Новый, двадцать четвертый сезон Trap Door Theatre открывает спектаклем “Западный экспресс“ (“Occidental Express“) по одноименной пьесе Матея Вишнеча (перевод – Ник Оуде) 2013 года. Перед нами разыгрывается вечная история беженцев-скитальцев, по разным причинам покинувших родину и устремившихся на Запад в поисках лучшей жизни…
Поэт, драматург, публицист Матей Вишнеч любит давать своим пьесам длинные названия. В сезоне 2011-12 годов Trap Door Theatre впервые в Северной Америке представил спектакль по его пьесе “The Word Progress on My Mother’s Lips Doesn’t Ring True” (сокращенно – “Прогресс…”), в сезоне 2016-17 годов в театре была поставлена еще одна его пьеса “Как объяснить историю коммунизма психически больным?”
“Я – человек, живущий на стыке двух культур, двух типов мироощущения: корни в Румынии, крылья – во Франции”, – говорит о себе Вишнеч. Он родился в Румынии 29 января 1956 года. Первые пьесы для театра написаны им в 1977 году, однако до сцены они так и не дошли – были запрещены коммунистической цензурой. В 1984 году Вишнеч получил премию Союза писателей Румынии за лучший поэтический сборник года. В 1987 году по приглашению одного литературного фонда он приехал в Париж, где получил политическое убежище и позднее гражданство. После падения тоталитарного режима Вишнеч становится одним из самых популярных писателей Румынии. В 1991 году он стал лауреатом приза Союза театральных деятелей Румынии за лучшую пьесу года, в 1992 – получил приз Союза румынских писателей за драматургию. Среди его наиболее известных пьес – “Лошади у окна” и “Требуется старый клоун”. С 1993 года Матей Вишнеч – гражданин Франции. Свои новые произведения он пишет на французском языке. Пьесы Вишнеча ставились во Франции, Германии, Дании, Австрии, Польше, Финляндии, Италии, Турции, Бразилии, Румынии. Пьеса “The Word Progress on My Mother’s Lips Doesn’t Ring True” получила премию за лучшую пьесу на фестивале в Авиньоне в 2009 году.
Режиссер-постановщик чикагского спектакля – гость из Венгрии Иштван Сабо (не путайте с однофамильцем – кинорежиссером!). Он родился в Румынии, ставил спектакли в Венгрии, Германии, Франции, возглавлял театры в румынских городах Орадя, Тимишоара, Пьятра-Нямц, Одорхею-Секуеск. Сейчас живет в Будапеште. Свободный художник. Со спектаклем “Прогресс…” режиссер дебютировал на чикагской театральной сцене. В ролях: Деннис Бисто, Майкл Гарви, Эмили Никелсон, Беата Пилч, Майк Стил, Николь Виснер.
В дальнейших планах театра – спектакли:
“Они“ (“They“) по пьесе Станислава Виткевича в постановке художественного руководителя Trap Door Theatre Беаты Пилч (7 декабря 2017 года – 13 января 2018 года);
“Завсегдатай“ (“The Locketeer“) – адаптация романа Элиаса Канетти “Ослепление“ в постановке Кэтрин Салливан (25 января – 3 марта 2018 года);
“Любовное письмо“ (“Letter of Love (The Fundamentals of Judo)“) по пьесе Фернандо Аррабаля в постановке французского режиссера Алекси Барьера (22 марта – 28 апреля 2018 года);
“Монсеньор Д’Он – женщина“ (“Monsieur d’Eon is a Woman“) по пьесе Марка Браунелла в постановке актрисы театра Николь Виснер (17 мая – 23 июня 2018 года).
Недавно газета Chicago Reader назвала театр (приведу цитату без перевода) “one of the Best Off Loop Theaters of 2017“.
Одну из ролей в спектакле играет основательница и художественный руководитель Trap Door Theatre Беата Пилч. В нашей беседе я спросил ее, конкурирует ли ее театр с другими. Вот что она ответила: “Мне интересны другие театры, я слежу за тем, как они развиваются, но конкуренции я не чувствую. У каждого свой путь. После двадцати лет занятия театром мне кажется, что мы живем на каком-то острове. Мы ставим все новое. Даже если спектакль нашего театра будет ужасным, по крайней мере вы всегда сможете сказать, что такого вы еще никогда не видели и никогда не увидите. Часто, приходя в театр, через пять минут я уже знаю, чем дело закончится. Психологические драмы о неблагополучных семьях – ведущая тема американского театра. Но даже их ставят одинаково. Иногда мы видим американские пьесы в Европе, например, в Румынии и Польше, и не можем поверить, что это одни и те же пьесы. Мы смотрим Теннесси Уильямса и не верим своим глазам – настолько это свежо, оригинально, интересно! К сожалению, здесь это встречается редко. Американскому театру не хватает воображения. Моей мечтой является создание международной театральной компании, которая бы гастролировала по разным странам. Мы идем по этому пути. За последние годы мы несколько раз гастролировали в Румынии, были в Польше, Венгрии, Франции. Мне нравится путешествовать, обмениваться идеями, смотреть спектакли друзей. Мир шире и разнообразнее одной страны, даже такой, как Америка”.
Подписываюсь под каждым словом Беаты.
Nota bene! Спектакль “Западный экспресс” идет с 12 октября до 18 ноября в помещении The Trap Door Theatre по адресу: 1655 West Cortland Avenue, Chicago, IL 60622. Билеты – $20 в четверг и пятницу, $25 – в субботу. В пятницу два билета продаются по цене одного. Справки и заказ билетов на этот и другие спектакли сезона 2017-18 годов – по телефону 773-384-0494 или на сайте театра www.trapdoortheatre.com. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.