Балет Джоффри: “Дон Кихот”

Хореография Юрия Посохова

Аманда Ассучена и Альберто Веласкес. Сцена из спектакля “Дон Кихот”. Фото - Тодд Розенберг
Аманда Ассучена и Альберто Веласкес. Сцена из спектакля “Дон Кихот”. Фото - Тодд Розенберг

Со 2 по 12 июня Балет Джоффри (The Joffrey Ballet) представляет “Дон Кихот” Л.Минкуса в хореографии Юрия Посохова. Спектакль, поставленный в 2011 году специально для чикагской труппы, стал на тот момент первым за всю историю заказом Балета Джоффри на постановку полномасштабного спектакля.

Родившийся в Вене создатель бессмертного “Дон Кихота” композитор Людвиг Минкус начинал свою музыкальную карьеру в качестве скрипача. В восемь лет он уже давал сольные концерты, в двадцать шесть стал концертмейстером оркестра Венской оперы. Проработав там всего год, неожиданно приехал в Москву и получил пост капельмейстера оркестра Крепостного театра графа Юсупова. В Москве Минкус остался надолго. Концертмейстер оркестра Большого театра, профессор скрипичного отделения Московской консерватории, Первый композитор балетной музыки при дирекции Императорских театров… Он был успешен как скрипач, но настоящее признание получили его балеты. “Пламя любви”, “Фиаметта”, “Немея”, “Ручей”, “Баядерка”… “Дон Кихот” был написан Минкусом для Большого театра в пору работы там другого великого иностранца – Мариуса Петипа. Премьера состоялась 14 декабря 1869 года. Тандем Минкус-Петипа оказался на редкость удачным. Вместе они создали шестнадцать балетов. Впрочем, одного “Дон Кихота” хватило бы, чтобы они навсегда остались в истории балета.

Несмотря на название, рыцарь печального образа вовсе не является главным героем “Дон Кихота”. Дочь трактирщика, прекрасная Китри, и цирюльник Базиль – таковы центральные персонажи балета. Именно для них Минкус написал самые эффектные, искрометные музыкальные номера. Сюжет здесь не имеет большого значения. Незатейливая новелла из романа Сервантеса о влюбленной парочке, преодолевшей сопротивление отца невесты и сыгравшей веселую свадьбу, послужила для Минкуса основой для создания великолепной танцевальной музыки. Балет полон энергии, он излучает задор, веселье, жизнь! Главное в этом балете – безудержная стихия танца! Она подчиняет себе все. Герои балета живут в танце, выражают в нем свои мысли и чувства. Неиссякаемая энергия танца делает “Дон Кихот” одним из самых зрелищных балетов в истории.

Аманда Ассучена и Альберто Веласкес. Сцена из спектакля “Дон Кихот”. Фото - Тодд Розенберг
Аманда Ассучена и Альберто Веласкес. Сцена из спектакля “Дон Кихот”. Фото — Тодд Розенберг

Партии Китри и Базиля танцевали все великие исполнители: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Екатерина Гельцер, Тамара Карсавина, Марина Семенова, Вахтанг Чабукиани, Ольга Спесивцева, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Михаил Барышников, Владимир Малахов… – перечислять имена можно еще очень долго. За сто пятьдесят три года, прошедших со времени премьеры, миру были представлены тысячи разных постановок “Дон Кихота”. Pas de deux и тридцать два фуэте из балета непременно исполняются в качестве вставных номеров на балетных конкурсах, концертах, спектаклях. Только в Чикаго за последние пятнадцать лет мы увидели пять разных “Дон Кихотов”. Вспомним о них.

2004 год. Триумфальные гастроли в Чикаго балетной труппы Большого театра. На сцене театра “Аудиториум” – “Дон Кихот” в хореографии Алексея Фадеечева. В партии Базилио блистал Николай Цискаридзе.

2008 год. Дебют в Чикаго балетной труппы Грузинского театра оперы и балета имени З.Палиашвили. Неподражаемая Нина Ананиашвили – Китри.

2011 год. “Дон Кихот” Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. С классическим балетом произведение Эйфмана связано только названием. Действие происходит в сумасшедшем доме, и многие аллегории взяты из нашей жизни. Среди заключенных больницы – фантазер, который, начитавшись романа Сервантеса, воображает себя Дон Кихотом.

2015 год. “Дон Кихот” Королевского балета Великобритании (The Royal Ballet) в хореографии и с участием Карлоса Акосты. Долгие годы Королевский балет представлял “Дон Кихот” в постановке Рудольфа Нуреева. В 2013 году великий кубинский танцор Акоста поставил балет специально для Ковент-Гарден. В партии Китри – замечательная аргентинская балерина Марианелла Нуньес. Акоста говорил, что для создания нового “Дон Кихота” ему понадобился дизайнер не из балетного мира. Он нашел его в лице лауреата премии “Тони” Тима Хотли: “Как только я встретился с ним, он начал предлагать мне разные идеи”. Особая трудность для Акосты состояла в том, что он одновременно является и хореографом, и исполнителем главной партии: “Я все время волнуюсь, что ветряные мельницы не появятся вовремя. Расслабиться не получается”.

2018 год. Кубинский национальный балет (Ballet Nacional de Cuba) с “Дон Кихотом” в хореографии художественного руководителя театра Алисии Алонсо. “Дон Кихот” с кубинским акцентом – так называют во всем мире этот легендарный спектакль 1988 года. Основываясь на классической хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского, Алонсо привнесла в балет кубинские аромат, страсть, энергию…

Аманда Ассучена и Альберто Веласкес. Сцена из спектакля “Дон Кихот”. Фото - Тодд Розенберг
Аманда Ассучена и Альберто Веласкес. Сцена из спектакля “Дон Кихот”. Фото — Тодд Розенберг

Юрий Посохов – громкое имя в современной хореографии. Он родился в Ворошиловграде (теперь – Луганск). После окончания Московского хореографического училища был принят в балетную труппу Большого театра и в течение десяти лет танцевал главные партии на главной балетной сцене России. Среди его наиболее известных работ – главная партия в “Блудном сыне” С.Прокофьева, первом балете Баланчина в Большом театре. С 1992 года Посохов работает в Европе, с конца девяностых – в качестве хореографа. В 1993 году Посохов исполнил партию принца Дезире в “Спящей красавице” в Балете Сан-Франциско. С 1994 до 2006 года был премьером калифорнийской труппы, в настоящее время – резидент-хореограф.

Творчество Юрия Посохова в Чикаго хорошо известно. Мы видели в его хореографии композицию “RakU” – выразительную историю японского императора, его жены и сгорающего от любви ревнивого монаха. Музыку к балету написал композитор и многолетний контрабасист оркестра Сан-Францисской оперы (он служит в нем с 1980 года) Шинджи Эшима. Премьера балета состоялась в Сан-Франциско в 2011 году. Премьера в Чикаго прошла в сентябре 2014 года.

В 2017 году Балет Джоффри показал композицию Посохова “Чудесный мандарин” на музыку Белы Бартока. Одноактная пантомима о Девушке, Юноше и Мандарине превратилась у Посохова в исследование темных страстей и взаимоотношений мужчины и женщины. В балете участвовали семь танцоров. Мировая премьера состоялась в феврале 2017 года в Кливленде.

В феврале 2019 года состоялась мировая премьера балета Ильи Демуцкого и Посохова “Анна Каренина“ – первая в истории совместная постановка Балета Джоффри и Австралийского балета.

Аманда Ассучена и Альберто Веласкес. Сцена из спектакля “Дон Кихот”. Фото - Тодд Розенберг
Аманда Ассучена и Альберто Веласкес. Сцена из спектакля “Дон Кихот”. Фото — Тодд Розенберг

Nota bene! “Дон Кихот” идет со 2 по 12 июня 2022 года в помещении Lyric Opera House по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Билеты – на сайте www.joffrey.org, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), телефону 312-386-8905, факсу 312-739-0119 или электронной почте subscriptions@joffrey.org. Об истории и сегодняшнем дне Балета Джоффри читайте на сайте компании www.joffrey.org/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящих спектаклях.