Баварский оркестр играет Малера

Чикагский симфонический центр, 28 апреля 2024 года

Симфонический оркестр Баварского радио. Фото - Астрид Акерман
Симфонический оркестр Баварского радио. Фото - Астрид Акерман

28 апреля в 3.00 pm в Симфоническом центре состоится единственный в Чикаго концерт Симфонического оркестра Баварского радио (Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks) под управлением сэра Саймона Рэттла. Один из лучших оркестров мира исполнит Шестую (“Трагическую”) симфонию Г.Малера.

Симфонический оркестр Баварского радио был создан в 1949 году на базе существовавшего ранее оркестра Мюнхенского радио. Первый главный дирижер оркестра — выдающийся немецкий музыкант Ойген Йохум. Он возглавлял коллектив на протяжении одиннадцати лет, превратив его в один из лучших оркестров Европы.

За семидесятипятилетнюю историю оркестром руководили пять дирижеров. Они приходили в мюнхенский коллектив всерьез и надолго, руководствуясь в своих взаимоотношениях принципом “оркестр-дом”. Перечислю эти имена: Рафаэль Кубелик — 1961-79 годы (с 1950 до 1953 года он руководил Чикагским симфоническим оркестром, с 1971 до 1974 года — Метрополитен-оперой), сэр Колин Дэвис (не путайте с сэром Эндрю — это разные дирижеры) — 1983- 92 годы, Лорин Маазель — 1993-2002 годы. В 1981 году главным дирижером оркестра согласился стать Кирилл Кондрашин, однако вскоре скоропостижно скончался.

В 2003 году главным дирижером оркестра стал Марис Янсонс. Его международная карьера была оглушительной: возглавив в 1979 году симфонический оркестр Осло, казавшийся на фоне столичных оркестров других европейских стран провинциальным, он сумел за несколько лет превратить его в один из интереснейших творческих коллективов. С 1997 по 2004 год он руководил Питтсбургским симфоническим оркестром, приняв его из рук маэстро Лорина Маазеля. В 2003 году Янсонс продолжил, по его словам, “принимать оркестры из рук Маазеля”. Когда дирижер в семьдесят два года оставил оркестр Баварского радио (по словам Янсонса — “коллектив высочайшего класса”) и переехал в Нью-Йорк, новым главным дирижером Баварского оркестра стал Янсонс. В Питтсбургском оркестре был шок, когда Янсонс объявил им, что не будет оставаться на третий срок. Они делали все, чтобы дирижер остался, даже хор специальный написали и спели ему, чтобы он не уходил. C 2004 года Янсонс стал делить свое время между Мюнхеном и Амстердамом, выступая с баварским оркестром десять недель, с оркестром Концертгебау — двенадцать. Сначала в Мюнхене огорчились решением Янсонса совмещать руководство двумя оркестрами. Баварские музыканты опасались, что станут для Янсонса пасынками, а любимым сыном будет Концертгебау. Однако дирижер их успокоил, убедив оркестр в том, что всегда все делает по максимуму: “Это вопрос моей совести и порядочности”. Маэстро Янсонс не обманул коллектив. В 2015 году дирижер закончил свой контракт с Концертгебау, оставшись дирижером-лауреатом, а с баварским коллективом продолжал работать вплоть до своей смерти 1 декабря 2019 года.

Годы с маэстро Янсонсом были годами расцвета Баварского оркестра. В 2006 году оркестр стал лауреатом премии “Грэмми” в категории “Лучшая оркестровая запись года”. Победа досталась оркестру за запись Тринадцатой симфонии Д.Шостаковича. (Дирижер — Марис Янсонс. Солист — Сергей Алексашкин. Запись фирмы “EMI Classics”.) Символично, что это произошло в год столетия великого композитора! В 2008 году оркестр получил премию “ECHO Klassik” за лучшую запись года (произведения Б.Бартока и М.Равеля), в 2010 году — звание лучшего оркестра года (“ECHO Klassik” за запись Седьмой симфонии А.Брукнера). В 2013 году за запись Девятой симфонии Г.Малера (дирижер — Б.Хайтинк) оркестр снова был награжден премией “ECHO Klassik”, за запись Девятой симфонии А.Дворжака (дирижер — А.Нельсонс) — премией German Record’s Review.

В сентябре 2009 года оркестр основал свою собственную студию звукозаписи “BR-KLASSIK”, на которой выпускает CD и DVD.

Симфонический оркестр Баварского радио неизменно входит в десятку лучших симфонических оркестров мира. В 2005 году оркестр провел триумфальное турне по городам Китая и Японии, в 2006 и 2009 годах выступил в Карнеги-холл, в 2007 году вместе с хором дал концерт в честь Папы Римского Бенедикта XVI. Оркестр ежегодно проводит концерты на Пасхальном фестивале в Люцерне, являясь оркестром-резидентом этого фестиваля. В 1982 году Баварский оркестр впервые в мире исполнил “Страсти по Иоанну” эстонского классика Арво Пярта. С 2009 года концертмейстером оркестра является один из лучших скрипачей мира Антон Барановский.

Баварский оркестр находится в Мюнхене. У него нет своего постоянного зала. Он выступает в культурном центре “Гаштайг” и в зале “Геркулес” Мюнхенского королевского дворца.

С сезона 2023-24 годов оркестр возглавляет сэр Саймон Рэттл. Его сотрудничество с оркестром началось в 2010 году. Объявление о том, что он станет главным дирижером оркестра, состоялось в январе 2021 года. Дирижер подписал с оркестром контракт на пять лет. В программе первого, инаугурационного концерта в качестве руководителя 21 сентября 2023 года прозвучала оратория Й.Гайдна “Сотворение мира”.

Саймон Рэттл. Фото - en.wikipedia.org
Саймон Рэттл. Фото — en.wikipedia.org

Лауреат трех премий “Грэмми” (и двадцати одной номинации) сэр Саймон Рэттл — еще одно громкое имя в современной академической музыке. Он родился в Ливерпуле 19 января 1955 года. Учился игре на фортепиано, скрипке, выступал как перкуссионист. Выпускник Лондонской Королевской академии музыки. Дирижерскую карьеру начал в качестве второго дирижера Борнмутского симфонического оркестра (1974-1976 годы). С 1992 года работает с лондонским Оркестром эпохи Просвещения. Главными в жизни сэра Рэттла остаются три оркестра: Бирмингемский симфонический (главный дирижер и музыкальный руководитель с 1980 до 1998 года), Берлинский филармонический (главный дирижер с 2002 до 2018 года), Лондонский симфонический (музыкальный руководитель с 2017 до 2023 года, ныне — дирижер-лауреат). Сэр Рэттл выступал с лучшими симфоническими и оперными оркестрами мира. Он — желанный гость на музыкальных фестивалях в Зальцбурге и в Экс-ан-Прованс, где прошлым летом с Лондонским симфоническим оркестром участвовал в новой постановке оперы А.Берга “Воццек”. С разными оркестрами сэр Рэттл записал все симфонии Л.ван Бетховена, И.Брамса, Г.Малера, Я.Сибелиуса. Среди записей Берлинского филармонического оркестра под управлением С.Рэттла — саундтрек к фильму “Парфюмер. История одного убийцы” (лейбл EMI). Последняя (пока) запись Рэттла — как раз Шестая симфония Малера. Запись сделана в сентябре 2023 года с оркестром Баварского радио.

Шестая симфония создавалась на протяжении двух летних каникул Малера в 1903 и 1904 годах. Закончив Симфонию, Малер пишет дирижеру Бруно Вальтеру: ”Моя Шестая готова. Думаю, что я смог!” Малеру к этому времени — сорок четыре года, из них восемь лет он руководит Венской оперой. “Я думаю о том, что стал здесь господином и повелителем, и мне это кажется сном”, — сказал однажды Малер, проходя мимо Венского оперного театра. Когда он гулял по улицам Будапешта, Гамбурга, Вены, люди останавливались, глядя на него во все глаза. “Когда он шел по улице, то даже извозчики, оборачиваясь ему вслед, возбужденно шептали: “Малер” — вспоминал Бруно Вальтер. А Малер возмущенно кричал: “Что я, дикий зверь какой-нибудь, почему вы стоите и глазеете на меня, точно в зоопарке?” Не терпевший дураков и лентяев, Малер нажил себе столько же врагов, сколько и поклонников. “Оркестранты боялись его, потому что в вопросах искусства он никогда ни на какие уступки не шел и был в своем неуклонном усердии на репетициях столь же безоговорочно суров к музыкантам, сколь и к себе”, — говорил один из его коллег-дирижеров. Исполнение его собственной музыки привлекало толпы молодежи и заставляло недоуменно гримасничать представителей старой гвардии. Оркестр находил его симфонии непонятными. В этом смысле Шестая не стала исключением. Малер писал: “Название “Трагическая” — попытка дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось и только привело ко всяким кривотолкам, стало, увы, ясно слишком скоро”. Однако дирижер Виллем Менгельберг хорошо понял Шестую симфонию: “В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе”. Малер ответил Менгельбергу: “Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо… Большое утешение — услышать слова подлинного и глубокого понимания…”

Симфонический оркестр Баварского радио. Фото - Астрид Акерман
Симфонический оркестр Баварского радио. Фото — Астрид Акерман

Шестая симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене. За дирижерским пультом стоял Густав Малер.

Последний раз в Чикаго Симфонический оркестр Баварского радио выступал в апреле 2016 года. Мы услышали Седьмую (“Ленинградскую”) симфонию Д.Шостаковича. Оркестром дирижировал Марис Янсонс.

Концертом в Чикаго Баварский оркестр открывает тур по городам США. Оркестр посетит Вашингтон (30 апреля), Филадельфию (1 мая), Нью-Йорк (2 и 3 мая).

Nota bene! Концерт Симфонического оркестра Баварского радио состоится 28 апреля в 3.00 pm в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604. Билеты на этот и другие концерты Симфонического центра сезона 2023-24 годов, а также абонементы на концерты сезона 2024-25 годов — на сайте www.cso.org.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*