“Федора”, “Лоэнгрин”, “Чемпион”

The Met: Live in HD

Соня Йончева в спектакле “Федора”. Фото - Paola Kudacki/Met Opera
Соня Йончева в спектакле “Федора”. Фото - Paola Kudacki/Met Opera

Продолжается шестнадцатый сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). Первые три трансляции прошли в этом году, впереди еще девять. Расскажу о четырех.

14 и 18 января 2023 года. “Федора” У.Джордано. Новая постановка. Дирижер — Марко Армилиато. Режиссер — Дэвид Маквикар. В главных партиях: Федора — Соня Йончева, Ольга — Роза Феола, Лорис Ипанов — Петр Бечала, Де Сирье — Артур Ручински.

Захватывающая драма Умберто Джордано возвращается на сцену Метрополитен-оперы впервые за двадцать пять лет. Действие оперы разворачивается во дворце в Санкт-Петербурге, модном парижском салоне и на живописной вилле в швейцарских Альпах. Соня Йончева дебютировала в партии Федоры осенью в Ла Скала. Оперный критик Вадим Журавлев был на этом спектакле, и пение Йончевой его не впечатлило. Он подробно рассказал о “Федоре” в одном из ноябрьских выпусков программы “Сумерки богов”. Что касается меня, то я, скорее, многого жду от итальянской певицы Розы Феолы в партии Ольги. Я помню ее замечательную Джильду в “Риголетто” Дж.Верди (Лирик-опера, сезон 2017-18 годов) и выступления с ЧСО и маэстро Риккардо Мути. Роза закончила Римскую консерваторию в 2008 году. Стажировалась в Академии Санта-Чечилия у великой Ренаты Скотто. Дебют Феолы состоялся в 2009 году в Академии в партии Коринны в концертном исполнении оперы Дж.Россини “Путешествие в Реймс”. Оркестром дирижировал Кент Нагано. Несколько раз Феола повторила эту партию, в том числе в постановке Оперного театра Цюриха. В 2010 году Феола завоевала три премии на Международном конкурсе Пласидо Доминго Operalia и с тех пор уверенно выступает на крупнейших оперных сценах мира. Вся Европа говорила о ее Эльвире в опере Беллини “Пуритане” — эту партию она исполнила в Национальной опере Уэльса в 2015 году.

С маэстро Мути молодая певица впервые встретилась на прослушивании перед премьерой малоизвестной оперы Саверио Меркаданте “I due Figaro” в Театре Алигьери (Равенна, 2011 год). Феола рассказывает: “Я заболела, но все равно поехала. Плакала всю дорогу, потому что была уверена, что потеряю свой шанс. Маэстро был очень мил и отложил прослушивание. Я была так счастлива, когда после этого он выбрал меня”.

Они продолжают регулярно работать вместе. Именно с Мути мы слышали в Чикаго Розу Феолу пять раз — больше, чем кого бы то ни было! Четыре раза она участвовала в концертах Чикагского симфонического оркестра: в сентябре 2012 года — в кантате Карла Орфа “Кармина Бурана” (это был американский дебют певицы); в феврале 2014 года — в Мессе ля-бемоль мажор Ф.Шуберта; в феврале 2015 года — в “Реквиеме” В.А.Моцарта, в апреле 2016 года — в Четвертой симфонии Г.Малера. А самым запоминающимся было ее участие в партии Нанетты в концертном исполнении оперы Дж.Верди “Фальстаф” (апрель 2016 года). Как видите, маэстро Мути ценит Розу и часто приглашает ее в свои концерты и спектакли.

18 и 22 марта 2023 года. “Лоэнгрин” Р.Вагнера. Новая постановка. Дирижер — Янник Незе-Сеген. Режиссер — Франсуа Жирар. В главных партиях: Лоэнгрин — Петр Бечала, Генрих — Гюнтер Гройссбек, Эльза — Тамара Уилсон, Фридрих Тельрамунд — Евгений Никитин, Ортруда — Кристин Герке.

Петр Бечала в спектакле “Лоэнгрин”. Фото - Paola Kudacki/Met Opera
Петр Бечала в спектакле “Лоэнгрин”. Фото — Paola Kudacki/Met Opera

После семнадцатилетнего перерыва снова в МЕТ “Лоэнгрин”. На этот раз — в постановке французского режиссера Франсуа Жирара. Он известен работами в кино, в особенности картинами “Красная скрипка” (“The Red Violin”, 1998), “Шелк” (“Silk”, 2007) и недавней “Песней имен” (“The Song of Names”, 2019). Жирар продюсировал два шоу Cirque du Soleil — “Zed” и “Zarkana”. В МЕТ прославился постановкой вагнеровского “Парсифаля” в сезоне 2013-14 годов.

Вторая подряд опера с участием замечательного польского тенора Петра Бечалы. Интересно будет услышать его в вагнеровском репертуаре. В партии Ортруды — наша старая знакомая Кристин Герке. Американская певица дебютировала в Лирик-опере в сезоне 2012-13 годов в главной партии в “Электре“ Р.Штрауса, в сезоне 2016-17 годов исполнила партию Кассандры в “Троянцах“ Г.Берлиоза, в сезонах 2017-18 и 2018-19 годов пела Брунгильду (соответственно) в “Валькирии“ и “Зигфриде“. Ожидалось, что весной 2020 года она вернется в Чикаго, чтобы спеть Брунгильду в “Гибели богов” и полном цикле “Кольца нибелунга”, но из-за пандемии коронавируса спектакли пришлось отменить.

1 и 5 апреля 2023 года. “Фальстаф” Дж.Верди. Дирижер — Даниэле Рустиони. Режиссер — Роберт Карсен. В главных партиях: Фальстаф — Михаэль Волле, Алиса Форд — Айлин Перес, Нанетта — Парк Хера Хесанг, Форд — Кристофер Малтман, Фентон — Богдан Волков, Миссис Квикли — Мари Николь Лемье, Мэг Пэдж — Дженнифер Джонсон Кано.

Сцена из спектакля “Фальстаф”. Фото - Ken Howard/Met Opera
Сцена из спектакля “Фальстаф”. Фото — Ken Howard/Met Opera

Либретто Арриго Бойто основано на комедии У.Шекспира “Виндзорские проказницы” и сценах из его исторической хроники “Генрих IV”. Мы увидим возобновление постановки Карсена 2019 года. Первая вердиевская роль в МЕТ ведущего немецкого баритона Михаэля Волле. В партии Фентона — Богдан Волков, сделавший себе карьеру после замечательного исполнения партии царевича Гвидона в опере “Сказка о царе Салтане” Н.Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова (Брюссельская опера). Я видел этот спектакль онлайн во время пандемии и остался под большим впечатлением от голоса и актерской игры Волкова. К сожалению, в Чикаго мы певца пока не видели.

15 и 19 апреля 2023 года. “Кавалер розы” Р.Штрауса. Дирижер — Симона Янг. Режиссер — Роберт Карсен. В главных партиях: Маршальша — Лиз Дэвидсон, Барон Окс — Гюнтер Гройссбек, Октавиан — Изабель Леонард, Софи — Эрин Морли, Аннина — Кэтрин Голднер, Фаниналь — Маркус Брюк.

Возобновление еще одной постановки Карсена. Интерес представляет дебют американской певицы Лиз Дэвидсон в партии Маршальши.

Сцена из спектакля “Кавалер розы”. Фото - Karen Almond/Met Opera
Сцена из спектакля “Кавалер розы”. Фото — Karen Almond/Met Opera

Дирижер Симона Янг родилась в Сиднее. Большую часть времени проводит в Европе, работая с симфоническими и оперными оркестрами. С 2005 до 2015 годов была художественным руководителем Гамбургской оперы и музыкальным руководителем Гамбургского филармонического оркестра. Специализируется на музыке Вагнера, Брукнера и Штрауса. В Чикаго Янг выступила впервые летом 2017 года на Grant Park Music Festival. С Оркестром Грант-парка, среди других произведений, исполнила сюиту “Headbanger“ своего соотечественника, австралийского композитора Мэтью Хиндсона.

Симона Янг признается: “Моей главной любовью всегда была и остается опера”. С ЧСО Янг дебютировала в июне 2019 года с Пятой симфонической поэмой (“Прометей”) Ф.Листа, фрагментами из оперы “Гибель богов” Р.Вагнера и Первым фортепианным квартетом И.Брамса в переложении для оркестра А.Шенберга.

Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas.