Чикагский симфонический центр представляет…

Апрель 2021 года

На серии камерных концертов “CSO Sessions”. Эпизод 16. Фото - Тодд Розенберг
На серии камерных концертов “CSO Sessions”. Эпизод 16. Фото - Тодд Розенберг

В этом выпуске Музыкального обозрения — об апрельской виртуальной программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО).

8 апреля — 7 мая. С 1 октября 2020 года проводится серия камерных концертов “CSO Sessions”, на которых звучит камерная музыка композиторов XVII-XXI веков. Куратор серии — музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути. В апреле нас ждут два новых эпизода популярного “музыкального сериала”. В программе эпизода 17: Десятая (“Gran Patita”) серенада си-бемоль мажор В.А.Моцарта. Исполнители — музыканты ЧСО и приглашенные музыканты: концертмейстер секции гобоев Уильям Велтер; Лора Шефер, гобой; концертмейстер секции кларнетов Стивен Уильямсон; Тодд Леви, кларнет, приглашенный музыкант; ассистент концертмейстера секции кларнетов Джон Брюс Йе, бассетгорн (особый вид бас-кларнета); Тереза Рейли, бассетгорн, приглашенный музыкант; концертмейстер секции фаготов Кейт Банке; Деннис Михел, фагот; концертмейстер секции валторн Дэвид Купер; Джеймс Смелсер, валторна; Сюзанна Гант, валторна; Дэвид Гриффин, валторна; Роберт Кессинджер, контрабас.

Одно из величайших достижений Моцарта в камерной музыке — семичастная си-бемоль мажорная Серенада, известная под названием “Gran Patita”. Написана для тринадцати инструментов: двух гобоев, двух кларнетов, двух бассетгорнов, двух фаготов, четырех валторн и одного контрабаса. Наверняка вы узнаете знаменитую часть Adagio с парящей мелодией, передаваемой от гобоя к кларнету и подхватываемой нежным пульсирующим аккомпанементом остальных инструментов. Часть Andante написана под влиянием традиционного австрийского танца Ländler. Стоимость билета — $15.

22 апреля — 21 мая. Эпизод 18 серии “CSO Sessions”. В программе: “Квартет на конец времени” О.Мессиана. Исполнители — музыканты ЧСО: концертмейстер Роберт Чен, скрипка; концертмейстер секции виолончелей Джон Шарп; концертмейстер секции кларнетов Стивен Уильямсон; Хуанг Куанг Хао, фортепиано.

В 1940 году тридцатиоднолетний главный органист Церкви святой Троицы в Париже, французский композитор Оливье Мессиан (1908-1992) был мобилизован в действующую армию и вскоре попал в плен. После неудачной попытки побега он был отправлен в силезский концлагерь для военнопленных близ Герлица (ныне — Згожелец, Польша). В этих тяжелых условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая своих товарищей, но и нашел в себе силы противостоять кошмарной действительности, “воюя” своим профессиональным оружием — музыкой. Композитор выпросил у одного немецкого офицера, любителя музыки, нотную бумагу, и в январе 1941 года на свет появился “Квартет на конец времени” для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Инструментальный состав партитуры был предопределен присутствием в лагере именно этих музыкантов.

На серии камерных концертов “CSO Sessions”. Эпизод 16. Фото - Тодд Розенберг
На серии камерных концертов “CSO Sessions”. Эпизод 16. Фото — Тодд Розенберг

Создание музыки за колючей проволокой — случай не такой уж беспрецедентный. Вспомним Виктора Ульмана, два года сочинявшего музыку в “образцовом” гетто — концлагере в Терезине. То же самое произошло с сочинением Мессиана. “Квартет на конец времени” был впервые исполнен 15 января 1941 года лагерными музыкантами Этьеном Паскье (скрипка), Жаном ле Булером (кларнет), Анри Акока (виолончель) и самим композитором перед тысячами пленных. Премьера состоялась при тридцатиградусном морозе, на неисправных инструментах: расстроенном пианино, трехструнной виолончели, с западающими клапанами у кларнета. “Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием,” — скажет потом Мессиан. Историю создания произведения композитор впоследствии объяснял так: “Я сочинил этот Квартет для того, чтобы уйти от снега, войны, плена и самого себя”. По признанию Мессиана, он был вдохновлен цитатой из Апокалипсиса: “И увидел я Ангела, полного сил, спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было как солнце, а ноги его были как огненные колонны. Он поставил правую ногу на море и левую на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков, и сказал: не будет больше Времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна Божия свершится”. При этом в беседе с музыковедом А.Голеа Мессиан отметил, что название Квартета имеет второй смысл — конец музыкального времени, основанного на мерной метрической пульсации классической музыки. Теологическая эсхатология породила эсхатологию музыкальную. В Квартете отсутствует метр, замененный абсолютно свободными, независимыми ритмическими фразами. В них господствует стихия дополнительных длительностей, увеличенных и уменьшенных ритмов.

Произведение поразило современников величием замысла и подвигом исполнения. “Квартет на конец времени” не заканчивается “концом времени”. В финале произведения музыка уходит в “неземные выси” высших регистров инструментов, воплощая, по словам Мессиана, “вознесение человека к Богу, дитя божьего к Отцу, к обожествленному творению” или, как сказали бы люди нерелигиозные, “вознесение” к идеалам гуманизма, миру чувств и страстей. Ведь даже в те самые страшные времена мессиановский Квартет убеждал узников концлагеря, что никогда не остановится великое движение жизни, никогда не исчезнет стремление человека к гармонии и красоте. Какой жизнестойкостью надо обладать, чтобы в “конце времени” воздать хвалу вечности и бессмертию!

После Квартета Мессиан чувствует невероятный прилив вдохновения и на едином дыхании создает подряд три крупных произведения: “Образы слова Аминь” для двух фортепиано (1943 год), Три маленькие литургии для женского хора, фортепиано, волн Мартено и оркестра (1944 год), “Двадцать взглядов на младенца Иисуса” для фортепиано (1944 год). Но это уже сюжет для другой истории… (В аннотации использованы материалы монографии В.Екимовского “Оливье Мессиан”.)

Стоимость билета — $15.

1 апреля состоялась онлайн-премьера нового, четвертого эпизода серии “CSO for Kids”. Эпизод называется “Maybe Something Beautiful”. Основанная на реальных событиях анимационная история снята по мотивам книги Ф.Изабель Кампой и Т.Хауэлл с иллюстрациями Рафаэля Лопеса. В центре сюжета — девочка Мира и ее соседи. Текст от автора на английском и испанском языках читает Жасмин Карденас. В числе музыкальных произведений: Симфонический квинтет Мигеля дель Агилы, “Son de la Bruja” Хосе-Луиса Уртадо и “Libertango” Астора Пьяццоллы в аранжировке Джеффа Скотта. Исполнители: музыканты ЧСО Дженнифер Ганн, флейта; Скотт Хостетлер, гобой; концертмейстер секции фаготов Кейт Банке; Дэвид Гриффин, валторна; Джонатан Ганн, кларнет, приглашенный музыкант. Режиссеры — художественный руководитель Чикагского детского театра Жаклин Расселл и директор школьных и семейных программ Negaunee Music Institute Джон Вебер. Совместный проект Negaunee Music Institute при ЧСО и Чикагского детского театра. Просмотр этого и других эпизодов серии бесплатный.

15 апреля. С 21 января проходит серия камерных концертов музыкантов Civic Orchestra of Chicago. В программе Эпизода 3 — струнные квартеты композиторов разных эпох: Пятый струнный квартет Жозефа Болони де Сен-Жорж (сочинение 1773 года), Поэма для струнного квартета Ребекки Кларк, Струнный квартет ми-бемоль мажор Фанни Мендельсон Гензель. Исполнители: Струнный квартет Civic Orchestra of Chicago.

Французский композитор, дирижер, королевский мушкетер Жозеф Болон де Сен-Жорж (1739-1799) был выходцем из Гваделупы. В Париже его называли “чернокожим Моцартом”. Во второй половине XVIII века сочинения шевалье де Сен-Жоржа часто звучали в домах французских аристократов. Совсем недавно в исполнении скрипачей ЧСО братьев Симона и Матоуса Михалов мы слышали его Третью скрипичную сонату.

Ребекка Кларк (1886-1979) — американский композитор британского происхождения. Начала свою музыкальную карьеру в качестве альтистки, став одной из первых женщин, когда-либо игравших в симфонических оркестрах. По приглашению сэра Генри Вуда была членом лондонского Queen’s Hall Orchestra в 1912 году.

Сестра Феликса Мендельсона — Фанни Мендельсон Гензель (1805-1870) — была способным композитором и пианисткой. Концерт в свободном доступе.

29 апреля. В 1951 году ЧСО стал первым оркестром Америки, появившимся на телевизионном экране. Серия на канале WGN-TV называлась “Hour of Music”, позднее она получила название “Great Music From Chicago”. В концертах серии участвовали выдающиеся дирижеры и солисты из разных стран мира. В программе эпизода 4 серии “From the CSO’s Archives: Great Music From Chicago”: увертюра “Кориолан” и Второй романс для скрипки Л.ван Бетховена, Первый скрипичный концерт М.Бруха. За пультом ЧСО — ассистент дирижера Уолтер Хендл. Солист — Исаак Стерн. Запись сделана в январе 1953 года. Концерт в свободном доступе.

Молодой Исаак Стерн. Фото - www.classicalmusicnews.ru/
Молодой Исаак Стерн. Фото — www.classicalmusicnews.ru/

Программа “Experience CSO” пополнилась новыми фрагментами популярных оркестровых произведений. Среди них — фрагменты из Девятой (“Из Нового света”) симфонии А.Дворжака со Скоттом Хостетлером (английский рожок), оперы “Саломея” Р.Штрауса с Майлсом Менером (контрабас), увертюры к опере “Вильгельм Телль” Дж.Россини с концертмейстером секции флейт Стефаном Рагнаром Хескулдссоном, Девятой симфонии Д.Шостаковича с концертмейстером секции фаготов Кейтом Банке.

До 29 июня продлена серия концертов “From the CSO’s Archives”, которая проходит по вторникам на волне классической музыки WFMT-FM (98.7). В этой серии ЧСО предлагает нам вспомнить лучшие записи, сделанные в разные годы с разными дирижерами. В создании серии принимал участие директор архива ЧСО (Samuel R. and Marie Louise Rosenthal Archives of the Chicago Symphony Orchestra) Франк Виллелла. Ведущий — журналист WFMT Керри Фрумкин. Концерты серии остаются в архиве радиостанции на сайте wfmt.com и доступны для бесплатного прослушивания. Вот что нас ждет в ближайшее время.

6 апреля, 8.00 pm. В шестидесятых годах XX века легендарный кларнетист Бенни Гудман записал с ЧСО Концерты для кларнета с оркестром К.Нильсена (сочинение 1928 года) и К.М.фон Вебера — композитора-романтика XVIII века. В программе также: увертюры Вебера, Вторая симфония Нильсена и джазовый бис Гудмана — сочинение “King of Swing”.

13 апреля, 8.00 pm. Программа “Вспоминая Виктора Эйте” посвящена многолетнему концертмейстеру ЧСО Виктору Эйте. Он был легендарным музыкантом.

Эйте (1921-2012) родился в Будапеште в еврейской семье. Окончил Академию музыки имени Ф.Листа, где среди его педагогов были Бела Барток и Золтан Кодай. В тридцатые годы работал концертмейстером Венгерской государственной оперы и Филармонического оркестра. Законодательство, принятое в Венгрии в 1938 году, запретило всем евреям занимать государственные должности. Эйте был уволен из обоих оркестров и в 1941 году, в возрасте двадцати лет, был отправлен в лагерь, где провел два с половиной года. Два раза бежал, оба раза был пойман и возвращен в лагерь. Удалась третья попытка. В одеянии священника он добрался до родного Будапешта, где дипломат Рауль Валленберг предоставил ему (а также еще двумстам счастливчикам) убежище в посольстве Швеции. Оттуда Эйте бежал в США. С 1948 по 1954 годы музыкант работал концертмейстером в оркестре Метрополитен-оперы. Там его встретил Фриц Райнер и предложил переехать в Чикаго. Он служил в ЧСО с 1954 по 2003 годы — сорок девять лет! Сначала — ассистентом концертмейстера, потом — вторым концертмейстером, потом — с 1967 по 1986 годы — концертмейстером и на протяжении многих лет первой скрипкой Чикагского симфонического струнного квартета (Chicago Symphony String Quartet). В 1986 году он ушел с должности концертмейстера, оставшись играть в ЧСО до выхода на пенсию в 2003 году. После смерти Эйте некоторые документы семья передала в музей Холокоста в Скоки (в этом пригороде Чикаго расположен крупнейший на Среднем Западе музей Холокоста — The Illinois Holocaust Museum and Education Center), скрипки были проданы, а архив музыканта, касающийся Струнного квартета, довоенный альбом на венгерском языке со всеми фотографиями, газетными вырезками, программками хранится в архиве ЧСО. Его жена сохранила великолепный альбом обо всех европейских турне оркестра.

Фриц Райнер. Фото - stokowski.org
Фриц Райнер. Фото — stokowski.org

В программе концерта собраны произведения, где звучит соло Эйте: “Шехеразада” Н.Римского-Корсакова, Бенедиктус из Торжественной мессы Л.ван Бетховена, Сюита из оперы “Хари Янош” З.Кодая, сочинения Ф.Листа, Б.Бартока, Л.Вайнера.

20 апреля, 8.00 pm. “Легенды фортепиано” — еще один тематический концерт, в котором мы услышим великих пианистов прошлого. В программе: Второй фортепианный концерт Э.Мак-Доуэлла (солист — Ван Клиберн, запись 1960 года), Второй фортепианный концерт Ф.Шопена (солист — Иво Погорелич), Первый фортепианный концерт Б.Бартока (солист — Питер Серкин), Рапсодия на темы Паганини С.Рахманинова (солистка — Сесиль Ликад). Филиппинская пианистка Сесиль Ликад выглядит наименее известной в этом списке “легенд”. Она родилась в 1961 году в Маниле. Играет на фортепиано с трех лет. В восемь уже солировала с Филиппинским филармоническим оркестром. С двенадцати лет живет в США. Выпускница Института Кертиса, где среди ее педагогов был Рудольф Серкин. Победительница Конкурса имени Левентритта (1981 год). Среди записей Ликад — произведения Ф.Шопена, Р.Шумана, М.Равеля.

27 апреля, 8.00 pm. “Хоровой праздник” — в этой программе прозвучат произведения для хора в исполнении великолепного Чикагского симфонического хора. В программе: кантата “Молитвы Кьеркегора” С.Барбера, месса “Глория” Ф.Пуленка, “Helgoland” А.Брукнера, a cappella “Euntes ibant et flebant” польского композитора Хенрика Гурецкого (это произведение Чикагский симфонический хор исполнит вместе с Хором Лирик-оперы). В финале концерта прозвучит кантата С.Прокофьева “Александр Невский” — первая запись Чикагского симфонического хора, сделанная в марте 1959 года. ЧСО дирижирует шестой музыкальный руководитель Фриц Райнер.

Nota bene! Все подробности о концертах ЧСО — на сайте cso.org/home/.