В эти дни на сцене чикагского Trap Door Theatre идет спектакль “ОНИ” по пьесе польского писателя, философа, драматурга Станислава Виткевича (перевод на английский язык – Даниэль Жерул). “ОНИ управляют всем, но никто не знает, кто ОНИ.” Используя пьесу Станислава Виткевича, спектакль является трагическим исследованием того, как красота в любви и искусстве отравлена крушением этических норм, разрушением личности и свободы воображения. Автор инсценировки и режиссер-постановщик спектакля — основатель и бессменный художественный руководитель театра Беата Пилч. В ролях: Мэри-Кейт Арнольд, Даниэль Ченар, Хали Экер, Адам Хьюзенга, Карл Виснивски.
Спектакль чикагской “Ловушки” дает мне прекрасный повод обратиться к творчеству замечательного мыслителя, предшественника театра абсурда, приверженца театра Чистой Формы Станислава Виткевича (Виткаций). Он родился и вырос на восточной окраине Австро-Венгрии, получил блестящее образование в Академии художеств в Кракове, в юности много путешествовал по Европе (Россия, Германия, Италия, Франция, Англия), знакомясь с новейшими художественными течениями. В 1913 году Станислав изменил свое имя. Отныне он стал именоваться Виткацием. В 1914 году покончила с собой его невеста. Чтобы заглушить боль утраты, писатель отправился путешествовать. Когда началась Первая мировая война, он приехал в Россию, пошел добровольцем в Павловский лейб-гвардейский полк, закончил офицерскую школу, воевал на фронте в чине поручика, сражался на германском фронте, был контужен, мыкался по лазаретам, был награжден орденом… Четыре года писатель жил в России: в Петрограде, Москве и Киеве. Был свидетелем революции и начала гражданской войны. С восторгом принял новое искусство, восторгался Кандинским, Мейерхольдом, Маяковским. Писал картины, работал над философскими статьями. В его литературном наследии — более двадцати пьес и два романа: “Прощание с осенью” и “Ненасытимость”. Пьесу “ОНИ” Виткевич написал в 1920 году.
Литературовед Виктор Хорев так определяет систему взглядов писателя и драматурга: “Виткевич видел задачу искусства не в подражании жизни, а в том, чтобы пробуждать в читателе, зрителе, слушателе сильные и глубокие переживания генезиса и сущности человеческого бытия. Он утверждал, что эта функция искусства утрачена в современном мире и ее обретение вновь возможно лишь с помощью Чистой Формы, которая самостоятельно, независимо от содержания, вызывала бы метафизические рефлексии и эстетические эмоции. Чистая Форма достигается с помощью компиляции звуковых, декоративных, психологических и иных элементов гротескной деформации мира, введением абсурдных ситуаций и сложных ассоциативных связей. Реальную перспективу утоления жажды в потребности “метафизической ненасытимости” Виткевич оценивал довольно пессимистически, но достоинство мыслящей и ответственной личности определял исключительно ее способностью ощущать “странность бытия”. Театр воспринимался писателем как “храм для переживания метафизического чувства”, он должен доставить зрителю такие неизведанные переживания, которые не имеют ничего общего со “скукой” традиционного театра. Во “Введении в теорию Чистой Формы в театре” (1920) Виткевич дал пример пьесы, которая могла бы быть написана в соответствии с его теорией: “Появляются три фигуры в красном и кланяются неизвестно кому. Одна из них декламирует какие-то стихи (они должны казаться чем-то совершенно необходимым именно в этот момент). Входит благообразный старичок, ведя на поводке кота. До сих пор все происходило на фоне черного занавеса. Теперь занавес раздвигается, за ним виден итальянский пейзаж. Слышна органная музыка. Старичок о чем-то говорит с остальными — о чем-то соответствующем настроению всего предыдущего. Со столика падает стакан. Все бросаются на колени и плачут. Кроткий старичок преображается в разъяренного громилу и убивает маленькую девочку, которая только что вползла из-за левой кулисы. Тут же вбегает юноша приятной наружности и благодарит его за убийство, при этом фигуры в красном поют и пляшут. Юноша рыдает над трупом девочки, говоря при этом неимоверно веселые вещи, после чего старичок опять становится кротким и добрым и смеется в уголке, произнося слова возвышенные и светлые <…> Итак — попросту сумасшедший дом? Или точнее — мозг сумасшедшего на сцене? Может, даже и так, но мы утверждаем, что если этим методом написать пьесу всерьез и поставить ее надлежащим образом, можно создать вещь небывалой дотоле красоты”. Согласно теории Виткевича, искусство воздействует прежде всего как форма. Всякое жизненное содержание второстепенно по отношению к метафизической цели, каковой является переживание Тайны Бытия. Вместе с общественным развитием эта способность человека ослабевает и постепенно утрачивается вовсе. С ее окончательной утратой, как он считал, и закончится эпоха господства Индивидуума, начнется триумф Массы, редуцирующей свои функции до производства и потребления. Наступит упадок культуры, люди станут “бывшими людьми”. Истинное проявление Чистой Формы возможно, по Виткевичу, лишь в музыке и живописи. В литературе и театре она неизбежно “загрязнена” жизненным материалом. Его собственные гротескные драмы действительно никак не укладывались в каноны теории Чистой Формы. Они обнажали противоречия и абсурдность многих вполне реальных ситуаций тогдашней польской и европейской действительности, выражали тревожное, катастрофическое ощущение окружающего мира, неприятие его, предчувствие краха, а также высмеивали устоявшиеся стереотипы мышления”.
Виткевич покончил с собой 18 сентября 1939 года, после вторжения Красной армии в восточную Польшу.
Это не первое обращение чикагской “Ловушки” к творчеству Виткевича. В сезоне 2014-15 годов на сцене театра шел спектакль “Джон До”, созданный по мотивам пьесы Виткевича “Безумец и монахиня”. Поэтическая притча о безумном поэте и монахине, волею судьбы встретившихся в этом мире, стала результатом совместного творчества чикагского театра и Театра имени Виткевича (Teatr Witkacy) в городе Закопане (Польша). Спектакль поставил основатель и художественный руководитель польского театра Анджей Джук. Премьера состоялась в Закопане.
Осуществилась мечта художественного руководителя Trap Door Theatre Беаты Пилч — поработать с замечательным польским режиссером Анджеем Джуком. В беседе со мной она сказала, что с Театром Виткевича связаны ее первые настоящие театральные впечатления: “Я влюбилась в спектакли театра еще девчонкой и слежу за его жизнью тридцать лет. Театр находится в дивном месте, на юге Польши, в горах. Каждый раз, когда я оказываюсь там с моими американскими актерами, я беру их с собой, чтобы показать величайшие спектакли на Земле. В течение дня мы гуляем по горам, а вечером идем в театр. Что может быть лучше этого? Работа с Анджеем Джуком — мой подарок самой себе к двадцатилетию театра”. Интересно, что спектаклем “Безумец и монахиня” в 1994 году открылся Trap Door Theatre. Актер Шон Марлоу исполнял роль поэта Вальпурга, Беата Пилч играла роль доктора Грюна. Спустя двадцать лет театр представил новое прочтение классики европейской драматургии. Беата Пилч сыграла сестру Барбару.
В дальнейших планах театра – спектакли:
- “Завсегдатай“ (“The Locketeer“) – адаптация романа Элиаса Канетти “Ослепление“ в постановке Кэтрин Салливан (25 января – 3 марта 2018 года);
- “Любовное письмо“ (“Letter of Love (The Fundamentals of Judo)“) по пьесе Фернандо Аррабаля в постановке французского режиссера Алекси Барьера (22 марта – 28 апреля 2018 года);
- “Монсеньор Д’Он – женщина“ (“Monsieur d’Eon is a Woman“) по пьесе Марка Браунелла в постановке актрисы театра Николь Виснер (17 мая – 23 июня 2018 года).
Trap Door Theatre — один из немногих американских театров, постоянно гастролирующих в Европе. Недавно театру пришло приглашение поучаствовать в Международном театральном фестивале в Кишиневе осенью 2018 года. Театр покажет недавнюю премьеру, спектакль “Западный экспресс“ (“Occidental Express“) по одноименной пьесе Матея Вишнеча (перевод – Ник Оуде).
Недавно газета Chicago Reader назвала театр (приведу цитату без перевода) “one of the Best Off Loop Theaters of 2017“.
Nota bene! Спектакль “ОНИ” идет до 13 января в помещении Trap Door Theatre по адресу: 1655 West Cortland Avenue, Chicago, IL 60622. Билеты – $20 в четверг и пятницу, $25 – в субботу. В честь праздников в декабре два билета в четверг и субботу продаются по цене одного. Справки и заказ билетов на этот и другие спектакли сезона 2017-18 годов – по телефону 773-384-0494 или на сайте театра www.trapdoortheatre.com. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.