Еврейский Новый Год

Только несколько дней после Еврейского нового года, Рош-а-Шаны, Владимир Хананаев праздновал свой 90-летний юбилей со своей семьей и со всем Центром. Желаем ему прекрасного начало нового 91-го года! Фото: Forever Young
Только несколько дней после Еврейского нового года, Рош-а-Шаны, Владимир Хананаев праздновал свой 90-летний юбилей со своей семьей и со всем Центром. Желаем ему прекрасного начало нового 91-го года! Фото: Forever Young

Ленa Литас, Генеральный Директор
Любовь Бел, Директор Культурно-просветительных Программ
Forever Yоung Adult Day Services

В переводе с иврита, Рош-а-Шана – Еврейский Новый год – означает «голова года». Этот важнейший духовный праздник для евреев, связанный со многими символическими обрядами.

На самом деле, несмотря на то, что Рош-а-Шана зачастую называют «еврейским Новым годом», считается, что «Небесный суд» творится над всем человечеством: как над евреями, так и неевреями. Поэтому и неевреям также есть смысл молиться в этот день.

В этом году празднование длилось с захода солнца 25 сентября до вторника 27 сентября, когда, по еврейскому календарю, наступил новый 5783 год.

Хотя сам праздник длится всего два дня, подготовка к нему начинается намного раньше и включает в себя как и уборку дома и места празднования, так и приготовление многочисленных блюд. Конечно, каждый человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим и «сладким», поэтому подаются много блюд, символизирующих пожелания счастливого года. Не будет преувеличением сказать, что каждое блюдо на столе, каким бы простым оно ни было, несет в себе глубокий смысл. Например:

Торжественная трапеза где посетители Центра празднуют все праздники вместе. Фото: Forever Young
Торжественная трапеза где посетители Центра празднуют все праздники вместе. Фото: Forever Young

Хлеб – В качестве хлеба в этот день выступает круглая сдобная хала с изюмом. Круг символизирует цикличность времен года, хода жизни. Изюм в хале придает ей особую сладость.

Яблоки – Они означают Плоды древ Создателя – дольки сладкого яблока вслед за халой каждый макает в мед, произнося: «Благословен ты, Бог, властитель мира, создатель плодов деревьев. Да будет твоим желанием, чтобы Новый год был для нас хорошим и сладким».

Мед – символ достатка и сладкой жизни.

Гранаты – Считается, что в каждом плоде этого фрукта 613 косточек, как глав в Торе. Столько же мицв (добрых дел) заповедано сделать еврею в наступающем году.

Цимес – Сладкая морковь – плод земли Создателя.

Рыба – В еврейской национальной кухне дается особое почитание рыбы как символа мудрости и прозорливости. Символ плодовитости и обилия по аналогии ее изобилия в водах, т.к. рыба никогда не закрывает глаз и видит все. Глаза рыбы – символ знания, достижения мудрости Всевышнего. Глава семьи ест голову рыбы и произносит слова: «Пусть будем мы в голове (в ведущих), а не в хвосте (не в ведомых)». Еврейская национальная кухня, ограниченная строгими рамками кашрута (кошерный по еврейскому закону), всегда отдавала предпочтение рыбным блюдам.

С Новым 5783годом поздравляет Любовь Бел, Директор культурно-просветительных программ Центра Виллинга. Фото: Forever Young
С Новым 5783годом поздравляет Любовь Бел, Директор культурно-просветительных программ Центра Виллинга. Фото: Forever Young

В начале трапезы принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу жизни». А во время трапезы принято обмакивать хлеб, над котором произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Есть яблоки с медом обычаи всех праздничных дней, когда запрещено есть горькую и кислую пищу. Иудеи верят, что в этом случае новый год может принести горести и беды. Также не принято есть орехи, поскольку числовое значение слова «орех» на иврите равно числовому значению слова «грех», о чем не принято упоминать в дни Нового года.

Помимо кулинарных ритуалов, подготовка к празднику обязательно включает духовную подготовку к почитанию. Люди готовятся к празднику, вспоминая прошедший год, свои поступки и ошибки, анализируя их и каясь, каждый по-своему. Иудеи верят, что в дни Рош-а-Шана бог судит весь мир, и молитва в праздничные дни может повлиять на вынесенный вердикт. В этот период в богослужении преобладают мотивы самоанализа и покаяния: вспомнить обо всем, что за год, признаться себе в совершении недобрых поступков и искренне в них раскаяться.

Одна из традиций еврейского Нового года – трубить в духовой инструмент Шофар во время торжественной службы в синагоге. Это является призывом к молитве, покаянию и извещением о наступлении Нового года. Считается, что под звуки бараньего рога Бог пересаживается с трона «Судьи» на Трон «Милосердия». Шофар – это вызов на торжественный суд и призыв к раскаянию. И в глубокой древности и сейчас Шофар изготавливается из натурального рога баранов, козлов, антилоп, газелей, из-за чего встречаются разные по длине и форме.

Радуется празднику Диана Кофман, музыкальный директор Центра Виллинга. Фото: Л. Бел
Радуется празднику Диана Кофман, музыкальный директор Центра Виллинга. Фото: Л. Бел

На Рош-а-Шану положено одевать новую одежду, светлую и нарядную, что всегда подымает праздничное настроения. Это день для души, и он не должен быть мрачным.

У нас в Центре в дни празднования еврейского Нового года проходят замечательные концерты, викторины, танцы, где участники щедро дарят свой талант всем присутствующим, создавая праздничную атмосферу. Клиенты собираются за столами и рассказывают интересные и веселые истории, анекдоты, от души смеясь со всеми вокруг и над собой.

В Рош-а-Шана начинается 10-ти дневной период – «Дни Трепета», который завершается «Йом Кипур» – в этом году 5 октября. Это день всепрощения и искупления, когда люди молятся и просят Всевышнего ниспослать им благополучие и радость.

Клара Гзовская прекрасно танцует под пение Брони Фишман «Хава Нагилу» на праздничном концерте в Центре. Фото: Л. Бел
Клара Гзовская прекрасно танцует под пение Брони Фишман «Хава Нагилу» на праздничном концерте в Центре. Фото: Л. Бел

С праздником всех! Хорошего и сладкого вам Нового года!