“Метрополитен-опера в кино” на бис

Четыре оперы летом

Соня Йончева и Майкл Фабиано в спектакле “Богема”. Фото - Кен Ховард/Metropolitan Opera
Соня Йончева и Майкл Фабиано в спектакле “Богема”. Фото - Кен Ховард/Metropolitan Opera

Как всегда, после очередного – семнадцатого — сезона серии “Метрополитен-опера в кино” нас ждут оперы на бис (The Metropolitan Opera’s Live in HD Summer Encores).

24 июля 2024 года, 1.00 и 6.00 pm. “Богема” Дж.Пуччини. Дирижер — Марко Армилиато. Режиссер — Франко Дзефирелли. В главных партиях: Мими — Соня Йончева, Рудольф — Майкл Фабиано, Мюзетта — Сюзанна Филлипс, Марсель — Лукас Мичем, Шонар — Алексей Лавров, Коллен — Мэтью Роуз. Запись 24 февраля 2018 года.

Одна из самых популярных опер в истории музыки. Премьера прошла в 1896 году. Даже если вам покажутся старомодными костюмы и декорации, если даже голоса солистов будут далеки от идеала, то музыка Джакомо Пуччини сделает свое дело и вы выйдете из зала с приятными впечатлениями.

31 июля 2024 года, 1.00 и 6.00 pm. “Золушка” Дж.Россини. Дирижер — Фабио Луизи. Режиссер — Чезаре Леви. В главных партиях: Золушка — Джойс Ди Донато, Дон Рамиро — Хуан Диего Флорес, Дон Маньифико — Алессандро Корбелли, Дандини — Пьетро Спаньоли, Алидоро — Лука Пизарони. Запись 10 мая 2014 года.

“Золушка” — одиннадцатая опера Россини. После громкого успеха “Севильского цирюльника” в 1817 году композитору сделали заказ для римского карнавала. Полное название оперы — “Золушка, или Победа кротости”. Она была написана за двадцать один день. Литературной основой оперы стала известная сказка Шарля Перро “Золушка”, однако либретто (автор — Джакопо Ферретти) значительно отличается от сказки. В опере нет феи, тыквы-кареты, мышей-лошадей, нет прочих милых и приятных чудес, и вместо злой мачехи у Шарля Перро — злой отчим у Россини. Нет в опере и знаменитой хрустальной туфельки, по которой Принц находит Золушку. Но если замену мачехи на отчима и отсутствие сказочных персонажей понять трудно, то с башмачком все как-то понятней. Оставить его и тем самым продемонстрировать — о, ужас! — оголенную женскую ножку на сцене Римского театра было в те времена совершенно невозможно. В начале XVIII века (1700-1710 годы) Ватикан в лице пап Иннокентия XII и Климента XI запретил оперные представления, выпустив нечто вроде трактата “О вреде оперы вообще”. И хоть прошел целый век со времени запрета, времена тем не менее были весьма суровые. Ватикан и сейчас не отличается свободой нравов, а тогда до либерализма Шарля Перро ему было, как до Луны! Поэтому Принц нашел Золушку не по хрустальной туфельке, а по… браслету. Впрочем, какая в сущности разница?! Живость и реализм Россини, его стремительная музыка и динамичное действие приковывают внимание зрителей, и мы становимся участниками событий, веря в волшебную силу “обыкновенного чуда” любви, как верят в него Золушка и Принц.

Хуан Диего Флорес и Джойс Ди Донато в спектакле “Золушка”. Фото - Кен Ховард/Metropolitan Opera
Хуан Диего Флорес и Джойс Ди Донато в спектакле “Золушка”. Фото — Кен Ховард/Metropolitan Opera

Мировая премьера “Золушки” с триумфальным успехом прошла 25 января 1817 года в Римском театре “Валле”. Композитору едва исполнилось двадцать пять лет. В партии Анжелины выступила знаменитая певица Джельтруда Джорджи-Ригетти, первая исполнительница партии Розины в “Севильском цирюльнике”. Мы услышим в главной партии трехкратного лауреата премии “Грэмми”, великолепную Джойс Ди Донато.

7 августа 2024 года, 1.00 и 6.00 pm. “Турандот” Дж.Пуччини. Дирижер — Паоло Кариньяни. Режиссер — Франко Дзефирелли. В главных партиях: Принцесса Турандот — Нина Штемме, Калаф — Марко Берти, Лю — Анита Хартиг, Тимур — Александр Цимбалюк. Запись 30 января 2016 года.

Сцена из спектакля “Турандот”. Фото - Марти Сол/Metropolitan Opera
Сцена из спектакля “Турандот”. Фото — Марти Сол/Metropolitan Opera

Легенда о коварной “дочери неба”, жестокосердной принцессе Турандот стала известна благодаря сборнику персидских сказок “Тысяча и один день”, изданному в 1711 году в Париже. На театральных подмостках Турандот появилась в 1729 году, когда на парижской ярмарке Сен-Лоран впервые была показана знаменитая комическая опера Лесажа и Д’Орневаля “Китайская принцесса”. Славный путь самой известной принцессы Китая продолжился в Италии — привезенная из-за Альп таинственная красавица заворожила венецианца Карло Гоцци, и он посвятил ей одну из своих знаменитейших сказок для театра. Автор писал: “Сказка о Турандот, принцессе Китайской, обставленная всеми невероятными перипетиями, с которыми читателю предстоит познакомиться, при незначительном участии доблестных масок и без всяких чудесных появлений и превращений, была поставлена труппой Сакки в театре Сан-Самуэле в Венеции 22 января 1762 года и шла с успехом семь вечеров подряд, благосклонно собирая полную залу”. В XIX веке в спор за обладание Турандот победоносно вступила Германия — в 1801 году Фридрих Шиллер, подвергнув значительной переработке сказку Гоцци, создал пьесу, столетие не сходившую с театральных подмостков Европы. История Турандот и ее три загадки не давали покоя и композиторам, и драматургам, и режиссерам. В разных уголках Европы с завидной регулярностью появлялись все новые музыкальные сочинения, навеянные сказкой о китайской принцессе, многие театральные труппы включали пьесы Гоцци и Шиллера в свой репертуар. Джакомо Пуччини увидел “Турандот” Шиллера в 1919 году в Берлине, в театре Макса Рейнгардта. Он был к этому времени обласкан славой, наслаждался жизнью и все меньше времени проводил за сочинением музыки. Он любил быстрые машины, любил играть в покер и охотиться на уток и женщин (можно и в обратном порядке). Тем не менее композитора так захватил мир сказочного Китая, что он с жаром принялся за сочинение своей, как оказалось, последней оперы…

14 августа 2024 года, 1.00 и 6.00 pm. “Порги и Бесс” Дж.Гершвина. Совместная постановка МЕТ, Голландской оперы и Английской национальной оперы. Дирижер — Дэвид Робертсон. Режиссер — Джеймс Робинсон. В главных партиях: Порги — Эрик Оуэнс, Бесс — Энджел Блю, Клара — Голда Шульц, Мария — Деннис Грейвс. Запись 1 февраля 2020 года.

Сцена из спектакля “Порги и Бесс”. Фото - Кен Ховард/Metropolitan Opera
Сцена из спектакля “Порги и Бесс”. Фото — Кен Ховард/Metropolitan Opera

Одна из главных американских опер вернулась в МЕТ после почти тридцатилетнего отсутствия. Мировая премьера постановки Робинсона состоялась в Лондоне в 2018 году. После премьеры газета Guardian написала: “Если вы собираетесь ставить оперу Гершвина, перед вами пример, как это делать”. В партии Порги — один из лучших бас-баритонов современной оперной сцены, двукратный лауреат премии “Грэмми” Эрик Оуэнс. Мы часто слышим его в Лирик-опере.

Энджел Блю родилась 3 мая 1984 года в Калифорнии. Получила известность после второго места на конкурсе “Опералия” и слов Пласидо Доминго, что Блю — “следующая Леонтин Прайс”.

В новом сезоне серии “Метрополитен-опера в кино” мы увидим девять опер: “Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха (5 октября), “На земле” (“Grounded”) Жанин Тезори (19 октября), “Тоска” Дж.Пуччини (23 ноября), “Волшебная флейта” В.А.Моцарта (7 декабря), “Аида” Дж.Верди (25 января 2025 года), “Фиделио” Л.ван Бетховена (15 марта 2025 года), “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта (26 апреля 2025 года), “Саломея” Р.Штрауса (17 мая 2025 года), “Севильский цирюльник” Дж.Россини (31 мая 2025 года). Все подробности — в будущих выпусках Оперного обозрения.

Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте metopera.org/hd.