ЧСО. Первые концерты 134-го сезона

Новости об оркестре и музыкантах

Клаус Мякеля. Фото - Тодд Розенберг
Клаус Мякеля. Фото - Тодд Розенберг

19 сентября открывается новый, сто тридцать четвертый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). Главная новость известна еще с весны — новым, одиннадцатым музыкальным руководителем оркестра станет маэстро из Финляндии Клаус Мякеля. Пятилетний контракт дирижера начинается с сезона 2027-28 годов. Он будет проводить с оркестром четырнадцать недель каждый сезон: десять — концерты в Чикаго, четыре — поездки с оркестром (туры по США и/или международные туры). Сегодня Клаус Мякеля находится в позиции избранного руководителя (Director Designate).

Маэстро Риккардо Мути остается с оркестром в качестве почетного пожизненного дирижера-лауреата (Music Director Emeritus for Life). Маэстро продирижирует двумя программами в октябре-ноябре. В первой прозвучат произведения Л.ван Бетховена (Пятый фортепианный концерт, солистка — Митсуко Учида, и Третья (“Героическая”) симфония), во второй — мировая премьера написанного по заказу ЧСО нового сочинения американского композитора аргентинского происхождения, бывшего композитора-резидента ЧСО Освальдо Голихова, сюита из фильма “Мегаполис” (“Megalopolis”) Фрэнсиса Форда Копполы. Мировая премьера картины состоялась на 77-м Каннском МКФ в мае.

Риккардо Мути дирижирует ЧСО. Фото - Тодд Розенберг
Риккардо Мути дирижирует ЧСО. Фото — Тодд Розенберг

Как обычно, перед началом сезона — об изменениях в составе оркестра. На пенсию уходят два музыканта — ударник Джеймс Росс и виолончелист Лорен Браун. В составе ЧСО Росс с 1979 года, его стаж насчитывает сорок пять лет, последний концерт состоялся на Музыкальном фестивале Равиния 18 августа. Браун в ЧСО с 1985 года, он находится в составе оркестра тридцать девять лет, последний раз выступал с оркестром в 2023 году. Оба музыканта получат медали Теодора Томаса за многолетнее служение оркестру (Theodore Thomas Medallion for Distinguished Service). Давняя традиция ЧСО, когда каждый уходящий на пенсию музыкант получает такую медаль, продолжается! На лицевой стороне медали, подвешенной на черно-красной ленте, выгравировано изображение основателя и первого музыкального руководителя ЧСО Теодора Томаса; на оборотной стороне — имя получателя. Кроме медали, каждый музыкант получает денежную премию. И то, и другое стало возможным благодаря пожертвованию анонимного спонсора.

К удивлению многих, в начале августа Филадельфийский симфонический оркестр объявил, что концертмейстером секции труб становится Эстебан Баталлан. Напомню, что на протяжении пяти сезонов он занимал подобную должность в ЧСО. Баталлан пока не уходит окончательно из чикагского оркестра, а берет годичный отпуск. При этом он будет участвовать в нескольких программах, включая июньскую 2025 года с Риккардо Мути. Баталлан солирует в концертах Г.Ф.Телеманна и (впервые в истории ЧСО) Майкла Гайдна (1737-1806) для трубы с оркестром. Что будет дальше — пока неизвестно. Бывали случаи, когда музыканты ЧСО уходили на год в другие оркестры и возвращались назад. Вспомним, например, концертмейстера секции кларнетов Стивена Уильямсона, который в сезоне 2013-14 годов играл в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, а потом вернулся в Чикаго. К сожалению, чаще случалось, что после годового отпуска музыканты увольнялись из чикагского оркестра. Так поступили концертмейстер секции флейт Мэтью Дюфор, ушедший в Берлинский филармонический в 2015 году и оставшийся там, а также концертмейстер секции гобоев Евгений Изотов, перешедший в Сан-Францисский симфонический оркестр в том же 2015 году. Остался в Нью-Йорке и предшественник Баталлана Крис Мартин, покинувший ЧСО ради Нью-Йоркского филармонического в 2016 году. Будем следить, как сложится творческая судьба Баталлана в Филадельфии.

Летом ЧСО объявил о прослушивании кандидатов на пост концертмейстера секции тромбонов. Это значит, что к пенсии готовится Джей Фридман, пришедший на этот пост по приглашению Фрица Райнера в 1965 году.

Риккардо Мути завершит кадровые назначения в октябре-ноябре, когда он будет в Чикаго. В дальнейшем все решения по поводу назначения новых музыкантов будут находиться в ведении Клауса Мякели. Формально Мякеля не станет преемником маэстро Мути до сезона 2027-28 годов, но условия контракта позволяют ему принимать новых музыкантов. Работы у него уже накопилось немало. Ему предстоит назначить новых концертмейстеров секций тромбонов, арф, второго концертмейстера секции флейт, второго гобоиста, бас-кларнетиста, контрафаготиста и трех альтистов, включая второго концертмейстера. В октябре этого года он также будет участвовать в финальном туре прослушиваний скрипачей и виолончелистов.

А теперь — о первых концертах нового сезона.

19 сентября, 7.30 pm; 20 сентября, 1.30 pm. В первой программе: песня “Агнеграмма” М.Тилсона-Томаса, Скрипичный концерт С.Барбера (солист — Бенджамин Бейлман), увертюра к мюзиклу “Вестсайдская история” Л.Бернстайна (аранжировка М.Пересса), увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” П.Чайковского, Четыре танца из балета “Эстансия” А.Хинастеры. ЧСО дирижирует маэстро Андрес Ороско-Эстрада.

Все знают дирижерскую деятельность многолетнего (с 1995 по 2020 год) музыкального руководителя Сан-Францисского симфонического оркестра Майкла Тилсона-Томаса. Гораздо меньше он известен как композитор, хотя сочинял он всегда. Песня “Агнеграмма” написана в честь девяностолетия со дня рождения мецената Сан-Францисского оркестра Агнес Альберт. Сочинение состоит из тем, полученных из написания ее имени. Премьера состоялась 14 мая 1998 года в Сан-Франциско. За дирижерским пультом стоял сам композитор.

Отец Альберто Хинастеры (1916-1983) был каталонцем, мать — итальянкой. Будущий композитор родился и вырос в Буэнос-Айресе, окончил там консерваторию, занимался у Аарона Копланда в США и большую часть жизни провел в Женеве. В историю музыки вошел как аргентинский композитор, хотя сам всегда подчеркивал свое каталонское происхождение и хотел, чтобы его фамилию произносили по-каталонски — Жинастера. Балет “Эстансия” (“Estancia”, 1941) относится к раннему периоду творчества композитора, когда он увлекался народными мелодиями и танцевальной музыкой. Впоследствии Хинастера стал сочинять усложненные композиции и оперы. В нью-йоркской постановке его первой оперы “Дон Родриго” (1964) главную партию исполнил Пласидо Доминго. Было это в 1966 году, Доминго тогда никто не знал.

Андрес Ороско-Эстрада. Фото - Вернер Кметиш
Андрес Ороско-Эстрада. Фото — Вернер Кметиш

Сорокашестилетний дирижер Андрес Ороско-Эстрада родился в колумбийском городе Медельин — родине наркобарона Пабло Эскобара и месте печально известного медельинского картеля. В отличие от своего земляка, мальчик пошел другим, непопулярным в тех краях, путем — он отправился в скрипичный класс музыкальной школы. Андрес готовился стать скрипачом, но потом передумал и стал заниматься дирижированием. Успехи юного музыканта были столь значительны, что сначала он переехал в Боготу в Pontifical Xavierian University, а позже — в Вену, где с 1997 до 2003 года изучал дирижирование в Университете музыки и исполнительского искусства. В Колумбию он вернется спустя много лет в статусе международной звезды в качестве главного дирижера Молодежного филармонического оркестра Колумбии (Filarmónica Joven de Colombia), а пока он остается в Вене, получает австрийское гражданство, сохраняя при этом колумбийское. С 2005 до 2009 года Андрес возглавлял Большой оркестр Граца, с 2009 до 2013 года — Национальный оркестр страны Басков. В разные годы он возглавлял еще несколько оркестров: 2014-21 годы — главный дирижер Симфонического оркестра Франкфуртского радио, 2014-22 годы — музыкальный руководитель Хьюстонского симфонического оркестра (ныне — дирижер-лауреат), 2020-22 годы — главный дирижер Венского симфонического оркестра (не путайте с прославленными Венскими филармониками). С 2015 года он является главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра, с октября 2023 года — главным дирижером Национального симфонического оркестра Итальянского радио (RAI). Контракт с итальянским оркестром подписан на три года.

С сезона 2025-26 годов Ороско-Эстрада станет генеральным музыкальным руководителем Симфонического оркестра Кельна и Кельнской оперы.

Последний раз Ороско-Эстрада дирижировал ЧСО в декабре 2021 года.

Тридцатипятилетний американский скрипач Бенджамин Бейлман выступал с ЧСО в декабре 2023 года. Он солировал в Третьем скрипичном концерте К.Сен-Санса. Дебют Бейлмана с ЧСО состоялся прошлым летом на Музыкальном фестивале Равиния. Он солировал в Первом скрипичном концерте М.Бруха, до этого выступал в камерном концерте серии MusicNOW в 2017 году. В этом сезоне Бейлман дебютирует с симфоническими оркестрами Антверпена, Гамбурга, с Бельгийским национальным и Токийским Metropolitan симфоническими оркестрами. Бейлман — лауреат многих международных скрипичных конкурсов. Несмотря на молодость, он уже третий год преподает на скрипичном отделении Института Кертиса (Филадельфия).

Перед началом концертов (19 сентября в 6.15 pm, 20 сентября в 12.15 pm) состоятся тридцатиминутные беседы журналиста радио WFMT Лароба Рафаэля об исполняемых произведениях.

21 сентября, 6.30 pm. Традиционный ежегодный Симфонический бал. В программе: увертюра “Римский карнавал” Г.Берлиоза, Второй фортепианный концерт К.Сен-Санса (солист — Ланг Ланг), сюита из балета “Жар-птица” И.Стравинского. ЧСО дирижирует Андрес Ороско-Эстрада.

Ланг Ланг. Фото - Олаф Хайне
Ланг Ланг. Фото — Олаф Хайне

У китайского пианиста Ланг Ланга особые отношения с Чикаго и ЧСО. На Музыкальном фестивале Равиния в 1999 году семнадцатилетний Ланг Ланг заменил заболевшего пианиста и исполнил с ЧСО под управлением тогдашнего музыкального руководителя фестиваля Кристофа Эшенбаха первую часть Первого фортепианного концерта П.Чайковского. В таких случаях говорят, что “на следующий день он проснулся знаменитым”. Эшенбах тут же предложил Ланг Лангу приехать в Равинию следующим летом, а еще раньше, в марте 2000 года, Ланг Ланг выступил в Симфоническом центре. Тот вечер открыл перед молодым дарованием двери лучших концертных залов мира, и вот уже двадцать пять лет Ланг Ланг регулярно возвращается в Чикаго, называя город “своим вторым домом”.

Симфонический бал — это всегда красный ковер, вино и шампанское перед концертом, ужин и танцы в The Four Seasons Hotel Chicago — после. Вино и шампанское — бесплатно для всех, ужин и танцы — по билетам. Подробности — на сайте cso.org/support/get-involved/womens-board/symphony-ball.

26 и 28 сентября, 7.30 pm; 27 сентября, 1.30 pm. В программе: увертюра “The Wasps” Р.Воан-Уильямса, Альтовый концерт У.Уолтона (солист — Антуан Тамести), Четвертая симфония П.Чайковского. ЧСО дирижирует Николай Шепс-Цнайдер.

В Альтовом концерте Уолтона мы услышим известного французского альтиста Антуана Тамести. Он родился в Париже. Лауреат многочисленных международных конкурсов. Его широкий репертуар варьируется от барокко до современности. Музыкант активно гастролирует и записывается. Среди его последних дисков — Сонаты для альта и фортепиано (пианист Седрик Тибергьен) И.С.Баха (лейбл Harmonia Mundi) и сборник произведений Г.Ф.Телемана, записанный с Берлинской академией старинной музыки. Профессор Парижской и Кельнской консерваторий. Проводит мастер-классы в Кронбергской академии. Тамести — обладатель уникального инструмента. Он играет на первом и самом дорогом в мире альте, сделанном в 1672 году Антонио Страдивари. В сезоне 2023-24 годов Тамести дебютировал с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, солировал в Альтовом концерте С.Губайдулиной (дирижировал художественный руководитель оркестра Яп ван Зведен).

Дирижера Николая Шепс-Цнайдера смело можно назвать “гражданином мира”. Его отец — руководитель рок-ансамбля — родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части — до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.

В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена, но настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы Елизаветы в 1997 году. С этого времени начинается напряженная концертная жизнь музыканта. Он регулярно играет с лучшими симфоническими оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени относится начало его сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом. Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача включить в свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты должен сыграть этот концерт”. Вместе с Баренбоймом он исполнил Камерный концерт Альбана Берга для скрипки, фортепиано и струнных.

Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен Датским Королевским театром, ранее скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру) Шепс-Цнайдера я слышал часто. В сентябре 2017 года в венском Музикферайне он солировал в Первом скрипичном концерте соль минор Макса Бруха. Дрезденской Штаатскапеллой дирижировал тогдашний музыкальный руководитель Кристиан Тилеманн. В качестве дирижера я впервые услышал музыканта в октябре 2021 года. ЧСО под его руководством исполнил пьесу “Ночь и любовь” А.Ольмес, Первый виолончельный концерт К.Сен-Санса (солист — концертмейстер секции виолончелей ЧСО Джон Шарп) и Вторую симфонию Р.Шумана.

Последняя встреча с маэстро Шепс-Цнайдером в качестве скрипача и дирижера состоялась в мае. В программе были Второй скрипичный концерт и Тридцать восьмая (“Пражская”) симфония В.А.Моцарта, вальс “Муки любви” Ф.Крейслера, сюита из балета “Пульчинелла” И.Стравинского.

С 2020 года Шепс-Цнайдер занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Лиона.

Перед началом концертов (26 и 28 сентября в 6.15 pm, 27 сентября в 12.15 pm) состоятся тридцатиминутные беседы музыканта и администратора Гильермо Мюноса Кюстера (он в администрации ЧСО с 2015 года) об исполняемых произведениях.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*