“Американец в Париже” (“American In Paris”)

Сцена из мюзикла “Американец в Париже”. Фото – Мэтью Мерфи

О новом спектакле и новом сезоне “Broadway in Chicago“

В эти дни компания “Broadway in Chicago“ представляет мюзикл Джорджа и Айры Гершвинов “Американец в Париже” (либретто Крейга Лукаса).

В основе мюзикла – одноименный голливудский фильм 1951 года Винсента Минелли (отца Лайзы Минелли) с нехитрым романтичным сюжетом и замечательной музыкой. Бывший солдат, американец Джерри Маллиган (лучшая работа в кино Джина Келли) после Второй мировой войны остается в Париже и сразу влюбляется в этот город. Начинающий художник ищет вдохновения на Монмартре, дыша воздухом любви и свободы. Вскоре Джерри встречает прекрасную француженку Лиз (“бедную Лиз” — продавщицу в парфюмерном магазине) и влюбляется в нее с первого взгляда. Конечно, не все так просто. У Лиз есть жених, а у Джерри — богатая покровительница. Жених спас Лиз во время войны, и в благодарность она обещала выйти за него замуж. Покровительница Джерри успела купить у него несколько картин, надеясь таким образом завоевать его внимание. Джерри и Лиз пытаются закончить свои отношения и больше не встречаться, но любовь, как известно, не знает преград. В итоге нас ждет хэппи-энд, и в финале картины счастливые влюбленные танцуют на фоне дивных пейзажей Парижа.

Обычная любовная история, не правда ли? Тем не менее она покорила сердца миллионов зрителей во всем мире и завоевала множество премий. Главные из них — шесть премий “Оскар“, в том числе — за лучшие режиссуру и фильм. Я убежден, что успеху фильма во многом сопутствовала музыка Гершвина — яркая, зажигательная, праздничная.

Спустя пятьдесят пять лет после выхода фильма Кен Людвиг (сценарист) и Грегори Бойд (режиссер) взялись за постановку мюзикла. Премьера в Хьюстоне в мае 2008 года прошла с переменным успехом, и вскоре спектакль сошел со сцены. А вот вторая версия “Американца…“ получилась во всех отношениях триумфальной. Предварительные показы состоялись в ноябре 2014 года в театре “Шатле“ (Théâtre du Châtelet) в Париже, мировая премьера прошла в Palace Theatre на Бродвее 12 апреля 2015 года. В главных ролях блистали солист Нью-Йоркского городского балета Роберт Фейрчайлд и артистка Королевского балета Ковент-Гарден Линн Коуп. Спектакль шел на Бродвее до октября 2016 года, его сыграли более шестисот раз. В марте 2017 года состоялась премьера спектакля на Вест-Энде в Лондоне (Dominion Theatre).

Сцена из мюзикла “Американец в Париже”. Фото – Мэтью Мерфи

Настоящим героем постановки стал признанный английский балетмейстер Кристофер Уилдон. Он является хореографом и режиссером-постановщиком. Интересно, что это бродвейский дебют Уилдона, его первое обращение к мюзиклу и первый опыт работы в жанре ремейка.

По сравнению с фильмом Уилдон несколько изменил сюжет. Продавщица Лиз превратилась в танцовщицу. Она исполняет главную партию в новом балете. Художник Джерри работает над костюмами (они у него получаются в стиле раннего Малевича), а друг-композитор оказывается автором музыки. Таким образом Уилдон создал конфигурацию спектакля в спектакле и сосредоточился на новой (своей любимой) сюжетной линии — постановке балета. В некоторых сценах мы видим подробности репетиций глазами обычного зрителя в зале, в некоторых — глазами главных героев по ту сторону кулисы. В финале спектакля (хотел написать — балета) Лиз и Джерри объясняются в любви на языке классического танца. Все заканчивается красивым финальным поцелуем влюбленных.

Вот такой красивый хэппи-энд в постановке одного из лучших мастеров современного балета. Уилдон создал удивительно живой и современный спектакль с яркими костюмами, разнообразными танцами, запоминающейся хореографией.

Конечно, все держится на музыке. Тем не менее хочется отметить весьма остроумные диалоги. Зал активно реагирует на сравнения французского и американского менталитетов и шутки по поводу языка типа: “На родине мне говорят, что я бездарность. Здесь тоже это говорят, но по-французски это звучит красивее“.

Среди основных музыкальных номеров спектакля — композиции: “I Got Rhythm“, “Liza“, “But Not For Me“, “I’ll Build a Stairway to Paradise“. В мюзикле используется не только музыка Гершвина к фильму, но и фрагменты из других произведений композитора, в том числе — из его Концерта фа мажор для фортепиано с оркестром, Второй фортепианной прелюдии, Второй рапсодии для фортепиано с оркестром, Кубинской увертюры.

Английский хореограф Кристофер Уилдон всю жизнь связан с балетной труппой Ковент-Гарден. С одиннадцати до восемнадцати лет он учился в Школе при Ковент-Гарден, с 1991 по 1993 годы танцевал в труппе театра, затем неоднократно (с 1996 года) возвращался на эту сцену в качестве балетмейстера, в настоящее время является членом труппы лондонского театра. В 2011 году Уилдон поставил балет “Приключения Алисы в стране чудес” на музыку английского композитора Джоби Талбота. На премьере партию Валета Червей исполнял Сергей Полунин.

Сцена из мюзикла “Американец в Париже”. Фото – Мэтью Мерфи

В 2007 году в Большом театре Уилдон поставил одноактный балет “Misericordes” – “Милосердный” или “Сострадающий”. На состоявшейся в Москве 26 мая 2016 года церемонии вручения премии “Benois de la Danse” триумфатором стал балет Уилдона “Зимняя сказка” (“The Winter’s Tale”) на музыку Талбота. Уилдон стал лучшим хореографом, Талбот – лучшим композитором, исполнитель главной партии Эдуард Уотсон – лучшим танцовщиком.

В 2012 году в Ковент-Гарден на вечере одноактных балетов мне посчастливилось посмотреть композицию Уилдона “Aeternum” на музыку Б.Бриттена. Название можно перевести как “Навечно” или “Навсегда”. (Уилдон любит латинские названия.)

Балет получился под стать музыке: напряженным, эмоциональным, нервным. В балете царствовала Смерть. Люди не властны сопротивляться неизбежному и изменить судьбу – говорил своим балетом Уилдон.

В Чикаго работы Уилдона хорошо известны. Именно ему принадлежит новая версия “Лебединого озера”, поставленная в Joffrey Ballet осенью 2015 года. В декабре 2016 года Уилдон поставил для Joffrey Ballet нового “Щелкунчика”, в феврале 2017 — “Рай дураков” (“Fool’s Paradise”), первый балет созданной Уилдоном компании Morphoses. Балет абстрактный, для девяти танцоров. В нем звучит музыка все того же Талбота (любимого композитора Уилдона). Мне очень понравился этот балет. На темную сцену один за другим выходили солисты, исполняли сольные танцы, сталкивались в дуэтах и трио. Тела танцоров образовывали серию живых скульптур, а выхваченные из мрака “мерцающие лепестки” тел-душ создавали незабываемый визуальный эффект.

Сцена из мюзикла “Американец в Париже”. Фото – Мэтью Мерфи

Мюзикл “Американец в Париже” стал главной сенсацией 2015 года. Спектакль получил четыре премии “Тони“, в том числе — за лучшие работы хореографа и художника-постановщика (сценография и костюмы Боба Кроули); четыре Drama Desk Awards,  Drama League Award за лучший мюзикл, четыре Outer Critics Circle Awards, многие другие награды. В числе лучших постановок года его отметили такие издания, как Associated Press, The New York Times, The Wall Street Journal, The New Yorker.

Показ мюзикла проходит в рамках тура по городам США. После Чикаго постановку увидят зрители Атланты. Все подробности о мюзикле “Американец в Париже” — на сайте http://www.anamericaninparisbroadway.com/.

14 августа 2017 года в парке “Милленниум“ состоится ежегодный концерт, составленный из фрагментов лучших бродвейских спектаклей.

В дальнейших планах компании “Broadway in Chicago” – спектакли “90210: The Musical (13 — 17 сентября 2017 года, Broadway Playhouse),Motown the Musical (25 сентября — 8 октября 2017 года, Cadillac Palace Theatre), “Отверженные” (”Les Miserables”, 11-29 октября 2017 года, Cadillac Palace Theatre), “Школа рока” на музыку Э.Л.Уэббера (”School of Rock”, 1-19 ноября 2017 года, Cadillac Palace Theatre),Escape to Margaritaville (9 ноября -2 декабря 2017 года, Oriental Theatre), “Белое рождество Ирвинга Берлина” (”Irving Berlin’s White Christmas”, 21 ноября — 3 декабря 2017 года, Cadillac Palace Theatre),BeautifulThe Carole King Musical (5 декабря 2017 года — 28 января 2018 года, Cadillac Palace Theatre), “Злая” (“Wicked”, 6 декабря 2017 года — 21 января 2018 года, Oriental Theatre), “Люди” по пьесе Стивена Карама (”The Humans”, премия ”Тони” 2016 года за лучшую пьесу года, 30 января — 11 февраля 2018 года, Cadillac Palace Theatre), “Любовь не умрет никогда” на музыку Э.Л.Уэббера (”Love Never Dies”, 14 февраля — 4 марта 2018 года, Cadillac Palace Theatre), Waitress (3 — 22 июля 2018 года, Cadillac Palace Theatre), “Пурпурный цвет” (“The Color Purple”, 17 — 29 июля 2018 года, Oriental Theatre).

Компания “Broadway in Chicago“ была образована в июле 2000 года и за семнадцать лет своего существования разрослась до одной из крупнейших гастрольных компаний в США. На территории так называемого театрального района Чикаго (Chicago Theater District) работают пять театров, которые показывают мюзиклы и спектакли компании. Перечислим их: The PrivateBank Theatre, the Oriental Theatre, Cadillac Palace Theatre, the Auditorium Theatre of Roosevelt University и the Broadway Playhouse at Water Tower Place. Представления ежегодно посещают до 1.7 миллиона человек.

Nota bene! Мюзикл “Американец в Париже” идет до 13 августа 2017 года в помещении Oriental Theatre по адресу: 24 West Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2016-17 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2017-18 годов продаются в театральных кассах компании “Broadway in Chicago” (24 West Randolph Street, 151 West Randolph Street, 18 West Monroe Street и 175 East Chestnut). Билеты можно заказать по телефону 800-775-2000 или на сайтах www.ticketmaster.com и www.broadwayinchicago.com. Групповые скидки (10+) – по телефону 312-977-1710. Подробная информация – на сайте www.BroadwayInChicago.com.