Чикагский симфонический центр представляет…

Концерты 1-9 мая 2018 года

Семен Бычков. Фото – Шила Рок
Семен Бычков. Фото – Шила Рок

1 мая, 8.00 pm. Концерт из серии “Джаз в Симфоническом центре”. Вечер выдающегося индийского музыканта, виртуоза игры на индийском барабане табла Закира Хуссейна называется “Crosscurrents”. В концерте принимают участие легендарный британский джазовый контрабасист Дэйв Холланд (он играл с Майлзом Дэвисом в конце шестидесятых, записал с ним два альбома – “In A Silent Way” и “Bitches Brew”), саксофонист Крис Поттер и четверка индийских музыкантов: Луиз Бэнкс, клавишные; Санджав Дивеча, гитара, Джино Бэнкс, ударные; Шанкар Махадеван, вокал.

Закир Хуссейн
Закир Хуссейн

3-5 мая, 8.00 pm; 6 мая, 3.00 pm. Дирижировать Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) в эти дни будет маэстро Семен Бычков. В программе: Концерт для двух фортепиано с оркестром М.Бруха (солистки – сестры Катя и Мариэль Лабек), симфония “Манфред” П.Чайковского.

В этой программе любопытны как произведения, так и исполнители. Концерт для двух фортепиано с оркестром Макс Брух сочинил под впечатлением от игры американских пианисток, сестер Розы и Отиллии Сатро. Композитор услышал, как они исполняют его Фантазию для двух фортепиано и решил подарить им Концерт. Брух использовал черновики недописанной Третьей сюиты для органа и оркестра. Отсюда – редкая для фортепианного концерта тональность: ля-бемоль минор. После смерти Бруха сестры Сатро изменили Концерт, а потом и вовсе перестали его исполнять. Оригинальный вариант сочинения был реконструирован только в начале семидесятых годов. Сохранилась запись пианистов Натана Твининга и Мартина Беркофски и Лондонского симфонического оркестра под управлением Антала Дорати.

В наше время это произведение исполняется крайне редко. В Чикаго мы услышим замечательный дуэт французских пианисток, сестер Кати и Мариэль Лабек. Первые уроки музыки они получили от мамы. Вместе учились в музыкальной школе, вместе с отличием закончили Парижскую консерваторию. Сестры Лабек давно и успешно гастролируют по всему миру. У них огромный репертуар – от Баха и произведений XVIII века до современной музыки. На вопрос, что нужно для выступления в дуэте, Катя Лабек выделяет четыре направления – репертуар, доступность, непохожесть, любовь: “Вариации Лютославского на тему Паганини или Вариации Брамса на тему Гайдна играют все дуэты. Нужно создать свою, новую программу, работать с современными композиторами… Моя сестра и я доступны друг другу в любое время. Если один участник дуэта находится в Лондоне, а другой – в Париже или Риме, это нелегко для репетиций. Для нас очень важно место, где мы репетируем… Одинаково играть неинтересно. У нас с Мариэль один подход к музыке, но разные методы игры на фортепиано. Мы взаимодополняем друг друга… Очень важно любить людей, с которыми вы играете. Без этого результата не будет. Но это ценно не только для фортепианного дуэта, но и для всех музыкантов и всех видов музицирования”.

Сестры Катя и Мариэль Лабек
Сестры Катя и Мариэль Лабек

Я слушал выступления сестер Лабек несколько раз как в Симфоническом центре, так и на фестивале в Равинии, и могу сказать, что их концерты всегда достойны внимания.
Во второй части программы прозвучит симфония Чайковского “Манфред”, одно из программных сочинений композитора. Симфония написана под впечатлением от одноименной драматической поэмы Дж.Г.Байрона.

Обратите внимание! Концерт 6 мая состоится в помещении Hancher Auditorium (университет Айовы) по адресу: 141 East Park Road, Iowa City, IA 52242.

Кто есть кто в современной музыке. Дирижер Семен Бычков. Родился в Ленинграде 30 ноября 1952 года. Учился в Хоровом училище имени М.Глинки и в Ленинградской консерватории по классу И.Мусина. Победитель конкурса дирижеров имени С.Рахманинова. В 1974 году эмигрировал из СССР. С 1980 по 1989 гг. – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Баффало (США). С 1989 по 1998 гг. – главный дирижер Оркестра де Пари. С 1990 по 1994 гг. – главный приглашенный дирижер оркестра Санкт-Петербургской филармонии. С 1992 по 1998 гг. – главный приглашенный дирижер музыкального фестиваля “Флорентийский музыкальный май”. С 1998 по 2003 гг. – главный дирижер Дрезденской оперы. С 1997 по 2010 гг. – главный дирижер Симфонического оркестра Кельнского радио. Преподает в Королевской академии музыки в Лондоне. В 2015 году был назван Дирижером года по версии International Opera Awards. Гражданин США с 1983 года. Живет во Франции. Его жена – солирующая в концертах Мариэль Лабек.

Несколько лет назад мне удалось пообщаться с Семеном Бычковым. Перед вами – некоторые фрагменты из интервью с дирижером.

— Ваш творческий путь начинался очень успешно и благополучно. Что побудило вас, благополучного ученика Мусина, победителя конкурса дирижеров имени Рахманинова, подающего надежды дирижера, неожиданно уехать из Ленинграда?

— Для того, чтобы продолжать двигаться по тому пути, который был для меня поначалу открыт, мне нужно было заплатить определенную цену. А цена была всем хорошо известна – идеология. Эту цену я платить не хотел. Мои свободные мысли стали известны властям, и в тот момент, когда они поняли, что с идеологической точки зрения я не соответствовал параметрам советского гражданина, двери для меня оказались закрытыми и мой дебютный концерт с оркестром Ленинградской филармонии был отменен. Когда дверь закрывается, нужно найти другую дверь, через которую ты можешь выйти, или окно. Окном была в то время возможность эмиграции для людей еврейского происхождения. Это всем нам хорошо известно.

— Вас не смущало, что вам пришлось начинать работу с оркестрами в американской провинции?

— А что в этот период я мог дать великим оркестрам? Эти слова я сказал своему первому менеджеру, который хотел, чтобы я сразу дирижировал лучшими оркестрами мира. Он имел возможность меня туда порекомендовать. Что я бы смог им предложить, скажем, в симфонии Малера, в которой они знают решение всех проблем, а я даже не знаю, какие проблемы в ней существуют? Поэтому когда меня пригласили в Симфонический оркестр “Gran rapids” в Мичигане, это была ссылка, которую я сам выбрал. По моему мнению, все проблемы, которые существуют в первоклассных оркестрах, есть в любом оркестре. Разница только в бюджете и в уровне музыкантов. Потом был Симфонический оркестр города Баффало, Оркестр де Пари, Кельн…

— Что явилось толчком к вашему неожиданному взлету?

— В газетах тех лет даже писали слово “overnight”… Помог случай. Когда я жил в Мичигане, в Симфоническом оркестре Баффало заболел дирижер, который должен был ехать с оркестром в гастрольный тур по Германии. Меня порекомендовали этому оркестру, гастроли прошли успешно. Через три недели такая же ситуация возникла с оркестром Берлинской филармонии. Они услышали, как хорошо прошел дебют Бычкова, рискнули и пригласили меня заменить, кстати, Риккардо Мути. После того концерта Караян обо мне очень тепло отозвался, и музыкальный мир узнал меня. И в этот момент все заговорили про “overnight”. Но мы же знаем, что ничего “overnight” не бывает. Это годы учебы, работы, размышлений, выбора репертуара… Это совершенно естественный процесс, который не виден публике. Так что это был “overnight” в сознании общества, но не в моей жизни.

— Это правда, что Караян говорил после концерта, что хотел бы видеть вас в качестве своего преемника в Берлинском оркестре?

— В последнее десятилетие жизни вопрос о преемнике задавался ему очень часто. Когда ему в очередной раз задали этот вопрос, он в числе трех имен упомянул и мое. Если не ошибаюсь, кроме меня он назвал Хайтинка и кого-то еще. Он никому ничего не рекомендовал. Просто каким-то образом в этот момент я оказался у него на уме. Безусловно, это для меня огромнейшая честь. Для меня важнее иметь одобрение моей работы от такого великого мастера, чем критика тех, кто его не любил.

После тринадцатилетнего сотрудничества с Симфоническим оркестром Кельнского радио Бычков принял решение оставить коллектив. На мой вопрос, почему, он отшутился: “Выходя из-за стола, всегда лучше остаться немного голодным”, а потом добавил: “За сорок лет моей дирижерской карьеры я впервые отвечаю только за самого себя. Свобода от всего, что не связано непосредственно с процессом музицирования, меня в данный момент невероятно привлекает”.

В этом году “свободная” жизнь Бычкова заканчивается. С сезона 2018-19 годов он становится главным дирижером и музыкальным руководителем Чешского филармонического оркестра. Я желаю дирижеру всяческих успехов на новом витке его биографии!

“Манфред” Чайковского – часть нового крупного проекта Бычкова, который называется “The Tchaikovsky Project”. Это – идущая с 2016 году серия концертов и записей, посвященных произведениям Чайковского. Большинство записей последнего времени Бычков делает с Чешским филармоническим оркестром. “Манфред” Чайковского – последний, выпущенный совсем недавно диск. В рецензии на него музыкальный критик лондонской Guardian писал: “Бычков явно наслаждается величием и драматическими поворотами музыки, а оркестр отвечает дирижеру потрясающей игрой”.

Интересно, что в октябре 2015 года Семен Бычков уже исполнял “Манфред” в Чикаго. Правда, было это не с ЧСО, а с Civic Orchestra.

4 ноября в Симфоническом центре в серии “Оркестры мира” состоится первый с 2003 года концерт Чешского филармонического оркестра под управлением С.Бычкова. В программе – произведения Л.Фишера и А.Дворжака. Так что скоро мы вновь увидим маэстро Бычкова. На этот раз – со своим новым оркестром.

За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся беседы музыковеда, профессора Стивена Янесса об исполняемых произведениях.

5 мая, 11.00 am и 12.45 pm. Очередные концерты для самых маленьких меломанов посвящены русской балетной музыке. В программе: Танец русских моряков из балета Р.Глиэра “Красный мак”, Первая сюита из балета С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”, фрагменты балета П.Чайковского “Лебединое озеро”, Сюита из балета И.Стравинского “Жар-птица”. Исполнители: музыканты ЧСО, дирижер – Таня Миллер; танцоры учебной программы Балета Джоффри (Academy Trainees and Studio Company).

9 мая, 6.30 pm. Камерный концерт квинтета Chicago Loop в составе: Стефани Йонг, скрипка; Со Юнг Бей, скрипка; Сунгхи Чои, альт; Вейджинг Вонг, альт; Катинка Кляйн, виолончель. В программе: Четвертый струнный квинтет соль минор В.А.Моцарта, Второй струнный квинтет соль мажор И.Брамса.

Катинка Кляйн. Фото – Тодд Розенберг
Катинка Кляйн. Фото – Тодд Розенберг

Вход по бесплатным билетам. Их можно зарезервировать на сайте оркестра.

Nota bene! Одиночные билеты на концерты сезона 2017-18 годов и абонементы на концерты сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте Чикагского симфонического центра www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.