Чикагский симфонический центр представляет…

Март-апрель 2021 года

На серии камерных концертов “CSO Sessions”. Эпизод 15. Фото - Тодд Розенберг
На серии камерных концертов “CSO Sessions”. Эпизод 15. Фото - Тодд Розенберг

Продолжается виртуальный сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). В программе – два архивных концерта, представляющих огромную историческую ценность, два новых эпизода серии “CSO Sessions”, джазовый вечер и многое другое. Обо всем по порядку.

4 марта состоялась онлайн-премьера концерта, состоявшегося в Чикагском симфоническом центре 17 октября 1991 года, в начале сотого сезона ЧСО. Недавно назначенный первым в истории оркестра дирижером-лауреатом сэр Георг Шолти дирижировал Седьмой симфонией Л.ван Бетховена. Концерт был снят для телевидения и позднее вошел в серию “Великие исполнения” (“PBS’ Great Performances”). В программе также фрагменты комментариев сэра Шолти о музыке Бетховена, записанных за роялем в его лондонском доме, и фрагменты репетиций.

Сэр Георг Шолти (1973 год). Фото - Архив Розенталя ЧСО
Сэр Георг Шолти (1973 год). Фото — Архив Розенталя ЧСО

До 9 апреля можно посмотреть Эпизод 15 серии камерных концертов “CSO Sessions”. Куратор серии – музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути. В программе: Струнный квинтет “Strum” Д.Монтгомери (исполнители – музыканты ЧСО: ассистент концертмейстера Юан-Квинг Йю; Симон Михал, скрипка; Вейджинг Вонг, альт; ассистент концертмейстера секции виолончелей Кеннет Олсен; концертмейстер секции контрабасов Александр Ханна) и Септет ми-бемоль мажор Л.ван Бетховена (исполнители – музыканты ЧСО: концертмейстер секции кларнетов Стивен Уильямсон, Майлс Манер, контрабас; концертмейстер секции валторн Дэвид Купер; ассистент концертмейстера Юан-Квинг Йю; Вейджинг Вонг, альт; ассистент концертмейстера секции виолончелей Кеннет Олсен; концертмейстер секции контрабасов Александр Ханна).

Снова в Симфоническом центре звучит музыка тридцатидевятилетней выпускницы Джульярдской школы музыки Джесси Монтгомери. На этот раз – сочинение 2006 года “Strum”. Струнный квинтет основан, как заметила Монтгомери, на “драйвовом ритме пиццикато”. Такой ритм дает музыкантам возможность буквально сыграть на всех четырех струнах, чтобы создать то, что Монтгомери описывает как “фолк-гитарный драйв”. Совсем недавно в исполнении музыкантов Civic Orchetsra of Chicago мы услышали пьесу Монтгомери “Starburst”, а в мае 2019 года в концерте серии современной музыки MusicNOW прозвучала мировая премьера написанной по заказу ЧСО новой аранжировки пьесы “Gay Guerrilla” и квартет “Break Away”.

Шестичастный ми-бемоль мажорный Септет Бетховена – один из шедевров камерной музыки композитора. Похожий на духовые серенады Моцарта, он стал одним из самых популярных сочинений Бетховена еще при его жизни. Стоимость билета – $15.

18 марта состоится премьера нового, третьего, эпизода серии “From the CSO’s Archives: Great Music From Chicago”. За пультом ЧСО – бельгийский скрипач дирижер Дезире Дефо. С 1943 до 1947 года он занимал пост музыкального руководителя оркестра (на тот момент – третьего в истории, после эпохи Теодора Томаса и Фредерика Стока), неоднократно возвращался в Чикаго. Концерт, который мы увидим, был записан в декабре 1953 года на студии WGN. Это первый из концертов в архивной коллекции ЧСО. В программе: сюита из балета “Цефал и Прокрис, или Супружеская любовь” забытого ныне французского композитора Андре Гретри (1741-1813), сюита из музыки к драме “Пеллеас и Мелизанда” Г.Форе, Четвертая симфония Р.Шумана.

Несколько слов в честь маэстро Дезире Дефо – наименее известного из всех дирижеров, когда-либо руководивших ЧСО. Он родился 5 сентября 1885 года в городке Гент (Нидерланды). В раннем детстве стал заниматься игрой на скрипке. Готовился стать профессиональным скрипачом, учился в Гентской консерватории, в пятнадцать лет стал концертмейстером Гентского симфонического оркестра. Во время Первой мировой войны находился в эвакуации в Великобритании. В 1920 году основал собственный оркестр Concerts Defauw, в 1925 году стал профессором дирижирования в Брюссельской консерватории, с 1926 года возглавил Симфонический оркестр консерватории. В 1937 году стал первым музыкальным руководителем Национального симфонического оркестра Бельгии. После прихода к власти фашистов уехал в Северную Америку. С 1941 до 1952 года был главным дирижером Монреальского симфонического оркестра. Последние годы жизни провел в совсем НЕ музыкальном городке Гэри в штате Индиана. С 1951 до 1958 года был музыкальным руководителем местного симфонического оркестра. Умер 25 июля 1960 года в возрасте семидесяти четырех лет.

Пять лет Дефо во главе ЧСО не стали ни началом новой эры, ни прорывом к чему-то новому. Самая известная запись Дефо с ЧСО датируется 1947 годом: в Скрипичном концерте Ф.Мендельсона солировал Миша Эльман. Дефо был крепким дирижером, но бельгийско-французская школа была чуждой для чикагских музыкантов, большинство из которых имели немецкие корни или немецких педагогов. Плюс школа отцов-основателей Томаса и Стока давала свои плоды. После Дефо чикагским оркестром два года руководил Артур Родзинский из семьи Габсбургов, три года – чешский дирижер из Австро-Венгрии Рафаэль Кубелик, в 1953 году оркестр возглавил Фриц Райнер. Но это уже совсем другая история…

19 марта. Эпизод 3 серии Symphony Center Presents On Demand. Септет Джазового оркестра Линкольн-центра исполнит новое сочинение музыкального руководителя Уинтона Марсалиса – сюиту “Демократия!” Исполнители: Уинтон Марсалис, труба; Эллиот Мейсон, тромбон; Тед Нэш, альт-саксофон и флейта; Уолтер Бландинг, тенор и сопрано-саксофон; Дэн Ниммер, фортепиано; Карлос Хенрикес, контрабас; Обед Калвер, ударные. Произведение было написано в прошлом году как ответ музыканта на КОВИД-19 и возросшую политическую напряженность в США. Марсалис описывает свою работу, как волнующее инструментальное размышление о проблемах, которые в последнее время доминировали в нашей жизни, и о красоте, возникающей в результате коллективных усилий по созданию лучшего будущего. Запись была сделана 27 сентября 2020 года в помещении Jazz at Lincoln Center’s Appel Room в Нью-Йорке. Эпизод доступен для просмотра до 28 марта. 25 марта в 7.00 pm состоится онлайн-встреча с Уинтоном Марсалисом. Регистрация обязательна.

Джазовый оркестр Линкольн-центра. Фото - Франк Стюарт
Джазовый оркестр Линкольн-центра. Фото — Франк Стюарт

25 марта – 23 апреля. Эпизод 16 серии “CSO Sessions”. В программе: пьеса “Зал призраков” для соло флейты пикколо А.Харберг (солистка – Дженнифер Ганн), Третий и Шестой Бранденбургские концерты И.С.Баха (исполнители – музыканты струнных секций ЧСО, соло на клавесине – Марк Шулдинер), ансамблевые канцоны, соната, O Magnum Mysterium Дж.Габриэли (исполнители – музыканты ЧСО).

Концерт открывает “Зал призраков” для соло флейты пикколо сорокавосьмилетней Аманды Харберг. Пятиминутная пьеса предлагает слушателям представить пустой концертный зал, который медленно возвращается к жизни с помощью пикколо. На оживающей после пандемии сцене мы увидим танцовщицу труппы Hubbard Street Dance Chicago Алиссу Аллен. Хореограф – Джессика Тонг.

Между двумя баховскими Бранденбургскими концертами прозвучит духовная музыка для медных духовых инструментов итальянского композитора и органиста эпохи позднего Возрождения Джованни Габриели (1555-1612). Долгие годы он служил органистом в Соборе святого Марка в Венеции, где впервые (1595-1597 годы!) и прозвучали эти произведения. Стоимость билета – $15.

Nota bene! Все подробности о концертах ЧСО – на сайте cso.org/home/.