театральная делегация была представлена актером Мюрреем Абрахамом, директором факультета искусств Emerson College (Бостон) Робертом Орчардом, основателем Театрального центра Ю.О’Нила Джорджем Уайтом (штат Коннектикут) и нашим героем. Роберт Фоллс выступил на конференции с речью и был награжден премией Саввы Морозова. Фоллс говорит: “Уроки Станиславского я использую на каждой репетиции. Многие принимают его систему как должное, не задумываясь, что его методология навсегда изменила сами принципы театрального искусства. Станиславский принес в театр реализм и то, что мы называем “правдой жизни”. Во время выступления в Москве я говорил о первых гастролях труппы МХТ в США в сезоне 1922-23 годов. Эти гастроли оказали глубокое влияние на американских актеров, режиссеров, педагогов. То, что мы видим ежедневно в кино, на телевидении — сама американская манера игры — вышла из Станиславского в смысле погружения в характер героев, использования эмоциональной памяти и системного построения роли. Мы — наследники системы Станиславского в гораздо большей степени, чем театры Великобритании, Германии, Франции. Для меня Станиславский — человек, создавший театральную базу, которую мы все должны знать. Это как джазовая импровизация на фортепиано: чтобы по-настоящему хорошо играть джаз, надо знать основы классической музыки. Поэтому Станиславский остается для меня необычайно современным. Об этом я как раз говорил на конференции”. В Гудман-театре Фоллс трижды ставил пьесы Чехова: “Три сестры” (сезон 1994-95 годов), “Чайка” (сезон 2010-11 годов), “Дядя Ваня” (сезон 2016-17 годов).

28 апреля — 28 мая 2023 года. Owen Theatre. “Antonio’s Song/I Was Dreaming of a Son” по пьесе Дейл Орландерсмит и Антонио Эдвардса Суареша. Постановка Milwaukee Repertory Theater (премьера состоялась 26 января 2022 года). Режиссер — художественный руководитель Milwaukee Repertory Theater Марк Климентс.

В аннотации к спектаклю сказано: “Поэтическое путешествие танцора-художника-отца, пытающегося найти баланс между своими увлечениями: искусством, культурой, семьей. От улиц Бруклина до российских балетных студий Антонио изо всех сил пытается примирить множество этнических идентичностей. Он борется со стереотипами мужественности, открывая для себя красоту отцовства. В этом спектакле поэзия вступает в союз с движениями, музыкой и видеопроекциями, чтобы создать совершенно уникальное представление”.

13 июня — 23 июля 2023 года. Albert Theatre. “The Who’s Tommy”. Рок-опера лауреата премии “Тони” Пита Таунсенда по книге Таунсенда и лауреата премии “Тони” Деса Макануффа. Режиссер — Дес Маканафф. Спектакль посвящен тридцатилетию первой постановки. Написанная в форме рок-оперы история переосмысливает легендарный альбом “Tommy” группы The Who. Мы вновь услышим бессмертные песни “I’m Free”, “See Me, Feel Me”, “Sensation”, “Pinball Wizard”. Основателем, лидером и автором почти всех песен группы является автор рок-оперы, британский гитарист и певец Пит Таунсенд. “Tommy” — четвертый альбом группы, он рассказывает о слепоглухонемом мальчике Томми Уолкере. Запись альбома вышла в мае 1969 года на двух дисках. Впервые в истории на обложке появились новые слова — “рок-опера”. Пройдет несколько лет, и рок-опера станет новым музыкальным жанром. “Иисус Христос — суперзвезда” Э.Л.Уэббера и “Юнона и Авось” А.Рыбникова — достойные продолжатели жанра, начатого Таунсендом и группой The Who.

Пит Таунсенд. Фото - Goodman Theatre
Пит Таунсенд. Фото — Goodman Theatre

С 1 по 18 декабря в театре (Owen Theatre) пройдет восемнадцатый New Stages Festival. В программе, как обычно, — обсуждения и чтение новых пьес. Вход на все мероприятия фестиваля свободный.

Спектакли Goodman Theatre проходят на сценах Albert Theatre (зал на 856 мест) и Owen Theatre (зал на 350 мест). Сезон 2022-23 годов начнется 10 сентября и продлится до августа 2023 года.

Nota bene! Абонементы на спектакли сезона 2022-23 годов — по телефону 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org или в кассе по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Одиночные билеты поступят в продажу позднее.