ЧСО в гости к нам

Концерты оркестра на радио

Чикагский симфонический центр. Фото - Тодд Розенберг
Чикагский симфонический центр. Фото - Тодд Розенберг

1891 год. В Англии, в лондонском журнале Strand Magazine Артур Конан-Дойль начинает печатать серию рассказов под общим названием “Приключения Шерлока Холмса”. Книга вошла в историю литературы как эталон детективного жанра.

В России Петр Ильич Чайковский заканчивает партитуру балета “Щелкунчик” — бессмертного произведения, украшающего лучшие сцены мира и через сто тридцать лет после его создания.

В США, в штате Иллинойс, в городе Чикаго дирижер Теодор Томас создает симфонический оркестр и дает ему название — Чикагский оркестр. C января 1905 года он называется “Чикагский оркестр, основанный Теодором Томасом”, с апреля 1905 года — “Оркестр Теодора Томаса”, с февраля 1913 — Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО).

Кто он, этот Теодор Томас? Антон Рубинштейн говорил о нем: “Никто не аккомпанировал мне лучше, чем Теодор Томас и его оркестр”, а Эжен Изаи называл Томаса “величайшим дирижером в мире”.

Величайший дирижер в мире, родившийся в немецком городе Эссене 11 октября 1835 года и прибывший в десятилетнем возрасте с родителями в Нью-Йорк, как говорится, “создал себя сам”. Он самостоятельно научился играть на скрипке, валторне и зарабатывал на пропитание игрой на свадьбах, а также в морском духовом оркестре. На изготовленных собственноручно афишах, оповещающих о его сольных концертах, он писал: “Мастер Теодор Томас-вундеркинд”. Ему было тогда десять лет!..

Большую роль в музыкальном формировании Томаса сыграла дружба с пианистом и композитором Уильямом Мэсоном, учеником Листа и Мошелеса, известным в свое время автором салонных пьес для фортепиано. Совместно с Мэсоном Томас основал Фортепианный квинтет, в составе которого переиграл почти весь классический камерный репертуар.

Рождение Томаса-дирижера состоялось в 1858 году, когда ему было всего двадцать три года. А дальше — бесконечные странствия по Америке с самыми разными оркестрами и передвижными оперными труппами. Такая жизнь продолжалась на протяжении тридцати двух лет, до 1890 года, до тех пор, пока пятьдесят крупных чикагских бизнесменов не решили пожертвовать по одной тысяче долларов на создание в Чикаго симфонического оркестра. Известен даже точный день, когда в одном из чикагских клубов состоялась встреча членов Ассоциации Чикагского оркестра. Было это 17 декабря 1890 года. В начале 1891 года появилась первая афиша оркестра, 16 октября того же года Теодор Томас выступил в качестве дирижера на первом публичном выступлении Чикагского оркестра в театре “Auditorium”. Буквально с первого месяца своего образования оркестр ведет бурную гастрольную жизнь: первый тур оркестра состоялся в конце октября 1891 года. Оркестр гастролировал в Рокфорде, Милуоки и Луисвилле. В 1892 году оркестр выступил на Всемирной выставке в Чикаго, с ним играли Игнатий Педеревский и Антонин Дворжак.

В 1892 году Теодор Томас официально становится первым музыкальным руководителем ЧСО. 8 декабря 1893 года оркестр участвует в торжественной церемонии открытия чикагского Арт-Института. Начинается эра Чикагского симфонического…

Теодор Томас. Фото - Courtesy of the Rosenthal Archives of the CSO
Теодор Томас. Фото — Courtesy of the Rosenthal Archives of the CSO

Теодор Томас дал первый мощный толчок оркестру; он собрал и воспитал этот организм, заложил основы репертуарной политики, регулярно помещая в свои программы так называемые “непопулярные”, “некассовые”, “непонятные народу” произведения. На деле же эти произведения были непонятны не народу, который просто ломился на концерты оркестра, а критикам, начавшим яростно нападать на Теодора Томаса за “чересчур усложненные”, по их мнению, программы концертов. Томаса поддерживали музыканты оркестра. Среди них был Фредерик Сток — концертмейстер группы альтов, после смерти Теодора Томаса в 1905 году ставший музыкальным руководителем ЧСО. Тридцать семь лет Сток руководил Чикагским симфоническим — самый большой отрезок времени в истории оркестра и одно из самых плодотворных сотрудничеств в истории мировой музыки. Дольше него оркестром руководил только Евгений Мравинский, более полувека работавший с Ленинградским филармоническим оркестром.

За период правления Теодора Томаса и Фредерика Стока в Чикаго состоялись мировые и американские премьеры таких сочинений, как “Тиль Уленшпигель” Рихарда Штрауса, “Тамара” Милия Балакирева, “Восточная рапсодия” и сюита “Из Средних веков” Александра Глазунова, “Симфония в До” Игоря Стравинского, Концерт для оркестра Золтана Кодая, “Танцевальная сюита” Белы Бартока, Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева, Седьмая симфония Густава Малера, Двенадцатая, Тринадцатая, Пятнадцатая и Двадцать первая симфонии Николая Мясковского. К музыке Мясковского Фредерик Сток испытывал особое пристрастие. ЧСО впервые в Америке исполнил и “Щелкунчик” Чайковского.

Фредерик Сток. Фото - Courtesy of the Rosenthal Archives of the CSO
Фредерик Сток. Фото — Courtesy of the Rosenthal Archives of the CSO

Это был экскурс в историю, а теперь о дне сегодняшнем. Продолжается фестиваль лучших записей ЧСО, сделанных в разные годы с разными дирижерами. Серия концертов под общим названием “From the CSO’s Archives: Maestro’s Choice” проходит по вторникам в 8.00 pm по чикагскому радио, на волне классической музыки WFMT-FM (98.7). Записи для радиотрансляций отобраны музыкальным руководителем оркестра маэстро Риккардо Мути. Вот что нас ждет в ближайшее время.

4 августа. Шестой (с 1953 до 1962 годов) музыкальный руководитель ЧСО Фриц Райнер дирижирует произведениями Вагнера, Бартока и Чайковского. В программе: Увертюра к опере “Лоэнгрин” (запись с концертов марта 1960 года) и фрагмент “Страстная пятница” из оперы “Парсифаль” Р.Вагнера (запись с концертов марта 1958 года), Второй скрипичный концерт Б.Бартока (солист — Иегуди Менухин, запись с концертов октября 1957 года), Четвертая симфония П.Чайковского (запись с концертов ноября 1957 года).

Один из величайших скрипачей мира Иегуди Менухин был частым гостем Чикагского симфонического центра. Он выступал с ЧСО на протяжении почти сорока лет.

11 августа. В этот день прозвучат масштабные хоровые произведения композиторов-классиков. В программе: Коронационная месса до мажор В.А.Моцарта (солисты — Люция Попп, сопрано; Мира Закаи, меццо-сопрано; Александр Оливье, тенор; Малькольм Кинг, бас; ЧСО, дирижер — пятый, с 1950 до 1953 годов, музыкальный руководитель Рафаэль Кубелик; Чикагский симфонический хор, хормейстер — основательница хора Маргарет Хиллис; запись с концертов марта 1980 года), “Песнь духов над водами” (мужская группа Чикагского симфонического хора, хормейстер – М.Хиллис; ЧСО, дирижер — девятый, с 1991 по 2006 годов, музыкальный руководитель Даниэль Баренбойм; запись с концертов мая 1991 года) и Двадцать третий псалом “Господь — пастырь мой” Ф.Шуберта для женского хора и фортепиано (женская группа Чикагского симфонического хора, хормейстер — Дуайн Вулф, за роялем — Д.Баренбойм; запись с концертов октября 1996 года), песня “Огненный всадник” Хуго Вольфа в переложении для хора (Чикагский симфонический хор, хормейстер — Д.Вулф; ЧСО, дирижер — Д.Баренбойм; запись с концертов сентября 1994 года), оратория “Христос на Масличной горе” Л.ван Бетховена (солисты — Лора Айкин, сопрано; Бен Хеппнер, тенор; Рене Папе, бас; Чикагский симфонический хор, хормейстер — Д.Вулф; ЧСО, дирижер — Д.Баренбойм; запись с концертов февраля 1996 года).

18 августа. Вечер начнется с пьесы “Легенды Херлена” монгольского композитора Бямбасурэнгийна Шарава (1952-2019). Исполнители: ансамбль “Шелковый путь”, Йо Йо Ма — он играет на монгольском струнном инструменте моринхур; вокалист — Хонгорзул Ганбаатар; Джей Фридман, Майкл Мулкахи и Чарльз Вернон, тромбоны; Джозеф Гремли, Марк Сутер и Шейн Шанахан, ударные инструменты; Джоэл Фан, фортепиано (запись с концертов апреля 2007 года, входит в диск “Traditions and Transformations…” лейбла CSO Resound). В программе также — Шестая симфония Г.Малера. За дирижерским пультом — главный дирижер ЧСО с 2006 по 2010 годы Бернард Хайтинк. Запись с концертов октября 2007 года, входит в диск лейбла CSO Resound. В 2008 году за альбом “Традиции и трансформации: звуки “Шелкового пути” (“Traditions and Transformations: Sounds of Silk Road Chicago”) звукоинженер Кристофер Уиллис получил премию “Грэмми”.

Ансамбль “Шелковый путь” основан в 1998 году выдающимся виолончелистом современности Йо Йо Ма. В составе ансамбля — музыканты Центральной и Восточной Азии. Целью создания нового музыкального коллектива было способствовать изучению культурных, художественных и образовательных традиций в местах прохождения античного торгового маршрута “Шелковый путь”, который тянулся от Средиземного моря до Тихого океана. Музыканту хотелось изучить культурное наследие стран, через которые проходил “Шелковый путь”, и выявить отголоски этого наследия в современном мире. Йо Йо Ма называет “Шелковый путь” “интернетом древнего мира”. Он говорит: “В странах “Шелкового пути” проживает более половины населения земного шара. Основная идея создания музыкального ансамбля — понять наше настоящее, обращаясь к прошлому и изучая историю связей между народами”.

С ансамблем “Шелковый путь” Йо-Йо Ма неоднократно гастролировал в Чикаго.

Пьеса “Легенды Херлена” написана по заказу “Шелкового пути”.

Записи всех концертов доступны на сайте www.wfmt.com/programs/maestros-choice/. Все видеоматериалы ЧСО — на YouTube-канале: www.youtube.com/user/csowebmaster/featured. Много видеоматериалов и фрагментов концертов — на YouTube-канале Риккардо Мути: www.youtube.com/user/riccardomutichannel. Все подробности о ЧСО — на официальном сайте cso.org/home/ и специально созданной странице “CSO From Home” csosoundsandstories.org/category/cso-from-home/.

Концерты серии “CSO From Home” пройдут до 15 сентября. О программах конца августа — сентября я расскажу в ближайших выпусках Музыкального обозрения.