Эпоха скульптуры

Лорадо Задок Тафт (29 апреля 1860 – 30 октября 1936) – американский скульптор, писатель и педагог. Автор ряда работ, во многом определивших художественный облик Чикаго. Оказал значительное влияние на развитие американского скульптурного искусства.

Тафт родился в Элмвуде, штат Иллинойс. Его отец был профессором геологии в Иллинойском Промышленном Университете. Получив домашнее образование, Тафт защитил степень бакалавра в 1879-м году и степень магистра в 1880-м в университете, где работал его отец.

После получения степени магистра он уехал в Париж, чтобы изучать скульптуру. Он посещал Национальную школу изящных искусств с 1880-го по 1883-й год и учился у Огюстена Дюмона, Жан-Мари Боннасье и Жюля Томаса. Его послужной список был выдающимся; он был назван «лучшим студентом» в своей студии и дважды выставлялся в Парижском салоне (Salon de Paris, основан в 1667-м году).

По возвращении в Соединенные Штаты в 1886-м году Тафт поселился в Чикаго. Он преподавал в школе Чикагского института искусств до 1929-го года. Помимо работы в глине и гипсе, Тафт обучал своих учеников резьбе по мрамору и поощрял их работать над групповыми проектами. Он также читал лекции в Чикагском университете и Иллинойском университете.

В 1892-м году, когда художественное сообщество Чикаго готовилось к Всемирной колумбийской выставке 1893-го года, главный архитектор Дэниел Бернхэм обратился к Тафту, выразив свою озабоченность по поводу того, что скульптурные украшения зданий могут быть не закончены вовремя. Тафт спросил, может ли он нанять некоторых из своих студенток в качестве помощниц для работ по украшению выставки – в то время женщины не считались приемлемыми скульпторами. Бернхэм ответил: «Наймите кого угодно, даже белых кроликов, если они сделают работу”. Благодаря этому разговору возникла группа талантливых женщин-скульпторов, получивших известность как «Белые кролики» – от случайной фразы Бернхэма. В группу вошли Энид Янделл, Кэрол Брукс Макнил, Бесси Поттер Вонно, Джанет Скаддер, Джулия Брэкен и Эллен Ранкин Копп.

Эта история содействовала улучшению положения женщин-скульпторов, что считается одной из заслуг Тафта.

Постепенно Тафт становится в один ряд с ведущими скульпторами своего времени, а его красноречие и убедительная манера писать сделали его вместе с Фредериком Ракстуллом заметным деятелем консервативного направления скульптуры – Лорадо часто выступал против “современных” и абстрактных тенденций в искусстве, которые развивались в то время.

Частые лекционные туры Тафта для движения Шатокуа добавили ему популярности и сделали знаменитостью. (Шатокуа — американское общественное движение по распространению образования среди взрослых жителей отдалённых сельских районов, существовавшее преимущественно в конце XIX — начале XX веков. Название движения связано с озером Шатокуа, где были проведены первые подобные занятия).

В 1898 году Тафт стал одним из основателей “Художественной колонии Орлиное гнездо” в небольшом городке Орегон, штат Иллинойс (Eagle’s Nest Art Colony, также известная как Lorado Taft Field Campus).

Некоторые писательские работы Тафта стали даже более известны, чем его скульптуры.

В 1903 году Тафт опубликовал «Историю американской скульптуры» – издание стало первой книгой, посвящённой данному предмету. Переизданная в 1925 году отредактированная версия книги оставалась наиболее значительным исследованием в этой области вплоть до 1968 года, когда Уэйн Крэйвен опубликовал книгу под названием “Скульптура в Америке”.

В 1912 году Тафт спроектировал фонтан Колумба на Юнион Стейшн в Вашингтоне, округ Колумбия, в сотрудничестве с Дэниелом Бернхэмом.

В 1921 году Тафт опубликовал книгу “Современные тенденции в скульптуре» – сборник, основанный на его лекциях в Чикагском Институте Искусств. На этих страницах он предложил свой взгляд на развитие европейской скульптуры – эта книга и в наши дни считается лучшим обзором американской скульптуры начала 20-го века.

Тафт был членом “Национальной академии дизайна”, “Национального института искусств и литературы” и “Американской академии искусств и литературы”. Он возглавлял “Национальное общество скульптуры” в 1920-х годах, выставляясь на выставках 1923 и 1929 годов, заседал в Совете “художественных советников” Иллинойса (Board of Art Advisors of Illinois). Он состоял в “Американской Комиссии изобразительных искусств” с 1925 по 1929 год, был почетным членом “Американского института архитекторов”.

Его работы находятся в коллекциях “Смитсоновского архива американского искусства”, Иллинойского университета и Чикагского института искусств.

Он поддерживал связи со своей “альма-матер” на протяжении всей своей жизни. (Его связь с Иллинойским Университетом отмечена улицей, названной в его честь.) В 1929 году он посвятил университету свою скульптуру Alma Mater, расположенную в кампусе учебного заведения. Тафт представлял себе свою “альма-матер” как великодушную и красивую женщину, высотой около 4,3 м, одетую в классические драпировки, поднимающуюся с трона и делающую шаг вперед с протянутыми руками в жесте щедрого приветствия своим детям. Две фигуры позади неё с обеих сторон символизируют девиз университета – обучение и труд.

Тафт вёл активную творческую жизнь до самых последних дней. За неделю до смерти он посетил церемонию открытия своей скульптуры в честь дебатов Линкольна-Дугласа в Куинси, штат Иллинойс.

В 1936 году он умер в своей студии в Чикаго.

Лорадо Тафт получил множество наград, премий и почетных званий. В 1965 году здание, где он работал в Чикаго, на 6016 Ingleside Avenue (поначалу, в 1906 году, представлявшее из себя кирпичный сарай), было объявлено “Национальной исторической достопримечательностью” и получило имя – Lorado Taft Midway Studios.

Основные работы Лорадо Тафта в штате Иллинойс:

  • Eternal Silence (1909), Graceland Cemetery, Chicago.
  • Fountain of Time (1910–22), Midway Plaisance, Chicago.
  • Lincoln the Lawyer (1929), Urbana
  • The Crusader (1931), Graceland Cemetery, Chicago.
  • Lincoln – Douglas Debate, Quincy, October 13, 1858. (1936), Quincy.
  • Heald Square Monument (1936–41), Chicago. Completed by Leonard Crunelle, Nellie Walker and Fred Torrey.
  • The Soldiers’ Monument (1916), Oregon.
  • Two Boys with Dolphins (ca. 1920), Oregon.
  • Fountain of the Great Lakes (1907–13), Art Institute of Chicago.
  • Black Hawk Statue (1908–11), Lowden State Park, Oregon.
  • The Solitude of the Soul (1911–14), Art Institute of Chicago.
  • Seated Woman With Children (1915), Chicago.
  • Fountain of Creation (1933, unfinished), at the Library of the University of Illinois at Urbana-Champaign.