Эдди Аронофф: “Сезон Димы и Ивана”

Интервью с продюсером проекта Stage Russia

Эдди Аронофф. Фото из личного архива Э.Аронофф
Эдди Аронофф. Фото из личного архива Э.Аронофф

2021 год для компании Stage Russia юбилейный. Проект открылся пять лет назад в сентябре 2016 года спектаклем “Евгений Онегин” Московского театра имени Вахтангова в постановке Римаса Туминаса.

Сколько замечательных постановок увидели мы за эти годы, сколько прекрасных актеров прошли перед нашими глазами! Рената Литвинова и Сергей Дрейден в “Вишневом саде” Адольфа Шапиро (МХТ имени Чехова), Валерий Баринов, Игорь Ясулович и Сергей Маковецкий в “Черном монахе” Камы Гинкаса (Московский ТЮЗ), Евгения Крегжде и Сергей Маковецкий в “Евгении Онегине”, Виктор Сухоруков и Юлия Рутберг в спектакле “Улыбнись нам, Господи” Туминаса, Ольга Лерман и Евгений Князев в “Анне Карениной” Анжелики Холиной (все три спектакля – Московский театр имени Вахтангова), Марьяна Спивак и Агриппина Стеклова в “Чайке” Юрия Бутусова (Московский театр “Сатирикон”)… Какими замечательными были “Самоубийца” Студии театрального искусства в постановке Сергея Женовача и “Сверлийцы” Московского Электротеатра Станиславский в постановке Бориса Юхананова. Открытием стали для многих из нас спектакли Тимофея Кулябина и Новосибирского театра “Красный факел” с замечательными Дарьей Емельяновой, Ириной Кривонос, Павлом Поляковым, Андреем Черных… Украшением проекта явился фильм Лео Габриадзе “Резо” (“Знаешь, мама, где я был?”), основанный на рисунках и детских воспоминаниях отца режиссера – легендарного драматурга и художника, основателя Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе…

Недавно компания Stage Russia объявила программу театрального сезона 2021-22 годов. Первым спектаклем нового сезона станет “Борис” по мотивам драмы А.Пушкина “Борис Годунов”. Впереди нас ждут “Иранская конференция” по пьесе Ивана Вырыпаева (Такой театр, Санкт-Петербург; релиз – январь 2022 года), “Все тут” (Театр “Школа современной пьесы” и продюсерский центр “Человек”, Москва; релиз – февраль 2022 года), “Солнечная линия” по пьесе Ивана Вырыпаева (Центр имени Мейерхольда, Москва; релиз – апрель 2022 года), “Финист – Ясный сокол” по пьесе Светланы Петрийчук (Независимый театральный проект “Дочери СОСО”, Москва; релиз – май 2022 года).

Сцена из спектакля “Борис”. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”
Сцена из спектакля “Борис”. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”

Все прошлые и будущие показы были бы невозможны без основателя и продюсера проекта Stage Russia Эдди Аронофф. Вот уже пять лет он неутомимо пропагандирует в Америке и во всем мире лучшие достижения российского театрального искусства. Я позвонил в Москву господину продюсеру, чтобы узнать подробности предстоящего сезона. Разговор начался с моих поздравлений.

– Я помню, как все начиналось, помню полный зал и ажиотаж перед первым показом “Евгения Онегина” в Чикаго. Вы тогда приезжали и представляли спектакль в театральном зале Северо-Западного университета. И вот – первый юбилей, проекту Stage Russia – пять лет. Довольны ли вы тем, как все получилось?

– Мне кажется, да. Я счастлив, что у меня получилось. Мы начинали с нуля, а теперь у нас появилось много партнеров. Люди в разных странах мира смотрят спектакли нашего проекта. Знаете, я больше думаю не о том, что сделал, а о том, что мне хотелось бы или предстоит сделать в будущем.

– Хорошо, тогда от воспоминаний перейдем к будущему или почти уже настоящему. Первый спектакль нового сезона я нахожу символическим. Снова, как и пять лет назад, – Пушкин. Снова, как и пять лет назад, – яркий представитель авторского театра. Пять лет назад им был Римас Туминас, сегодня – Дмитрий Крымов. Я посмотрел “Бориса” весной в рамках программы Russian Case фестиваля “Золотая маска”. Для меня спектакль стал ярчайшим впечатлением последних лет, я влюбился в постановку сразу и навсегда. Поделитесь вашими впечатлениями.

– Я мечтал поработать с Дмитрием Крымовым с первых дней существования нашего проекта. Не знал, как с ним встретиться, да он и не был большим поклонником показа спектаклей в кино. (Он, кстати, в этом не одинок. Лев Додин всегда выступает против показа театральных спектаклей в кино.) Я познакомился с Дмитрием через профессора Гарвардского университета Дэвида Чемберса. Дмитрий оказался благосклонен ко мне, и наша компания сняла киноверсию спектакля “Все тут”. Мы показываем в новом сезоне именно нашу версию, а не ту, которая использовалась в программе Russian Case. Мне кажется, наша версия лучше. Дмитрий сам упомянул о спектакле “Борис” и познакомил меня с продюсером Леонидом Роберманом, который быстро согласился показать уже снятую киноверсию спектакля в рамках нового сезона Stage Russia. Я счастлив, что спектакли Крымова, наконец, войдут в программу нашего проекта. Мы очень рады сотрудничать с Леонидом Роберманом. Он участвует во многих театральных проектах, в том числе является продюсером нового спектакля Крымова “Двое” (о встрече Чаплина и Михоэлса) в Музее Москвы… Мне тоже очень нравится спектакль “Борис”. Решение открыть новый сезон этим спектаклем отражает внимание нашей аудитории к классическим именам, но в новой интерпретации. Вы правы, снова Пушкин, но в “Борисе” Крымова больше, чем Пушкина. Честно говоря, я бы предпочел открыть новый сезон спектаклем “Все тут”. С одной стороны, это личная история Дмитрия; с другой – речь идет об американском романе Торнтона Уайлдера “Наш городок”. Через “…городок” возникает связь с американской аудиторией. Все дело в том, что мы сняли “Все тут” недавно, киноверсия будет готова только в следущем году. Поэтому мы решили начать сезон с “Бориса”, а “Все тут” показать в феврале.

Сцена из спектакля “Борис”. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”
Сцена из спектакля “Борис”. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”

– Из пяти пьес нового сезона две написаны одним драматургом – Иваном Вырыпаевым. Что заставило вас обратить на него внимание?

– Я обратил внимание на пьесы Ивана, потому что они блестяще написаны. Они не повторяют друг друга. Одна (“Солнечная линия”) – пьеса в стиле Вирджинии Вульф о взаимоотношениях женщины и мужчины; вторая (“Иранская конференция”) – философский разговор о мире, разделенном религией и фанатизмом. Одна пьеса говорит о мире, вторая – о семье. Темы, подходы, сюжеты – все разное. Единственное, что их объединяет, – фигура автора. То же самое с пьесами Крымова. Когда вы смотрите спектакли Крымова, вы можете увидеть его неповторимый стиль, чувство юмора. “Сережа” в МХТ имени Чехова, “Моцарт. “Дон Жуан”. Генеральная репетиция” в театре “Мастерская Петра Фоменко”, “Борис” в Музее Москвы, “Все тут” в театре “Школа современной пьесы” – спектакли Крымова настолько разные, настолько не похожи друг на друга, что трудно, невозможно поставить их рядом. Мы показываем два спектакля по пьесам Ивана и два – по текстам Дмитрия, так что я называю новый сезон Stage Russia сезоном Димы и Ивана.

– Большинство театров, представленных в проекте Stage Russia, давно и хорошо известны. Исключение составляет Такой театр Санкт-Петербурга с “Иранской конференцией”. Уверен, многим театралам название театра ни о чем не говорит. Расскажите, пожалуйста, как Такой театр появился на вашей театральной карте.

– Такой театр – молодой независимый коллектив из Санкт-Петербурга. Они ставят замечательные спектакли. Киноверсию “Иранской конференции” они сняли сами. Получилось просто прекрасно, и это при том, что подобные спектакли тяжело снимать для кино. Каждый герой рассказывает свою историю войны – все! Съемочная группа придумала интересную форму, и получилось своеобразное кино. Мы обратились к Такому театру не для того, чтобы просто представить публике новый коллектив, а чтобы показать именно этот спектакль – “Иранскую конференцию”. Одна из целей нашего проекта заключается в том, чтобы показывать миру спектакли небольших российских театров. Настоящее искусство рождается не только в крупных компаниях с огромным бюджетом, но и в маленьких независимых труппах. Мы всегда обращаем на них внимание.

Сцена из спектакля “Борис”. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”
Сцена из спектакля “Борис”. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”

– Еще одно открытие ждет театралов в мае следующего года, когда запланирован релиз киноверсии спектакля Жени Беркович “Финист – Ясный сокол” по пьесе Светланы Петрийчук. Я видел этот спектакль, он производит ошеломляющее впечатление. Провокативный, жесткий, мужской мир спектакля далек от мейнстрима и коммерческой составляющей, поэтому отдельное спасибо, Эдди, что вы не побоялись включить “Финиста…” в программу нового сезона…

– Как и вы, я посмотрел этот спектакль в программе Russian Case и сразу влюбился в него. Вы знаете, мы много времени тратим на рекламу спектаклей, сделанных мужчинами, а между тем у России с гендерным вопросом плохая репутация в мире. При этом в России есть много феминистских театров, и их повестка должна быть услышана. Женя Беркович – очень хороший режиссер. Мы давно хотели показать ее спектакли. До нее у нас был только один спектакль, поставленный режиссером-женщиной, – “Анна Каренина” Анжелики Холиной… По поводу “не побоялись”. Мы сотрудничаем со стриминговыми платформами, и они предоставляют нам определенную “подушку безопасности”, поэтому сегодня я могу быть более открыт в плане выбора некоммерческих и экспериментальных спектаклей. Это касается и “Иранской конференции”, и “Финиста…”… Я уверен, что зрители оценят эти спектакли по достоинству.

– В целом новый сезон кажется мне просто революционным! После Пушкина и Чехова, после многих классических названий мы видим спектакли о сегодняшнем дне и на материале сегодняшних тем, включая крымовскую интерпретацию пушкинского “Бориса”…

– Да, таким мог бы быть сезон в американском театре, если бы они почаще ставили драматические спектакли, а не шли по линии мюзиклов. Немаловажным обстоятельством является длительность спектаклей. Большинство из них – “Чайка”, “Три сестры”, “Евгений Онегин”, “Дядя Ваня”, “Вишневый сад” – длятся больше трех часов. Для наших партнеров в кинотеатрах представляет большую проблему найти место в сетке сеансу с таким большим хронометражем. Я бы мечтал показать премьеру Римаса Туминаса “Война и мир” в Вахтанговском театре, но спектакль длится пять часов. Какой кинотеатр покажет такой спектакль? Спектакли нового сезона короче. Каждый из них (кроме “Иранской конференции”) длится меньше двух часов. Это легче в плане показа спектакля в кино.

Сцена из спектакля “Борис”. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”
Сцена из спектакля “Борис”. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”

– Я знаю, что кроме сеансов в кинотеатрах вы предлагаете зрителям возможность посмотреть спектакли виртуально. Расскажите, пожалуйста, как это можно сделать.

– Для тех, кто чувствует себя более комфортно, находясь в домашних условиях (особенно в условиях нынешней пандемии), есть возможность купить абонемент (Season package) на все пять спектаклей сезона или билет на какой-либо отдельно. Абонемент стоит $34.99 и начинает работать в день релиза первого спектакля. Зритель получит ссылки на киноверсии спектаклей в те же дни, в какие они выходят в кинотеатрах. Если зритель хочет купить билет на определенный спектакль, он платит $9.99 и смотрит спектакль через тридцать дней после его выхода на киноэкраны. В этом случае приоритет отдается кинотеатрам. Первый месяц со дня релиза спектакль идет только в кинотеатрах. Например, “Борис” идет в кинотеатрах с 11 ноября, а виртуальный просмотр начнется 11 декабря. На просмотр дается тридцать дней, с момента начала просмотра – семьдесят два часа. Кинотеатры в “большом” Чикаго те же самые – The Wilmette Theatre (Wilmette) и с 2022 года Regal Lincolnshire & IMAX (Lincolnshire).

Итак, пятый сезон проекта Stage Russia начнется со спектакля Дмитрия Крымова “Борис” – блестящей постмодернистской интерпретации пушкинской трагедии. Театральное агентство Арт-Партнер XXI, Москва. Автор проекта – Дмитрий Крымов. Продюсер – Леонид Роберман. Композитор – Дмитрий Волков. В ролях: Тимофей Трибунцев (Борис Годунов), Виктория Исакова (Марина Мнишек), Михаил Филиппов (Шуйский), Мария Смольникова (Лжедмитрий), поэт Герман Лукомников (Юродивый).

Режиссер говорит о “Борисе Годунове” как о “вещи опаснейшей и нетрадиционной”: “Пушкин написал это хулиганство двести лет назад, мы к нему привыкли, как привыкают к разбитому окну. Оно уже не опасно, осколки уже не режутся и из него уже не дует. Нужно искать остроту в другом месте. Может быть, надо еще раз разбить”. И Крымов “еще раз разбивает окно”. Спектакль начинается с концерта в честь воцарения на троне Бориса. Мальчик за красным роялем фирмы “Москва”, Распорядительница концерта с картонным кокошником и объявлением, что будут исполнены произведения русских и зарубежных (на этом слове ведущая брезгливо поморщилась) композиторов, любовная лирика Пушкина, как приношение царю из уст бояр… – при пересказе эти сцены становятся пресными и теряют все свое очарование. Режиссер играет с литературными, поэтическими и музыкальными смыслами, высмеивает мифы имперского прошлого, высказывается о России и ее власти, смеется над патриотизмом. Замечателен эпизод, когда Годунов с боярами кланяются “гробам почиющих властителей России”. На сцену выносятся настоящие гробы с полуистлевшими останками, а бояре зажимают носы, чтобы избежать неприятного запаха… Замечательный, умный, тонкий спектакль о власти и народе. И как-то мучительно тоскливо становится на душе, когда Женский хор широко, по-советски начинает запевать трагическую балладу Галича: “Облака плывут, облака… Облака плывут в Абакан…”. Борису “советская песня” нравится, он комментирует: “Ну, полегче как-то стало”… Перефразируя Булата Шалвовича, хочется сказать: “Злодейство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа”. Злодейство перестает быть трагедией и становится стилем жизни и фактом истории. Пусто, грустно, страшно… Спектакль идет в помещении бывших Провиантских складов Музея Москвы на фоне исторических артефактов времен Ивана Грозного и Бориса Годунова. Парад великолепных актеров возглавляет Тимофей Трибунцев, получивший за своего Бориса премию “Золотая маска”-2021 за лучшую мужскую роль. Кроме этого, спектакль был номинирован на премии “Золотая маска” в категориях за лучший спектакль в драме (малая форма), лучшие работу режиссера, художника и мужскую роль второго плана (Михаил Филиппов).

С театральным творчеством Тимофея Трибунцева зрители проекта Stage Russia знакомы по роли Треплева в “Чайке” Юрия Бутусова – киноверсии спектакля Московского театра “Сатирикон”. В кино мы видели актера совсем недавно в фильме Натальи Меркуловой и Алексея Чупова “Капитан Волконогов бежал”. Североамериканская премьера картины состоялась на прошедшем в октябре 57-м Чикагском МКФ. Тимофей почти не дает интервью, поэтому я был очень рад, когда для меня он сделал исключение. Мне посчастливилось поговорить с ним, и он рассказал о репетициях с Дмитрием Крымовым, музейном пространстве “Бориса”, различиях в режиссерских стилях Крымова, Бутусова и Константина Райкина, о своих работах в кино и многом другом. Интервью с актером читайте в ближайших выпусках Театрального обозрения.

Nota bene! В “большом” Чикаго киноверсия спектакля “Борис” демонстрируется 28 ноября в 2.00 pm в кинотеатре The Wilmette Theatre (1122 Central Avenue, Wilmette, IL 60091). Все новости о проекте Stage Russia, абонементы и билеты – на сайте www.stagerussia.com.