Храм Бахаи

Окончание. Начало

The Bahá’í House of Worship, или Храм Бахаи, расположен в Вилметте, Иллинойс. Один из десяти храмов, посвященных вере Бахаи, и старейший сохранившийся до наших дней Бахаитский храм в мире.

Посвящение и наследие

Храм был, в конце концов, освящен 2 мая 1953 года. На богослужениях присутствовало более 3500 человек, в том числе 91-летняя Коринна Тру, Рухия Ханум, жена Шоги Эффенди (хранителя веры после смерти Абдул-Баха). Несколько видных деятелей, таких как судья Верховного Суда Уильям О. Дуглас и будущий судья Тергуд Маршалл, направили послания, восхваляющие Бахаи.

В 1978 году молитвенный дом был включен в Национальный реестр исторических мест. Здание стало популярным местом для туристов, и Управление туризма штата Иллинойс назвало его одним из «семи чудес Иллинойса». В 2012 году община Бахаи Соединенных Штатов отметила 100-летие освящения краеугольного камня храма. По случаю двухсотлетия штата Иллинойс в 2018 году молитвенный дом Бахаи был выбран одним из 200 великих мест Иллинойса Американским институтом архитекторов штата Иллинойс (AIA Illinois) и был признан журналом о путешествиях USA Today одним из 25 мест, выбранных AIA Illinois для Illinois обязательными к просмотру.

Архитектура

Верхняя часть купола покрыта замысловатой орнаментальной резьбой.

Молитвенный дом представляет собой куполообразное сооружение, окруженное садами и фонтанами на участке площадью 6,97 (2,82 га) акр. Расстояние между полом зала и потолком купола составляет 138 футов (42 м) в высоту, а внутренняя часть купола – 72 фута (22 м) в диаметре. Зал вмещает 1191 человек.

Поскольку девять – последнее число в десятичной системе исчисления, Бахаи считают, что оно символизирует совершенство, а элемент девять также является значением слова Баха (по-арабски «слава») в нумерологии Абджада. Таким образом, многие элементы здания располагаются группами по девять. Например, есть девять входов в зрительный зал, девять внутренних альковов, девять куполообразных секций и девять фонтанов в саду.

Облицовка здания состоит из бетонной смеси портландцемента и двух видов кварца. Многие сложные детали вырезаны в бетоне. Целый ряд писаний Бахауллы, основателя религии, начертаны над входами в здание и во внутреннем пространстве альковов. Символы многих религий, такие как христианский крест, Звезда Давида, Звезда и полумесяц, можно найти в каждой наружной колонне. Сами колонны украшены символом, используемым индусами и буддистами, в виде свастики. На вершине каждой колонны находится девятиконечная звезда, символизирующая веру Бахаи.

В центре свода купола можно увидеть арабскую надпись. Это символ Бахаи, называемый “Величайшим именем”; надпись переводится как “О Слава Всеславного”. Секретарь Шоги Эффенди, писавший от его имени, объяснил: “Под “величайшим именем” подразумевается то, что Бахаулла явился во имя Всевышнего, другими словами, что он является высшим Богоявлением”.

Бывшая студия архитектора Луи Буржуа находится через дорогу от молитвенного дома по адресу: Шеридан-Роуд, 536.

Ранние контакты с Верой Бахаи

Россия обладала очень сильным дипломатическим присутствием в Иране в девятнадцатом веке, в связи с этим первые взаимодействия между новой религией и царским правительством произошли довольно рано. В начале девятнадцатого века некий Мулла Садык предсказывал народу Урдубада скорое пришествие Махди на русскую территорию, неподалеку от иранской границы (он был сослан в Варшаву, где и умер). Его преемник на посту лидера движения, которое он возглавил, Сайид Абдул-Карим Урдубади, как сообщается, стал последователем Баби и был сослан в Смоленск российскими властями, которые опасались возможности беспорядков среди своих мусульманских подданных. Позже он был освобожден и жил в Астрахани. Поэтому, когда в 1847 году сам Баб был переведен для заточения в Мах-Ку неподалеку от русской границы и района, потревоженного пророчеством муллы Садыка, русский министр в Тегеране князь Димитрий Иванович Долгоруков (ум. 1867) настаивал на том, чтобы Баб был удален из Маха-Ку. Начиная с 1848 года Долгоруков часто упоминал имена

“Баб” и “Баби” в депешах, которые он отправлял в российское Министерство иностранных дел. В 1849 году Долгоруков прислал несколько донесений об эпизоде, связанном с Шейхом Табарси, а в 1850 году он попросил русского консула в Тебризе навести справки о доктринах Баби, а также сообщить об эпизодах в Зенджане и Найризе.

Когда в 1852 году произошло покушение на жизнь Насер ад-Дин Шаха, Бахаулла был арестован, когда покидал российское консульство, где его шурин, Мирза Маджид ахи, был секретарем. Долгоруков приложил немало усилий, чтобы добиться освобождения Бахауллы, о чем говорится в послании Бахауллы царю России. Сообщается, что после освобождения Долгоруков предложил Бахаулле организовать его ссылку на территории России, но Бахаулла отказался, предпочитая отправиться в Багдад.

Еще один эпизод в Иране, связанный с российским правительством, произошел, когда Бахаи Исфахана подверглись жестоким преследованиям в 1903 году и укрылись в российском консульстве при поддержке русского консула Бароновского. Однако русский консул тогда испугался, и Бахаи были вынуждены покинуть консульство, многие были сильно избиты толпой, когда вышли. В архивах российского Министерства иностранных дел должно быть много сообщений об эпизодах истории Баби и Бахаи, но они еще не исследованы.

Царь Александр II получил одну из скрижалей Бахауллы. Ряд российских ученых проявляли особую активность в изучении религий Баби и Бахаи. Н.В. Ханыков, Бернард Дорн и Ф. А. Бакулин собирали материал в Иране, в то время как Александр Туманский изучал веру Бахаи среди Бахаи Ашхабада, а барон Виктор Розен отвечал за публикацию нескольких сочинений Бахауллы. Туманский отвечал за публикацию перевода “Китаб-и-Акдас” на русский язык.

Бахаи в России. Первые переселения

Примерно с 1884 года иранские Бахаи начали мигрировать на российские территории, расположенные прямо к северу от Ирана, в частности в Ашхабад и Баку. Здесь они обрели свободу вероисповедания и свободу строить институты своей веры, в чем им было отказано в Иране. Небольшая община Бахаи возникла и в самой России. Одной из первых Бахаи была Изабелла Гриневская, хотя сложно сказать, когда она впервые признала себя Бахаи.

Изабелла Аркадьевна Гриневская (урождённая Бейла Фридберг, 3 (15) мая 1864, Гродно — 15 октября 1944, Ленинград) — русский и еврейский драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, публицист.

Публиковала художественную прозу на идише, стихи, пьесы, переводы и публицистику на русском языке.

Написала и опубликовала большое число произведений в различных жанрах, однако наибольшую известность принесли ей пьесы “Баб” (СПб, 1903, 1916; поставлена в театре Литературно-художественного общества в Петербурге в 1904 г.) и “Беха-Улла” (СПб., 1912), посвящённые основателям новейших религиозных учений современности — бабизма и бахаизма — Бабу и Бахаулле.

В письме к Гриневской от 22 октября 1903 о пьесе “Баб” одобрительно отозвался Л. Н. Толстой, сам глубоко интересовавшийся историей и учением Баба и Бахауллы.
Более того, граф Лев Толстой сам встречался и переписывался с Бахаистами.

Гриневская познакомилась с Абдул-Баха в 1910 году в Египте и опубликовала пьесы и очерки о новой религии, одна из которых, “Баб”, много раз исполнялась в разных театрах российской столицы.

Было много иранских студентов Бахаи и торговцев и в Москве.

В заключение хотелось бы так же отметить, что Здания Всемирного центра Бахаи находятся и в Израиле: в Хайфе, Акко и Бахджи. Это расположение связано с историческим заключением Бахауллы правящим режимом Османской империи в период османского владычества над Палестиной, ныне Израилем, в Акко, вблизи Хайфы.

Многие святые места Бахаи в Хайфе и вокруг Акко, включая террасы на склоне горы Кармель, Усыпальницу Баба, Усыпальницу Бахауллы, Особняк в Бахджи и Особняк Мазраи были включены в Список всемирного наследия в июле 2008 года. Святыни Бахаи “являются первыми объектами, связанными с относительно новой религиозной традицией, признанными в Списке всемирного наследия”.