Продолжается двадцать третий сезон одного из интереснейших театров Чикаго TUTA Theatre. В эти дни в театре идет спектакль “Гедда Габлер” по одноименной пьесе Генрика Ибсена. Автор инсценировки и режиссер – одна из основательниц и художественный руководитель театра Жаклин Стоун. В ролях: Лорен Демерат (Гедда Габлер), Хай Нгуен (Йорган Тесман, аспирант по кафедре истории культуры), Джоан Мерло (Фрекен Юлиане, его тетка), Азиза Маклин (Фру Tea Эльвстед), Том Дейси Карр (Асессор Бракк), Кевин Смит (Эйлерт Левборг), Эми Горелоу (Берта, служанка в доме Тесмана). Композитор – Уэйн Пархам.
Пьеса Генрика Ибсена “Гедда Габлер” – одно из самых известных произведений мировой драматургии. Текст пьесы разобран на цитаты, ее ставят во всех странах в разных вариантах. Казалось бы, удивить в этом материале трудно. Тем не менее Жаклин Стоун и ее актерам удалось создать абсолютно новый, современный мир, в котором текст Ибсена сосуществует с музыкой, а песни становятся не только участниками, но и движущей силой сюжета. Стоун вводит новых героев – музыкальный ансамбль. Они все время находятся на сцене, следуют за героями, комментируют их поступки, предугадывают реакции… В этом спектакле сталкиваются прошлое и настоящее, а современная музыка и классический текст пересекаются таким образом, что заново излагают историю, которую, как нам кажется, мы давно и хорошо знаем. В результате во времена стремительно меняющихся социальных парадигм пьеса великого норвежского драматурга звучит как никогда актуально.
Отец Генрика Ибсена, разорившийся коммерсант, вряд ли мог предположить, что его сын, начинавший свой путь в качестве аптекаря, станет поэтом, писателем, прославит Норвегию и перевернет представление о театральной драматургии, став родоначальником “новой драмы”.
Пьеса “Гедда Габлер” написана и опубликована в 1890 году. Премьера спектакля состоялась 26 февраля 1891 года в Национальном театре Кристиании (ныне – Осло). Поведение и поступки Гедды вызвали у зрителей шок. Шок не прошел и через сто двадцать девять лет после премьеры. Властная и свободолюбивая Гедда не признает обыденности и яростно борется с ней. Муж, тетушка мужа, коллеги мужа – все персонажи вызывают у нее раздражение. Последней каплей становится самоубийство коллеги мужа и ее бывшего любовника Эйлерта Левборга. Она верила, что он сделает это красиво, а он оказался, как все, и смерть получилась у него такой же нелепой, как и жизнь. Не сумев победить обыденность, Гедда убивает себя.
Ибсен сыграл огромную роль в истории русского театра. В России и в СССР с успехом шли его пьесы “Кукольный дом”, “Дикая утка”. Но первой в этом ряду идет пьеса “Гедда Габлер”. В России пьеса Ибсена была впервые сыграна 21 марта 1892 года французской труппой Михайловского театра в Санкт-Петербурге. 19 февраля 1899 года премьера “Гедды Габлер” состоялась в МХТ. Режиссером вполне реалистического спектакля был К.С.Станиславский. Совсем другое – символистское – прочтение пьесы предложил В.Мейерхольд, поставивший “Гедду Габлер” в 1906 году в Театре Веры Комиссаржевской. Великая русская актриса исполнила главную роль. В спектакле были неглубокая сцена, декорация в виде живописного панно, замедленные движения актеров, скульптурная выразительность жестов и поз, холодная внеэмоциональная интонация.
На сцене Александринского театра “Гедда Габлер” идет в постановке Камы Гинкаса. Режиссер называет эту пьесу Ибсена гениальной.
В Новосибирском театре “Красный факел” спектакль по пьесе “Гедда Габлер” ставил Тимофей Кулябин. Он, как всегда, придумал нечто абсолютно оригинальное. Роль Гедды играла Дарья Емельянова (Елена Протасова в “Детях солнца” М.Горького).
В Чикаго только за последние семь лет мы видели две разные постановки “Гедды Габлер”. В сезоне 2013-14 годов на сцене Writers Theatre в постановке Кимберли Синьор – по-хорошему старомодный, реалистический спектакль с замечательными актерскими работами. Таков почерк режиссера, не поражающего зрителей неожиданными режиссерскими приемами. Главное – авторское слово. И если в начале спектакля героиня достает пистолет, значит, так задумано автором, значит, как у Станиславского, он выстрелит в финале. В роли Гедды Габлер блистала Кейт Фрай.
“Гедда Габлер” 2017 года Лондонского Национального театра в постановке Иво ван Хове с Рут Уилсон в главной роли был подчеркнуто стильным, эстетским манифестом настоящего искусства. Красота холодной сцены поражала воображение. Скука Гедды была абсолютной, окружающие ее персонажи – ничтожны.
Оба спектакля были совсем или почти без музыки. Впрочем, может быть, она и была, но совсем не запомнилась. А вот Жаклин Стоун все построила на музыке. Спектакль получился необычный, яркий, живой. Очень рекомендую не пропустить его!
Этот сезон в TUTA Theatre открылся американской премьерой спектакля “Радио Культура” (“Radio Culture”) по пьесе белорусского драматурга Максима Досько. Успех постановки Амбер Робинсон был настолько громким, что показ продлевали трижды, в общей сложности спектакль шел с аншлагом почти полгода. Главные роли сыграли Кевин Смит и Хай Нгуен, третьим был композитор и исполнитель музыки в “Гедде Габлер” Уэйн Пархам. Надеюсь, “Гедду Габлер” ждет такой же успех!
Nota bene! Спектакль “Гедда Габлер” идет до 29 марта в помещении Strawdog Theatre Company по адресу: 1802 West Berenice Avenue, Chicago, IL 60613. Билеты – на сайте www.tutatheatre.org/. $25-$40.