ЧСО объявляет новый сезон

Чикагский симфонический центр. Фото предоставлено пресс-службой ЧСО
Чикагский симфонический центр. Фото предоставлено пресс-службой ЧСО

Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) объявил новый, сто тридцатый сезон 2020-21 годов. Интересных концертов и замечательных исполнителей очень много. Коротко о главном.

Будущий сезон станет для Риккардо Мути одиннадцатым (предпоследним) в должности музыкального руководителя ЧСО. Любимый маэстро уйдет с этого поста в конце сезона 2021-22 годов, поэтому каждый концерт с его участием приобретает особое значение. Как и в прошлые годы, маэстро проведет с оркестром в общей сложности десять недель: в сентябре и октябре 2020 года, январе, марте и июне 2021. Риккардо Мути дирижирует концертом открытия сезона (Концерт для флейты и арфы В.А.Моцарта, солисты – концертмейстеры групп флейт Стефан Рагнар Хоскулдссон и арф Сара Буллен; Девятая симфония Ф.Шуберта), бесплатным концертом в парке “Милленниум” (Третья увертюра к опере “Леонора” Л.ван Бетховена; “Шехеразада” Н.Римского-Корсакова), специальным ежегодным концертом “2020 Symphony Ball” (Пятая симфония и Третий фортепианный концерт Л.ван Бетховена, солист – Е.Бронфман). Маэстро возглавит оркестр во время туров по Америке и Европе.

Сезон 2019-20 годов проходит под знаком 250-летия со дня рождения Бетховена. ЧСО исполняет и записывает все симфонии композитора. Но кое-что маэстро Мути оставил на следующий сезон. В сентябре ЧСО и Чикагский симфонический хор исполнят Торжественную мессу Л.ван Бетховена. Солисты: дебютирующие в Чикаго сопрано Ханна-Элизабер Мюллер и контральто Герхилд Ромбергер; хорошо нам знакомый тенор Мэтью Поленцани; родившийся в Кувейте выпускник Музыкального института при фестивале в Равинии бас Тарек Назми.

ЧСО и Чикагский симфонический хор под управлением маэстро Мути впервые в истории исполнят Третью мессу ля мажор Луиджи Керубини, написанную им на коронацию Карла X. Премьера Мессы состоялась в 1825 году в Реймсе. За более чем пятидесятилетие своей музыкальной карьеры Риккардо Мути исполнил и записал с разными оркестрами все духовные произведения Керубини. В частности, Месса N3 была записана Мути с Оркестром и хором “Philharmonia” в Лондоне в июле 1984 года.

В репертуаре будущего сезона – Рапсодия И.Брамса для контральто, мужского хора и оркестра. Солистка – непревзойденная Анита Рачвелишвили. Третий год подряд маэстро Мути выбирает ее для концертов в Чикаго. (Только что она с триумфальным успехом исполнила партию Сантуццы в концертном исполнении “Сельской чести” П.Масканьи.). В этой же программе еще одно редко исполняемое произведение для мужского хора – “Песнь духов над водами” Ф.Шуберта.

Среди вокалистов внимание привлечет меццо-сопрано Элис Кут с песенным циклом Э.Элгара “Морские этюды” для контральто и оркестра.

Как это было в прошлых сезонах, концертмейстеры ЧСО выступают в качестве солистов. В Концерте У.Крафта для тимпани и оркестра впервые солирует концертмейстер группы тимпани Дэвид Херберт. Концертмейстер группы туб Джин Покорны солирует в Концерте Л.Шифрина для тубы и оркестра. Этот Концерт был написан для Покорны в 2018 году. Солистами выступят концертмейстер оркестра Роберт Чен, концертмейстеры группы гобоев – Уильям Велтер, кларнетов – Стивен Уильямсон.

В репертуаре оркестра – много русской музыки. Особое внимание привлечет июньская программа 2021 года: Второй фортепианный концерт С.Прокофьева (солист – Даниил Трифонов), сказочная картина Анатолия Лядова “Волшебное озеро” и Шестая (“Патетическая”) симфония П.Чайковского. Первое исполнение Второго прокофьевского концерта состоялось в Симфоническом центре в 1930 году. За роялем был композитор.

Чикагский симфонический оркестр под управлением Р.Мути. Фото - Тодд Розенберг
Чикагский симфонический оркестр под управлением Р.Мути. Фото — Тодд
Розенберг

В заключительной программе будущего сезона ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнит фрагменты из опер итальянских композиторов. Солисты: сопрано Красимира Стоянова и тенор Франческо Мели.

Среди других произведений, которые исполнит ЧСО под управлением маэстро Мути, – увертюра к опере “Тайный брак” Д.Чимарозы, Десятая симфония Д.Шостаковича, увертюра “Римский карнавал” Г.Берлиоза, фантазия “Русалочка” А.Цемлинского, фрагмент “Зимнее небо” из пьесы “Орион” К.Саариахо, произведения Дж.Россини, Р.Вагнера, О.Респиги.

Как всегда, особое внимание к мировым премьерам. В новом сезоне мы услышим два написанных по заказу ЧСО новых произведения: американского композитора Габриэлы Лены Франк (в настоящее время она является композитором-резидентом Филадельфийского симфонического оркестра, ЧСО дирижирует Бромвелл Тови) и финского композитора Магнуса Линдберга (дирижер – его соотечественник и однофамилец Габриэлы Лены – Микко Франк). В недавнем списке газеты Washington Post Франк вошла в число тридцати пяти наиболее значительных женщин-композиторов в истории музыки, а газета The Times назвала Линдберга “одним из главных голосов музыки XXI века”.

Примечательным будет первое исполнение пьесы “Her Story” лауреата Пулитцеровской премии Джулии Волф. Сочинение посвящено исполняющемуся 18 августа столетию со дня принятия Девятнадцатой поправки к конституции США, предоставляющей женщинам равное с мужчинами избирательное право. Музыка создана по заказу ЧСО, симфонических оркестров Бостона, Нэшвилла, Сан-Франциско, Вашингтона.

Исполнители: ЧСО и дебютирующая в Чикаго вокальная группа Lorelei Ensemble. За дирижерским пультом – недавно назначенная главным дирижером Музыкального фестиваля в Равинии Марин Алсоп (эта должность появилась впервые за почти стошестнадцатилетнюю историю фестиваля).

Среди шестнадцати новых для оркестра произведений – музыка в диапазоне от Керубини и Генделя до Джесси Монтгомери. ЧСО впервые исполнит несколько произведений Антонио Вивальди, сочинение “Four Preludes on Playthings of the Wind” музыкального руководителя Сан-Францисского симфонического оркестра Майкла Тилсона Томаса и “Вальс-скерцо” для скрипки с оркестром П.Чайковского, в котором солирует российский скрипач, лауреат Первой премии и Золотой медали XVI Международного конкурса имени Чайковского (2019 год) Сергей Догадин. Это дебют Догадина в Чикаго.

Из солистов-дебютантов наибольшее внимание привлекут лауреат Первой премии XVI Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве (2010 год) российская пианистка Юлианна Авдеева и немецкий пианист российского происхождения Игорь Левит. Авдеева солирует в Первом фортепианном концерте Ф.Шопена (дирижер – Э.Кривин). Недавно она успешно дебютировала с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля.

После примечательного дебюта в Симфоническом центре в 2017 году и в Равинии в 2018 году Игорь Левит дебютирует с ЧСО. Он солирует в Фортепианном концерте Р.Шумана. Карьера пианиста развивается стремительно. В 2018 году он был назван Gilmore Artist и Royal Philharmonic Society’s “Instrumentalist of the Year”.

Впервые с сольным фортепианным концертом в Чикаго выступят лауреат Первой премии Международного конкурса имени королевы Елизаветы (Брюссель, 2007 год) пианистка из Новосибирска Анна Винницкая и победитель Международного конкурса имени Шопена (Варшава, 2015 год) корейский пианист Чо Сон Чжин.

Среди других дебютантов – американская певица российского происхождения Юлия Ван Дорен. Недавно она солировала с чикагским оркестром Music of the Baroque.

В Симфоническом центре впервые выступают три выпускницы Музыкального института при фестивале в Равинии: меццо-сопрано Кара Дуган, лауреат Первой премии Международного конкурса имени королевы Елизаветы (Брюссель, 2019 год) американская скрипачка Стелла Чен и победитель Международного скрипичного конкурса имени Йозефа Иоахима (Ганновер, 2018 год) канадский скрипач Тимоти Чуй.

Британский дирижер и композитор Томас Адес дебютирует с ЧСО со своим Фортепианным концертом. Солист – Кирилл Герштейн, для которого Адес сочинил это произведение. Первое исполнение концерта прошло в 2019 году с Бостонским симфоническим оркестром.

Вновь в Чикаго выступят прославленные пианисты Евгений Кисин (в числе произведений – музыка Т.Хренникова), Лейф Ове Андснес, Митсуко Учида, Ричард Гуд, Пол Льюис, Эмануэль Акс, Маурицио Поллини, Марк-Андре Хамелин, скрипачи Джошуа Белл, Кристиан Тетцлафф, Пинхас Цукерман (с Иерусалимским квартетом). Снова в Чикаго французские музыканты: пианисты Пьер-Лорен Эмар и Жан-Ив Тибодо, виолончелист Готье Капюсон.

Ланг Ланг исполнит в Чикаго Гольдберг-вариации, а Ицхак Перлман – традиционную клезмерскую музыку.

Второй раз в Симфоническом центре выступят узбекский пианист Бехзод Абдураимов, австралийский пианист украинского происхождения Александр Гаврилюк, английский пианист Бенджамин Гросвенор.

Маэстро Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг
Маэстро Риккардо Мути. Фото — Тодд Розенберг

Целое созвездие замечательных дирижеров ждет нас в следующем сезоне. Сначала о дебютантах. Первым в этом списке я бы назвал израильского маэстро Лахава Шани с русской программой (С.Рахманинов и С.Прокофьев). Шани является главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра и будущим (после Зубина Меты) музыкальным руководителем Израильского филармонического оркестра.

Главный дирижер Большого театра Туган Сохиев дебютирует с ЧСО с произведениями М.Мусоргского и Д.Шостаковича. Во втором Скрипичном концерте Шостаковича солирует Вадим Глузман.

Среди других дебютантов: музыкальный руководитель Festival of the Arts Boca, Chatham Opera и New York Grand Opera Константин Китсопулос, руководитель ансамбля Il Giardino Armonico, маэстро из Италии Джованни Антонини, французский дирижер Фабиен Габель (Р.Вагнер и К.Сен-Санс), главный дирижер Королевского национального оркестра Шотландии Томас Сондергаард, музыкальный руководитель чикагского оркестра Music of the Baroque Джейн Гловер.

Среди гостей Симфонического центра: легендарный маэстро Герберт Блумстедт (в свои девяносто два года он продолжает активно выступать по всему миру), музыкальный руководитель Питтсбургского симфонического оркестра Манфред Хенек, главный дирижер Дрезденского филармонического оркестра Марек Яновски, главный дирижер Мельбурнского симфонического оркестра Сянь Чжан, музыкальный руководитель Национального оркестра Франции Эмануэль Кривин, главный дирижер Симфонического оркестра Миннесоты Осмо Вянскя (Финляндия), будущий главный дирижер Сиднейского симфонического оркестра Симона Янг, главный дирижер Бергенского симфонического оркестра, будущий главный дирижер Лондонского филармонического оркестра Эдвард Гарднер, музыкальный руководитель Новозеландского симфонического оркестра Эдо де Ваарт, главный дирижер Испанского национального оркестра и хора Давид Афхам.

Швейцарский дирижер Филипп Джордан дирижирует ЧСО впервые с 2007 года. В программе – К.Сен-Санс, К.Дебюсси, И.Стравинский. Джордан – музыкальный руководитель Парижской оперы, главный дирижер Венского симфонического оркестра и (с 2020 года) музыкальный руководитель Венской оперы.

Впервые с 1985 (!) года за дирижерский пульт ЧСО встанет венгерский дирижер Адам Фишер. Он известен тем, что не любит путешествовать, предпочитая работать дома. В настоящее время Фишер является музыкальным руководителем Дюссельдорфского симфонического оркестра и создателем австро-венгерского оркестра Гайдна. Его полная запись ста четырех симфоний Гайдна считается эталонной.

В серии “Оркестры мира” наибольший интерес представляет концерт Берлинского филармонического оркестра под управлением Кирилла Петренко. Концерт проходит в рамках первого в США турне оркестра с Петренко в качестве главного дирижера. В программе: композиция “Центральный парк в темноте” Ч.Айвза, “Unstuck” Э.Нормана (сочинение 2008 года), симфонические поэмы “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” и “Жизнь героя” Р.Штрауса.

Россию представляет Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением В.Гергиева. Во Втором фортепианном концерте П.Чайковского солирует лауреат Первой премии, Золотой медали и Гран-при XVI Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 2019) Александр Канторов.

Музыкальный руководитель Филадельфийского симфонического оркестра, Метрополитен-оперы и Orchestre Métropolitain de Montréal Янник Незе-Сегин представит в Чикаго базирующийся в Лондоне Камерный оркестр Европы. В Скрипичном концерте И.Брамса солирует Лиза Батиашвили.

Снова в Чикаго – Уинтон Марсалис и его Джазовый оркестр при Линкольн-центре, а также саксофонист Брэнфорд Марсалис с Камерным оркестром “Орфей”.

Второй раз в Симфоническом центре – Оркестр укулеле из Великобритании (The Ukulele Orchestra of Great Britain).

Редкий для Чикаго органный концерт состоится в декабре (солист – Пол Джейкобс).

В созданной в 1998 году серии MusicNOW мы услышим произведения американских и европейских композиторов. Все четыре концерта серии пройдут в помещении театра “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance).

По сложившейся уже традиции ЧСО проведет концерты в городах Канзас-Сити (24 октября 2020 года), Урбана-Шампейн (12 ноября) и Коста Меса (Калифорния, 12-13 марта 2021 года). Зимой будущего года состоятся очередные гастроли ЧСО по городам Флориды. Кроме концертов в Уэст-Палм-Бич (19 января 2021 года) и Артис-Нейплс (21-23 января 2021 года) оркестр впервые побывает в Орландо (20 января 2021 года).

На лето 2021 года запланировано участие ЧСО в европейских музыкальных фестивалях. Подробности турне станут известны позднее.

В рамках одной статьи, конечно, невозможно перечислить все интереснейшие концерты, которые пройдут в Симфоническом центре в предстоящем сезоне, поэтому я отсылаю вас, уважаемые читатели, на сайт оркестра www.cso.org. Что касается нашей газеты, то в рубрике “Музыкальное обозрение” вы, как и в прошлые годы, найдете рецензии, интервью, статьи, посвященные Чикагскому симфоническому оркестру и концертам в Симфоническом центре. Летопись музыки продолжается!

Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2019-20 годов и абонементы на сезон 2020-21 годов – на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 и в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.