Маргарита Швец: “Ритм учебы – там, где музыка встречается с образованием”

Маргарита Швец

В гостях у «Рекламы» – Маргарита Швец, музыкант, педагог, писатель, основатель RHYTHM OF LEARNING. Это Vernon Hills Montessori school для детей от шести недель до 5 лет, а также RHYTHM OF LEARNING music school, где учат любить музыку людей всех возрастов, от малышей до пожилых. Этим летом Маргарита на базе своей музыкальной школы организовала летний лагерь для детей, в котором любовь к музыке сочетается с интересными летними приключениями.

В названии вашего бизнеса есть слово Rhythm / ритм, чем это вызвано?

Так уж сложилась моя жизнь, что слово «ритм» является ее определяющим словом. Ритм музыки, ритм учебы, ритм жизни. И я пришла к выводу, что если мы создаем для детей правильный ритм учебы, то тогда у них вырабатывается правильный ритм жизни, который в будущем приведет их к успеху. Мой слоган: «Your joy and success is a direct reflection of the rhythm of your life».

Именно этот подход лежит в основе ваших книг?

Я написала две книги. Первая – «Ритм учебы» (Rhythm of Learning) – рассказывает о влиянии музыки на детей в рамках педагогической системы Монтессори. Вторую книгу я назвала «Ритм жизни» (Rhythm of My Life: My American Dream Journey) — это в чем-то автобиография, но основная идея – я хотела рассказать своим будущим внукам, а также широкому кругу читателей, как найти музыку своей жизни. Причем музыка здесь используется в широком смысле – как получать удовольствие от того, что делаешь, и получать за это достойные деньги. Получилась такая мотивирующая на успех книга.

Расскажите о своем образовании и профессиональном пути

Семь лет музыкальной школы, четыре года музыкального училища по специальности фортепиано и музыкальная теория, пять лет Государственного университета им. И.Г. Петровского (психология и методы начального образования) и пять лет Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова. Понимаю, что звучит так, как будто мне сто лет, но на самом деле мой ритм жизни позволял мне все время учиться как минимум в двух учебных заведениях одновременно.

Затем проработала семь лет в школе, параллельно с этим преподавала музыку. Даже организовала в Брянске свою школу, умудрившись сделать ее первой самоокупаемой музыкальной школой, тогда как в те времена музыкальное образование в основном базировалось на государственных дотациях. Моя школа была при интернате, в котором в основном находились дети из неблагополучных семей, так что я четко знаю, как музыка может поменять жизнь ребенка.

Когда приехала в Америку, я попала в школу Монтессори. Пришлось получать дополнительное образование, и 31 год назад я стала первой в Иллинойсе лицензированной русскоговорящей учительницей педагогической системы Монтессори.

Маргарита Швец

В чем суть этой системы?

Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды. Основные принципы системы — это самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка.

В общих чертах понятно. Догадываюсь, что вы активно использовали музыку, преподавая в школе Монтессори.

Конечно, я начала включать музыку в каждодневную работу со своими учениками. И результаты не заставили себя долго ждать – все заметили ускорение темпов развития моих малышей. Стало понятно, что можно научить детей даже чтению или математике быстрее и эффективнее, если используешь музыку. Так что музыка стала важной частью образовательного процесса.

Когда вы основали свою школу?

Я видела, что предложенная мной методика использования музыки очень хорошо работает, и мне хотелось расширить количество детей, обучающихся по этой методике. Так что в 2011 году я открыла VERNON HILLS MONTESSORI ACADEMY.

Какого возраста дети учатся в этой школе?

От 6 недель до 6 лет.

А как появилась ваша музыкальная школа?

Я активно внедряла музыку в нашей Vernon Hills Montessori school, но в какой-то момент поняла, что в помещении школы в Vernon Hills довольно мало места для дополнительных занятий музыкой, к тому же нужны хорошие профессиональные учителя, поэтому пришла идея открыть еще и музыкальную школу. Так появилась RHYTHM OF LEARNING Music school. Сначала мы арендовали помещение в одном из моллов, но потом, когда мы стали расти, там стало уже неудобно, шумно, сложно привозить детей после школы на after school программы и т.д.

И вы поменяли место расположения?

Да, в этом году мы нашли в Vernon Hills совершенно новое место, очень тихое, безопасное, красивое, просторное. Мы очень удобно расположены, в пешеходной дистанции от бассейна, библиотеки, парков и детских площадок. Мы постарались сделать все так, чтобы наша музыкальная школа отвечала современным тенденциям в образовании.

Маргарита Швец

Какого возраста дети учатся в музыкальной школе?

От 6 недель и до старости. Музыка нужна всем.

По какому принципу вы подбираете учителей?

Ищу одновременно талантливых и добрых. Тех, кто учит музыке с любовью. Таких найти не просто, но мне везет. У нас уже 7 постоянно работающих с нами учителей музыки и вокала.

А вы сама преподаете?

Да, я очень рада, что после перерыва вернулась к преподаванию. Я даю уроки фортепиано, учу музыкальной теории и литературе, начала вести хоровые занятия.

Правильно ли я понимаю, что и в музыкальной школе используются элементы методики Монтессори?

Да, конечно. В методике Монтессори один из принципов – это обучение через тактильные ощущения, можно сказать, что дети учатся через руки, а не глазами. Больше запоминают, когда держат в руках, чем когда смотрят. Например, ноты мы учим совсем по-другому, чем в стандартных школах, активно используем руки. Показывая руками, дети очень быстро запоминают мелодии и слова песен. Не нужно раздавать листочки с домашним заданием. Поэтому, когда родители приходят к нам на концерты, раздаются восхищенные возгласы: «Я даже не догадывался, что мой ребенок это знает…». Конечно, когда речь идет о серьезных занятиях, например, фортепиано, не обойтись без постоянной практики дома. Я говорю больше про теоретические навыки, про чувство ритма – это все мы учим играя.

Из своего детства я знаю, что в наших постсоветских странах учеба в музыкальной школе часто была «из-под палки», тяжелой повинностью ребенка. А у вас?

У нас не так. Да, ребенка реально заставить и в течение 30 минут позаниматься музыкой, но это не значит, что его мозг воспринял то, чему его пытались научить. Поэтому мы идем другим путем. У каждого ребенка – свой способ воспринимать новые знания, свое время, наиболее подходящее для этого. Взрослый может сказать: «Пока с утра не выпью кофе, я не соображаю», так и ребенок может начать эффективно учиться после того, например, как он некоторое время спокойно и свободно порисует или побегает и т.д. Заставлять – трудно, неправильно и нерезультативно. Основная идея моих школ, и музыкальной, и Vernon Hills Montessori school – научить детей учиться, любить учиться и сохранить эту любовь в течение всей жизни.

Расскажите, пожалуйста, про ваш летний лагерь RHYTHM OF LEARNING

С удовольствием. Мне кажется, он у нас отлично получается, ведь мы сочетаем классический летний приключенческий лагерь с музыкой. Мы верим, что каждый ребенок должен провести лето как можно лучше и веселее. У нас сейчас 26 детей, которые не только занимаются музыкой каждый день, но и плавают, занимаются спортом, изучают китайский язык, играют в разнообразные, очень интересные игры и т.д.

Какого возраста дети в лагере?

От 5 до 12 лет.

Маргарита Швец

В ваш лагерь могут прийти дети, которые никогда не занимались музыкой? Или это именно для юных музыкантов?

Как раз в этом и дело. Дети, которые пришли к нам в лагерь – не играли ни на одном музыкальном инструменте. И наша задача — погрузить детей в мир музыки. Раз в неделю у них – индивидуальный урок игры на том инструменте, который они решили попробовать. Три ребенка выбрали скрипку, несколько ребят стучат на барабанах, многие пробуют фортепиано, очень популярно сейчас играть на укулеле – эти уроки тоже востребованы. Так что мы погружаем детей в музыкальную атмосферу. Это не значит, что они из-под палки должны обязательно на чем-то играть, это по желанию. Ну и в целом все идет через игру, дети играют, даже не замечая, что учатся, и не только музыке. Например, мы между делом выучили песенку про все страны мира, с интересом собирали пазл, показывающий строение человеческого тела, и теперь дети знают, где у них легкие, а где печень. И так далее, мы учимся играя.

Хочу вернуться к музыке. А если к вам в лагерь пришел ребенок, у которого нет ни слуха, ни голоса?

Я считаю, что таких не бывает. У всех есть слух и голос, просто нужно найти, в какой части тела это прячется. Поэтому мы на наших занятиях делаем много самых разных упражнений, произносим самые разные, порой странные, звуки, свисты. Это позволяет найти и развить слух, голос, чувство ритма в любом ребенке. И через музыку развиваем и другие способности.

Лето пролетит очень быстро, а что дальше?

Если ребенок захочет продолжать заниматься музыкой всерьез, он может начать посещать нашу музыкальную школу. Если же ему просто нравится музыка и та атмосфера, которую мы создаем – можно посещать нашу afterschool care. У нас есть транспорт, мы встречаем детей после обычных школ, привозим к нам. Мы их кормим, причем очень качественной здоровой едой, ведь голодный ребенок вряд ли сможет чему-то научиться. Затем дети занимаются музыкой, спортом, артом, робототехникой, а также могут посещать индивидуальные музыкальные уроки. У нас есть класс, где можно научиться сочинять музыку, есть оборудование для профессиональной записи.

Маргарита Швец

Вижу, что ваши школы, и музыкальная и Vernon Hills Montessori school, а также летний лагерь и afterschool care – это непростой многослойный бизнес. Получается, что вы одновременно и музыкант, и учитель, и бизнесвумен. Да, еще и писатель. Что главное?

В первую очередь, я — педагог. Это для меня самое главное, и это у меня получается лучше всего. Моя работа для меня — не просто работа, не просто способ зарабатывания денег. Моя миссия – изменить жизни людей к лучшему, создавая прочную основу для обучения. Для меня важно оставить что-то после себя, оставить школы, которые через музыку учат детей успеху и лидерству. Ведь эти дети – будущее нашей страны.