Goodman Theatre. Два года до столетия

98-й сезон театра

Участники спектакля “Общество Накирема”. Фото - Goodman Theatre
Участники спектакля “Общество Накирема”. Фото - Goodman Theatre

Goodman Theatre — старейший в Чикаго и один из самых старых в Америке театров — на высокой ноте открыл девяносто восьмой (цифра-то какая, до столетия рукой подать) сезон 2023-24 годов. По итогам прошлого сезона театр получил наибольшее количество номинаций на главную театральную премию Чикаго “Джефф” (Jeff Award). Девять спектаклей были удостоены тридцати двух номинаций! Победители станут известны 2 октября, и среди них наверняка будут представители Goodman Theatre.

Новый сезон — первый за тридцать шесть лет сезон без Роберта Фоллса. Художественным руководителем театра с прошлого года является режиссер Сюзан Бут. Сезон называется “Remix Reality” и выглядит очень интересно: классика, новые пьесы, мировая премьера новой версии оперы, мировая премьера мюзикла… Расскажу кратко о спектаклях сезона.

16 сентября — 15 октября 2023 года. “Общество Накирема” (“The Nacirema Society”) по пьесе Перл Клидж. Большая сцена (Albert Theatre). Премьера в Чикаго. Режиссер — Лили-Энн Браун. В главных ролях: Фей Батлер (Грейс Дюбоуз Данбар), Ора Джонс (Кэтрин Адамс Грин), Тайла Аберкрамби (Алфа Кэмпбелл Джексон).

Веселая комедия, как пишет об этой пьесе издание Broadway World, рассказывает о созданном почти сто лет назад обществе Накирема в городе Монтгомери, штат Алабама. Каждый год члены общества приглашают в свои ряды шесть афроамериканских женщин и знакомят их с миром богатства и сладкой жизнью. Для этих дам марши свободы менее интересны, чем присутствие на званых обедах и вечерах. Действие спектакля происходит в 1964 году. Общество Накирема готовится к ежегодному балу. На этот раз одна из главных дам Грейс Дюбоуз Данбар готовится представить свою внучку Грейси… Режиссер Лили-Энн Браун говорит: “Эта пьеса радостная. Она напоминает нам о том, что как бы не был ужасен мир (войны, катастрофы, стихийные бедствия), люди все равно женятся и выходят замуж, взрослеют, отмечают юбилеи. Мы живем и наслаждаемся каждым днем”.

Перл Клидж — всемирно известный драматург, поэт, автор бестселлеров газеты New York Times, первый поэт-лауреат Атланты, артист-резидент атлантского Alliance Theatre. В этом театре в 2019 году состоялась мировая премьера спектакля по последней (пока) пьесе Перл “Angry, Raucous, and Shamelessly Gorgeous”. Поставила спектакль руководившая театром в те годы Сюзан Бут. Режиссер называет Перл дорогой подругой и одним из своих самых любимых американских писателей: “Огаст Уилсон своими пьесами создал канон для афроамериканских актеров, а Перл сделала это для афроамериканских актрис. Ее тексты открыты для всех. “Общество Накирема” — это одновременно и комедия, и романтическая мелодрама, и урок истории. Я очень рада открыть свой первый сезон в Goodman Theatre такой радостной и красивой пьесой”. В этом году исполняется двадцать пять лет со дня премьеры в Чикаго самой известной пьесы Клидж “Блюз для неба Алабамы” (“Blues for an Alabama Sky”). Спектакль поставил Чак Смит на сцене Goodman Theatre. Новый спектакль “Общество Накирема” станет частью чествования драматурга (Pearl Cleage Festival). Ее пьесы собираются ставить еще несколько театров города, включая Black Ensemble Theater, Congo Square Theatre, Definition Theatre, MPAACT, Remy Bumppo Theatre Company.

Чикагский режиссер Лили-Энн Браун давно и успешно ставит в разных театрах страны. Она была художественным руководителем Bailiwick Chicago, работала в 16th Street Theatre, Kokandy Productions, American Theatre Company. В сезоне 2018-19 годов в Goodman Theatre была режиссером мировой премьеры спектакля “Розыгрыш дня” (“Lottery Day”, перевод мой) по пьесе Айка Холтера, летом 2021 года поставила в театре спектакль “Девушки из школы” (“School Girls; Or, the African Mean Girls Play“, перевод мой) по пьесе Джойселин Био.

29 сентября — 29 октября 2023 года. “Луча Теотл” (“Lucha Teotl”) по пьесе и в постановке Кристофера Левина Рамиреса и Джеффа Коланджело. Малая сцена (Owen Theatre). Премьера в Чикаго. Оригинальная идея и разработка — Prism Movement Theater (Даллас, штат Техас). Совместная постановка Goodman Theatre и Chicago Latino Theater Alliance в рамках фестиваля “Destinos 2023”.

Участники спектакля “Луча Теотл”. Фото - Goodman Theatre
Участники спектакля “Луча Теотл”. Фото — Goodman Theatre

На девяносто минут сцена Гудман-театра превратится в профессиональную борцовскую арену. Актеры и борцы-лучадоры (от испанского “luchadores”) в масках, представляющих ацтекских богов, разыграют драматическую историю о семье, чести, традициях. Сюзан Бут комментирует: “Мне нравятся спектакли, которые заставляют зрителей спрашивать: “Это театр?” В самой постановке этого вопроса есть что-то сумасшедшее… Я поражена способностью малой сцены Гудман-театра меняться, приспосабливаясь к конкретным запросам каждого спектакля”.

20 января — 18 февраля 2024 года. “Дорожный патруль” (“Highway Patrol”) по текстам, собранным Джен Сильверман на основе архивов Даны Делани. Большая сцена. Мировая премьера. Режиссер — Майк Донахью.

“@DanaDelany, ты замужем? Если нет, я бы женился на тебе.” Тринадцатилетний фанат актрисы Кэм находится в отчаянной медицинской ситуации. Ему нужна помощь, и он в Твиттере привлекает внимание актрисы Даны Делани. Она быстро вовлекается в интенсивную круглосуточную онлайн-дружбу. Но вскоре Кэм начинает получать совсем другие сообщения от других людей. Их неожиданные откровения поднимают вопрос о том, как далеко мы можем зайти, чтобы любить и быть любимыми… Спектакль, созданный на основе твитов и личных сообщений, отчасти напоминает триллер, отчасти — прекрасную историю любви, отчасти — страшную историю о привидениях. В главной роли — американская актриса, лауреат премии “Эмми” Дана Дилейни, известная по роли Кэтрин Мэйфеер в сериале “Отчаянные домохозяйки” (“Desperate Housewives”, 2004-2012). Сюзан Бут говорит: “Мы живем в эпоху, когда многие люди имеют более значимые отношения в интернете, чем в реальной жизни. Это заставляет меня задаться вопросом, что мы имеем в виду, когда говорим “отношения”. Экстраординарная новая работа Даны Делани, созданная на основе ее собственного жизненного опыта, пытается ответить на этот вопрос”.

Афиши к спектаклям “Дорожный патруль” и “Волшебная флейта из спичечного коробка”
Афиши к спектаклям “Дорожный патруль” и “Волшебная флейта из спичечного коробка”

10 февраля — 10 марта 2024 года. “Волшебная флейта из спичечного коробка” (“The Matchbox Magic Flute”) по пьесе и в постановке Мэри Зиммерман. Малая сцена. Мировая премьера. В своем знаменитом фирменном стиле Мэри Зиммерман задумала новую адаптацию знаменитой оперы Моцарта. Десять актеров и оркестр из пяти человек рассказывают о фантастических приключениях принца Тамино и принцессы Памины. Они сражаются с драконами, человеком-птицей, огнем, водой и подземными коридорами. Сюзан Бут комментирует: “Когда Мэри говорит: “Меня одолевает одна идея”, к этой идее стоит прислушаться. На этот раз она задумала камерное представление “Волшебной флейты” — мечты о том, какой может быть опера для разных возрастов, ушей и глаз”.

2 — 31 марта 2024 года. “Пенелопиада” (“The Penelopiad”) по пьесе Маргарет Этвуд. Большая сцена. Премьера в Чикаго. Режиссер — Сюзан Бут.

Для своей первой постановки в качестве художественного руководителя Гудман-театра Сюзан Бут выбрала ремикс гомеровской “Одиссеи”, созданный одной из самых уважаемых англоязычных писательниц Маргарет Этвуд. Кроме романов и пьес она писала сценарии к фильмам и сериалам, самый известный из них — “Рассказ служанки” (“The Handmaid’s Tale”). Пьеса “Пенелопиада” написана в 2005 году.

13 апреля — 19 мая 2024 года. “Джо Тернер приходит и уходит” (“Joe Turner’s Come and Gone”) по пьесе Огаста Уилсона. Большая сцена. Премьера в Чикаго. Режиссер — Чак Смит. Америка. Второе десятилетие XX века. Геральд Лумис со своей маленькой дочерью ездит по стране в поисках бывшей жены… “Джо Тернер приходит и уходит” — вторая пьеса Уилсона из “Цикла XX века” (другое название — “Питтсбургский цикл”), включающего в себя десять произведений. Каждое из них посвящено одному десятилетию двадцатого века. В этих пьесах речь идет о различных аспектах жизни афроамериканской общины США. Goodman Theatre был первым в мире театром, поставившим все десять пьес драматурга. Первая пьеса цикла шла в театре в 1986 году, последняя — в 2007. За “Цикл XX века” Уилсон получил две Пулитцеровские премии в категории “Лучшее произведение драматического театра” : в 1987 (“Ограды”) и 1990 (“Урок игры на фортепиано”) годах.

10 мая — 9 июня 2024 года. “Английский язык” (“English”) по пьесе Саназ Тусси. Малая сцена. Премьера в Чикаго. Совместная постановка с Guthrie Theater (Миннеаполис). Режиссер — Хамид Дегхани.

Самая интригующая постановка сезона. Дело в том, что Саназ Тусси стала лауреатом Пулитцеровской премии 2023 года в номинации “Драматургия” как раз за пьесу “Английский язык”. Денежный эквивалент премии — $15,000. Пулитцеровский комитет охарактеризовал пьесу Тусси как “сильную драматургию о четырех иранцах, готовящихся к экзамену по английскому языку в школе под Тегераном. Разлука с семьей и ограничения на поездки заставляют их изучать английский язык, который может изменить идентичность и позволить начать новую жизнь”. Действительно, сюжет пьесы довольно прост: четверо говорящих на фарси друзей в иранском городе Карадж готовятся к экзамену по английскому языку. Для каждого из них этот экзамен оказывается чрезвычайно важен: кому-то английский нужен для поступления в медицинский институт, кому-то — для воссоединения семьи, кому-то — для получения грин-карты. Через лабиринт словесных игр и языковых упражнений друзья рассказывают о себе и размышляют о будущем… Думаю, эта пьеса будет интересна всем нам-эмигрантам. Автор размышляет о языке, как о средстве общения и важном аспекте идентичности; о том, как, изучая другой язык, мы получаем новый опыт.

Первая постановка пьесы “Английский язык” состоялась в феврале 2023 года в нью-йоркском Atlantic Theater Company (совместно с Roundabout Theatre Company). Спектакль стал офф-бродвейским хитом и получил Obie Award.

Саназ Тусси — тридцать лет. Она родилась в округе Ориндж (Калифорния) в семье иранских беженцев. (Оказывается, в южной Калифорнии проживает наибольшее количество иранцев за пределами Ирана.) Мать — химик, отец — инженер. Иранская диаспора жила очень дружно. Дети сохранили язык (фарси). По воспоминаниям Саназ, в детстве почти каждые выходные она участвовала в вечеринках. Готовилась стать юристом, поступила в университет Калифорнии (Санта-Барбара). Поменять юриспруденцию на драматургию ее заставила пьеса Эми Херцог “Четыре тысячи миль”, которую она посмотрела в South Coast Repertory. Втайне от родителей она подала заявление в Нью-Йоркский университет. Когда ее приняли, призналась матери. Возражений не последовало. “Мои родители всегда хотели, чтобы я была счастлива.” В 2018 году Саназ закончила NYU Tisch’s playwriting program. За последний год получила заказы на новые пьесы от Williamstown Theatre Festival, Manhattan Theatre Club, South Coast Repertory, IAMA Theatre, Oregon Shakespeare Festival. Одна из авторов сценария сериала “A League of Their Own”, выходящего на платформе Amazon Prime.

18 ноября — 31 декабря. “Рождественская сказка” (“A Christmas Carol”) по рассказам Ч.Диккенса. Адаптация Тома Кримера. Режиссер — Джессика Тебус. Большая сцена. Этот спектакль идет в театре сорок шестой сезон (!) подряд. Адаптация текста для сцены принадлежит чикагскому драматургу Тому Кримеру. Театральный рассказ о счастливом перерождении “старого греховодника и скволыги“ Эбенезера Скруджа, умевшего “выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать”, в “хорошего и пушистого” джентльмена получился по-настоящему традиционным в лучшем смысле этого слова. Спектакль приобрел огромную популярность в Чикаго, его посетили более полутора миллионов человек. Среди зрителей наверняка есть уже дети тех, кто видел его в прошлом. За эти годы спектакль ставили восемь режиссеров, роль Скруджа в молодости исполняли тридцать два мальчика, роль взрослого Скруджа — восемь актеров. Пятнадцатый год в роли Скруджа мы увидим замечательного чикагского актера Ларри Яндо. В этом году он номинирован на премию “Джефф” как лучший исполнитель главной роли. От души желаю ему победы!

Девятнадцатый год подряд в ноябре и декабре в Goodman Theatre (малая сцена — Owen Theatre) пройдет Фестиваль современной драматургии (New Stages Festival). В программе, как обычно, — чтения и обсуждения новых пьес: одних — в развитии, других — в формате сценической читки.

Фестиваль открылся в 2004 году. За прошедшие годы на нем были представлены более ста новых пьес. Фестиваль превратился для молодых авторов в место поисков, экспериментов и новых идей. Многие пьесы, впервые прозвучавшие на фестивале, получили впоследствии счастливую сценическую жизнь. Приведу пример нескольких последних сезонов. По шести открытым на фестивале пьесам в Goodman Theatre были поставлены спектакли (все — мировые премьеры), и пьесы эти разлетелись по театрам страны. Вот они: “Мы живы недолго” (“We’re Only Alive for A Short Amount of Time”) Дэвида Кейла (режиссер — Роберт Фоллс), “Как поймать творение” (“How to Catch Creation”) Кристины Андерсон (режиссер — Нигел Смит), “Леди в Дании” (“Lady in Denmark”) Дэйла Орландерсмита (режиссер — Чай Джу), “Сумеречная чаша” (“Twilight Bowl”) Ребекки Гилман (режиссер — Эрика Вайс), “Розыгрыш дня” (“Lottery Day”) Айка Холтера (режиссер — Лили-Энн Браун), “Ночная смена” (“Graveyard Shift“) Корд Аррингтон Татл (режиссер — Даня Таймор). Назову еще две пьесы, читки которых прошли на фестивале, а потом театр представил спектакли по ним — “Время не отпускает” (“Smokefall”) Ноа Хэйдла (режиссер — Энн Кауфман), “Ruined” Линн Ноттедж (за эту пьесу автор получила Пулитцеровскую премию, режиссер — Кейт Хориски). Советую всем театралам присмотреться к пьесам фестиваля. Возможно, среди них окажутся шедевры завтрашнего дня. Куратор фестиваля — руководитель программы современной драматургии (Director of New Works) Джонатан Грин. Вход на все мероприятия фестиваля свободный.

Весной 2024 года в Goodman Theatre будет поставлен новый мюзикл. Подробности пока не сообщаются. В январе 2025 года на Большой сцене состоится мировая премьера мюзикла “Женские проблемы. Историческая пьеса” (“Female Troubles. A Period Piece”) Кертиса Мура и Аманды Грин по сценарию Габриэлы Аллан и Дженнифер Криттенден. Это — музыкальная комедия, написанная лауреатами премии “Эмми”, сценаристами сериалов “Сайнфелд” (“Seinfeld”, 1989-1998) и “Вице-президент” (“Veep”, 2012-19). Главная героиня спектакля — незамужняя беременная Элинор Бентон. Учитывая, что действие спектакля происходит в начале XIX века в глубинке Великобритании, можно понять беспокойство девушки. Элинор с подругами отправляются в Лондон в поисках услуг мадам Рестелл — известной акушерки, рекламирующей лекарства для женщин с “женскими проблемами”. Через призму прошлого спектакль комментирует настоящее, задавая вопрос: “Можете ли вы поверить, что это дерьмо все еще происходит?”

Сюзан Бут комментирует: “Команда блестящих артистов собралась вместе, чтобы создать совершенно оригинальное произведение о праве женщин на аборты. “Женские проблемы…” проникают в самое сердце современного американского общества”.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2023-24 годов — по телефону 312-443-3800, на сайте GoodmanTheatre.org/Remix или в кассе театра по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601.